падма Пурана. О поклонении Лакшми

Во времена двапара юги жил царь по имени Бхадрашрава, правивший землей Саураштры. Этот царь был знающим Веды. Жену царя звали Суратичандрика, и у нее с царем было семеро сыновей. Кроме того, позже у них родилась дочь по имени Шьямабала.

Однажды Шьямабала отправилась с подругами играть на берег океана. Пока ее не было дома, во дворец прибыла сама Лакшми – богиня богатства и процветания, которая является вечной супругой Господа Вишну.

Лакшми предстала в образе старой жены брахмана и обратилась к стражнику у дверей: «Я хочу встретиться с Суратичандрикой».

«Зачем тебе встречаться с царицей? – спросил стражник. – Кто ты? Как зовут тебя? Где ты живешь?»

«Меня зовут Камала, – отвечала Лакшми. – Мужа моего зовут Бхуванеша, и он живет в городе Дваравати. Я хочу напомнить царице один случай, произошедший с ней ранее» (Поскольку богиня была в иллюзорном облике, то и ее ответы не были прямы. Камала – одно из имен Лакшми; слово камала означает цветок лотоса, и Лакшми известна как Камала, поскольку она сидит на лотосе. Слово «Бхуванеша» означает «Господин мира», а Дваравати, или Дварака, – это город, построенный Кришной).

История, поведанная богиней Лакшми стражнику, следующая.

В своей предыдущей жизни Суратичандрика была женщиной из касты вайшьев. Ее жизнь не была особенно счастливой, и однажды она, поссорившись с мужем, оставила дом и ушла прочь. Богиня Лакшми повстречала эту несчастную женщину и посоветовала ей совершать религиозный обряд, известный как лакшми врата. Совершение этого обряда принесло женщине множество заслуг, благодаря которым после смерти она провела тысячу лет в небесной обители на Вишнулоке. Когда же заслуги были исчерпаны, она родилась как Суратичандрика.

«Я пришла напомнить твоей царице об этом, – продолжала Лакшми. – Сейчас она богата, и поэтому стала гордой и тщеславной. Она не следует больше соблюдению лакшми враты, а это не верно».

«Что же это за обряд? – спросил стражник. – И когда надлежит его выполнять?»

«Этот обряд следует совершать в месяце Маргаширше, – ответила богиня. – Следует предлагать рисовый пирог, смешанный с камфарой, Вишну и Лакшми. Надлежит в течение четырех дней молиться Лакшми, постоянно предлагая ей пшеницу, творог, фрукты и цветы».

Стражник попросил подождать и направился с докладом к царице. Но Суратичандрика не смогла распознать в пожилой женщине богиню Лакшми. Когда та предложила царице свой совет, Суратичандрика только ударила женщину и прогнала ее.

Когда пожилая брахманка уходила, она встретила возвращавшуюся Шьямабалу. Увидев, что женщина плачет, принцесса спросила ее о причине слез. Выслушав всю историю, Шьямабала решила, что выполнять лакшми врату нужно ей самой.

Годы спустя Шьямабала вышла замуж за Маладхару, сына царя Сиддхешвары. Когда она отправилась в дом мужа, процветание покинуло царский двор вместе с ней. Это произошло по той причине, что Лакшми оставила их, хотя до тех пор, пока Шьямабала жила с родителями, богиня не покидала их. Новое положение царя и царицы было таково, что им едва ли не приходилось голодать.

Однажды Бхадрашрава навестил свою дочь, и Шьямабала была поражена тем, что случилось с родителями, и тем, как былое благополучие исчезло бесследно. Накормив своего отца, она дала ему с собой множество богатых подарков. Бхадрашрава взял дары, чтобы принести их домой, но как только он вошел в свой дворец, все богатство превратилось в куски угля.

Тогда же и Суратичандрика решила повидаться с дочерью. Это время как раз совпало со временем совершения лакшми враты, и Шьямабала убедила свою мать последовать этому обряду. И, о чудо! Когда Суратичандрика вернулась домой, она обнаружила, что процветание пришло к ним снова, и они снова богаты.

Такова чудесная сила совершения лакшми враты.