Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Сапхала экадаши

Сапхала экадаши
Сапхала экадаши

Сапхала экадаши — благоприятный день для соблюдения поста на экадаши (11-й день лунного месяца) Кришна Пакши (убывающей луны) в месяц Пауша традиционного индуистского календаря. Этот пост также известен как Пауша Кришна экадаши. По григорианскому календарю он приходится на период между декабрём и январём. Этот день имеет сакральное значение для индуистов: считается, что искренне соблюдающие пост в этот день освобождаются от грехов и создают себе основу для счастливой жизни.

Экадаши — это священный день, празднуемый дважды в месяц индуистского лунного календаря. В этот день воздаются почести хранителю Вселенной — Богу Вишну.

Слово «сапхала» переводится с хинди как 'процветать', 'преуспевать', поэтому этот пост рекомендуется соблюдать всем, кто стремится к успешной и счастливой жизни во всех её проявлениях. Таким образом, Сапхала Экадаши — это врата в мир изобилия, процветания, богатства и благополучия. Он почитается с особым пылом и энтузиазмом во всех уголках Индии: в храмах, посвящённых Кришне (ипостась Вишну), организуются масштабные мероприятия.

Ритуалы на Сапхала Экадаши

  • В этот день люди придерживаются строгого поста в честь бога Вишну. Пост начинается на рассвете и заканчивается с восходом солнца на следующий день (двадаши). Соблюдающие экадаши-врат употребляют в этот период только саттвичную пищу. Те, у кого нет возможности придерживаться полного воздержания от пищи, могут практиковать частичный отказ от некоторых продуктов либо соблюдать пост неполный день.
  • Вишну — основное божество Сапхала Экадаши. Вишнуиты совершают поклонения своему богу в надежде получить от него любовь и покровительство. Считается, что в этот день подношение Вишну листьев священного базилика способно устранить все грехи молящегося. Верующие приносят к статуям бога аромапалочки с ладаном, кокосы, плоды бетелевой пальмы и другие благовония. Зажигание вечером специальных подсвечников дия придаёт этому событию ещё большую торжественность.

В Сапхала Экадаши соблюдающие пост не спят всю ночь: они принимают участие в различных практиках бхаджана и киртана в честь бога Вишну, слушают известные сказания о нём. В конце проводится ритуал арати, в ходе которого божеству круговыми движениями предлагается лампада из гхи или камфоры. Затем прасад (пища, возложенная божеству во время ритуалов) распределяется между всеми членами семьи. В этот день верующие также жертвуют брахманам и нуждающимся деньги, еду и другие необходимые вещи.

Сапхала Экадаши
Сапхала Экадаши

Значимость Сапхала Экадаши

Важность этого поста упоминается в диалоге между Дхармараджей Юдхиштхиру и богом Кришной в священном тексте «Брахманда-Пурана». Согласно индуистским писаниям, даже 100 актов раджасуи ягьи и 1000 актов ашвамедха ягьи не сравнятся с соблюдением поста на Сапхала Экадаши. Этот день по праву описывается как поворотный момент, когда всем жизненным лишениям приходит конец и человек обретает благополучие. Сапхала Экадаши помогает соблюдающему пост в достижении его стремлений и желаний, а также приносит внутреннее удовлетворение и душевный покой.

Так описывается этот священный день в Брахманда-Пуране:

И сказал Юдхистхира Махараджа: «О мой Господин Шри Кришна, поведай мне, что за экадаши приходится на две последние недели месяца Пауша, как его соблюдать и кому в этот день поклоняться? Прошу тебя, расскажи мне о нём во всех подробностях, так, чтобы я смог понять, о Джанардана».

И отвечал ему Владыка всех Богов Шри Кришна: «О величайший из правителей, раз ты так сильно этого желаешь, то я постараюсь объяснить тебе все достоинства Пауша-Кришна-экадаши.

В этот день меня не так порадуют жертвоприношения и подношения милостыни от почитающих меня, как полное воздержание от пищи. Поэтому по возможности каждый должен соблюдать этот пост в честь бога Кришны. О Юдхистхира, вними же мне и познай со всей своей пытливостью те великие преимущества, что заключены в Пауша-Кришна-экадаши.

Кришна, экадаш

Как ранее мной говорилось, не следует выделять один экадаши среди других. Но всё же я поведаю тебе, как следует соблюдать Пауша-Кришна экадаши, дабы людской род мог использовать его для своего блага.

Пауша-Кришна экадаши также называют "Сапхала Экадаши". В этот священный день нужно поклоняться властелину Нараяне, соблюдая полное воздержание от пищи.

Так же как Шеша-нага — лучшая среди всех змееподобных, так же как Гаруда — лучшая из птиц, так же как ашвамедха-ягья — лучшее из жертвоприношений, мать Ганга — лучшая из рек, Вишну — лучший из богов, брахман — лучший из двуногих, так экадаши — самый главный из всех дней поста.

О величайший из правителей, рождённый в династии Бхарата, тот, кто будет строго соблюдать пост на экадаши, получит мою благосклонность. А теперь слушай, как я буду описывать необходимые деяния на Сапхала Экадаши.

На Сапхала Экадаши моим почитателям следует преподносить мне разные свежие фрукты в зависимости от сезона, региона и других условий, а также практиковать медитацию на мой образ всеблагой Высшей личности. Среди подношений должны быть гранаты, кокосы, орехи и листья бетелевой пальмы, гуава, манго, помело, различные орехи, гвоздика и другие пряности. Пусть будет ладан и лампады с маслом гхи, что придаст этому экадаши особой торжественности.

Мои почитатели должны стремиться не ложиться спать в эту ночь.

Экадаш

А сейчас, будь добр, послушай с особым вниманием, как я буду рассказывать тебе о всех заслугах, которые получит тот, кто будет придерживаться полного отказа от пищи и проведёт ночь, воспевая в мантрах и гимнах великого Нараяну.

О величайший из правителей, не существует такого жертвоприношения или паломничества, которые бы по своим благам превосходили соблюдение поста на Сапхала Экадаши. Такой пост, особенно если оставаться бодрствовать всю ночь, по получаемым заслугам равен 5000 земных лет отшельничества.

О король всех королей, выслушай теперь прекрасную историю о том, как этот священный экадаши обрёл свою славу.

Давным-давно был город под названием Чампаавати, которым правил святой царь Махишмата. У него было четверо сыновей, старший из которых — Лумпака — погряз в греховных делах: запрещенных половых связях с замужними женщинами, азартных играх и постоянных контактах с известными женщинами лёгкого поведения. Своими ужасными деяниями он постепенно растратил богатство своего отца, короля Махишмата. К тому же Лумпака стал критиковать дэвов, посланников Бога на земле, и брахманов, а также непрестанно поносил вайшнавов. В конце концов, царь Махишмата, видя нравственное падение своего сына, решил изгнать его из дворца в лес. Боясь гнева царя, даже самые мягкосердечные родственники не вступились за Лумпаку, понимая, как греховен Лумпака и как за это на него зол отец.

Экадаш

Озадаченный своей ссылкой, брошенный и отвергнутый всеми Лампака думал: "Мой отец выгнал меня, мои близкие даже пальцем не пошевелили, чтобы возразить ему. Что же мне теперь делать?"

И снова у него созрел греховный план: "А не пробираться ли мне в город под покровом ночи и красть богатства?! Дни буду проводить в лесу, а ночами делать вылазки в город". Думая так, заходил в чащу леса греховный Лумпака.

Днём он убивал множество животных, а ночью отправлялся в город, чтобы обворовывать его жителей. Они уличали его несколько раз, но не трогали, боясь гнева царя. Горожане считали, что именно накопившиеся за прошлые воплощения грехи Лумпаки вынудили его потерять все царские привилегии и опуститься до поступков обычного себялюбивого воришки.

Питаясь преимущественно мясом, Лумпака каждый день ел также и фрукты. Часто он находил свой приют под баньяновым деревом, которое было очень важно для Бога Васудевы, чего не знал Лумпака. Многие люди поклонялись этому дереву как божеству, царствующему над всеми деревьями леса.

Как раз в то время, когда Лумпака совершал столько греховных деяний, настало время Сапхала Экадаши. Накануне этого дня (дасами) бывший принц провёл всю ночь без сна из-за того, что стоял ужасный холод, а его хилое одеяло совсем не грело. Холод не только лишил его сна, но почти и забрал жизнь. Когда взошло солнце, Лумпака был чуть жив, его била сильная дрожь, тело не слушалось.

Экадаш

Всё утро он не мог отойти от этого оцепенения — так и просидел до обеда. В полдень он пришёл в себя и встал со своего места у баньянового дерева. Когда он попытался идти, ноги его не слушались и он падал. Как хромой, ковылял он по лесу, умирая от голода и жажды. Лумпака был так слаб, что не мог собраться с силами и убить хоть одно живое существо в этот день. Вместо этого он довольствовался опавшими с деревьев фруктами. Когда он вернулся к своему баньяновому дереву, солнце уже село. Положив фрукты у корней дерева, Лумпака начал причитать: "О бедный я. Что мне делать?! Что же со мной будет?! О Шри Хари, прошу тебя, будь милостив ко мне и прими в дар эти фрукты”.

Следующую ночь ему также пришлось провести без сна. Тем временем всемилостивый Бог Мадхусудана был тронут таким скромным подношением Лумпаки и принял собранные им лесные фрукты. Лумпака, сам того не ведая, выдержал пост на экадаши. И благодаря заслугам, которые он накопил в этот день, он вновь обрёл свое царство без каких бы то ни было препятствий. Слушай же меня, о Юдхистхира, о том, что случилось с сыном царя Махишмата, когда проявилась лишь часть благ Сапхала Экадаши. На следующий день с восходом солнца к Лумпаке приблизился прекрасный жеребец и остановился прямо рядом с ним. В тот же день он услышал голос, раздавшийся прямо с прояснившегося за это время неба: "Этот конь тебе, Лумпака. Оседлай его и скачи к своей семье. О сын царя Махишматы, с благословления величайшего из богов Васудевы и благодаря силе тех заслуг, которые ты приобрёл, соблюдая пост на Сапхала Экадаши, ты получишь назад своё царство без каких-либо дальнейших трудностей. Такова твоя заслуга от соблюдения поста в самый священный день. Иди же теперь к своему отцу и займи законное место в своей династии”.

Услышав эти слова с небес, Лумпака оседлал коня и направился в Чампаавати. Благодаря благам, обретённым во время поста на Сапхала Экадаши, он снова стал наследным принцем и моим преданным почитателем.

Лумпака выразил своё почтение отцу, царю Махишмате, и вновь принял от него царские регалии. Махишмата, увидев своего сына с вайшнавскими орнаментами на теле и тилакой в межбровье, тут же передал ему царство, и Лумпака долго и мирно правил им. Каждый год на экадаши он возносил почести богу Нараяне с особым рвением. С милостью Шри Кришны он обрёл красавицу-жену и замечательного сына. В преклонном возрасте Лумпака передал корону своему наследнику так же, как когда-то сделал его отец. Затем он оставил всё и ушел в лес, чтобы полностью посвятить своё внимание служению Высшему Божеству, обуздывая свой разум и чувства. Очистившись от всех материальных желаний, он покинул своё физическое тело и вернулся туда, откуда пришёл — к Богу, — заняв место у ног почитаемого им Шри Кришны. О Юдхистхира, тот, кто обретёт меня так же, как это сделал Лумпака, полностью избавится от жалоб и тревог. Действительно, любой, кто будет соблюдать пост на Сапхала Экадаши, даже не намеренно, как Лумпака, прославится в этом мире. Он станет абсолютно свободен от смерти и вернётся к духовному миру Вайкунтха. Этому нет сомнений. Но более того, любой, кто просто слушает о благах Сапхала Экадаши, накапливает заслуги в той же мере, как тот, кто совершает раджасуью ягью и, как минимум, отправится на небеса в своем следующем рождении». Так заканчивается повествование о благах Пауша-Кришна экадаши, или Сапхала Экадаши, изложенное в Брахманда-пуране.