Измени себя — изменится Мир вокруг

Бодхичитта — путеводная звезда бодхисаттвы

Слушать аудиоверсию 0:00 / 12:23
Синтезированная речь

При знакомстве с Учением Будды у многих на первом этапе возникает когнитивный диссонанс. Самая первая проповедь Будды говорит нам о том, что существует страдание, все живые существа, так или иначе, страдают, и причина страданий — желания и привязанности. И тут возникает справедливый вопрос: если отказаться от желаний, порвать все привязанности к привлекательным для нас объектам, то что же получится в итоге? Отсутствие желаний и привязанностей лишает смысла вообще какую-либо деятельность. Ибо зачем что-то делать, если мотивации нет никакой? И кто же, в конце концов, будет работать, если все будут только сидеть под деревом и медитировать?

Надо заметить, что вопрос вполне справедливый. И сам Будда, видя, что некоторые его ученики слишком уж ревностно бросились устранять желания, буквально восприняв его поучение, предостерегал от крайнего аскетизма и проповедовал Срединный путь — одинаково удалённый как от роскоши и прожигания жизни, так и от крайнего аскетизма. Однако уход в крайний аскетизм — это лишь один из аспектов не совсем правильного восприятия Учения Будды о Четырёх благородных истинах. Даже если человек не изнуряет себя дикими аскезами, то на Пути существует ещё одна уловка — уход от реальной жизни и бездействие.

Вдохновившись Учением Будды, некоторые практики считают, что если устранить все желания, то можно пребывать в безмятежном блаженстве. И надо признать — так оно и есть. Только смысла в такой жизни нет никакого. Устранив полностью все желания, человек превращается в растение — он просто потребляет ресурсы и полностью бесполезен для окружающего мира. И согласитесь, Будда просто не мог дать такое Учение, которое ведёт вот к такому странному результату. Конечная цель Учения — стать совершенным человеком, максимально эффективным и полезным для окружающих. И полное избавление от всех желаний скорее повредит этому.

«Правильные» и «неправильные» желания

Тут важно рассмотреть такое понятие, как «желание». Что же подразумевается под этим понятием? Совершенно очевидно, что между желанием покурить и желанием помочь ближнему существует разница, и объединять оба этих явления одним словом «желание» — это, мягко говоря, странно. Поэтому важно разделять свои мотивации на эгоистичные и альтруистичные. К примеру, когда сам Будда достиг просветления, он всерьёз задумался — стоит ли нести людям Дхарму, ведь они так неразумны и так невежественны. Но Татхагата, взращивая в себе сострадание ко всем живым существам на протяжении бессчётного количества кальп, просто не мог, познав истину, не поделиться ей с другими. Так что же двигало им? Желание счастья всем живым существам. Получается, даже у Татхагаты было как минимум одно желание? То есть он сам противоречит своему Учению?

Вовсе нет. Когда Будда давал Учение о Четырёх благородных истинах, под «желаниями» он подразумевал эгоистичные желания — страсти, привязанности, зависимости, жажду наживы, развлечений, удовольствий и так далее. Если говорить более конкретно, то деструктивными желаниями являются желания чувственных удовольствий. Вот именно они и приводят к страданиям. Если же у человека зарождается желание помочь ближнему, то это, наоборот, — выход на новый уровень сознания. И здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как зарождение Бодхичитты. Что же такое Бодхичитта?

Жемчужина, сияющая в цветке лотоса

Мантра буддизма Махаяны «Ом Мани Падме Хум» дословно переводится как ‘Жемчужина, сияющая в цветке лотоса’. Слово «мани» означает ‘сокровище’, ‘драгоценная жемчужина’, ‘драгоценный камень’. И авторитетные практики традиции Махаяны и Ваджраяны, в том числе сам Далай-лама XIV, утверждают, что в этой известной мантре под словом «мани» подразумевается самое драгоценное сокровище, которое может обрести живое существо, — Бодхичитта. В чём же ценность Бодхичитты?

Бодхичитта переводится с санскрита как ‘пробуждённый ум’. Есть разные толкования этого понятия. По одной версии, бодхичитта — это уже полное Просветление. По другой версии, бодхичитта — это лишь промежуточная степень Пробуждения, на которой зарождается стремление достичь состояния Будды. Но обе версии поддерживают идею о том, что Бодхичитта содержит в себе альтруистичную мотивацию. Тот, в ком зародилась Бодхичитта, движим преимущественно мотивацией помощи всем живым существам обрести освобождение от страданий и причин страданий.

Какова же роль Бодхичитты? Здесь стоит снова рассмотреть концепцию Четырёх благородных истин. Итак, предположим, человек избавился от всех желаний и привязанностей. Страдание прекратилось. И в этом есть конечная цель буддизма традиции Хинаяны — Малой Колесницы. Главной задачей Хинаяны является личное освобождение и достижение Нирваны. И именно эту идею первоначально Будда проповедовал своим ученикам. Но, как выяснилось позже, это была всего лишь уловка, чтобы смотивировать широкие массы людей практиковать Учение. На самом деле, личное освобождение — это только начало пути. Об этом Будда поведал в своей проповеди на горе Гридхракута, которая описана в «Сутре Лотоса Чудесной Дхармы». И именно там Будда описал, как происходит движение по духовному пути.

Когда человек побеждает свои страсти, привязанности и желания, в его уже очищенном от неведения сознании неизбежно зарождается драгоценная жемчужина Бодхичитты, которая и позволяет дальше двигаться по пути, а не превратиться в овощ на грядке, которому кроме потребления ресурсов ничего не интересно. И именно на концепции Бодхичитты основана традиция буддизма Махаяны — Великой Колесницы. И тот, в ком зародилась Бодхичитта, действует исключительно во благо всех живых существ, и главной (если не единственной) мотивацией при этом является сострадание ко всем живым существам.

Тот, в ком зародилась драгоценная жемчужина Бодхичитты, становится на Путь бодхисаттвы. Бодхисаттва переводится с санскрита как ‘существо, стремящееся к Пробуждению’. Бодхисаттва стремится достичь состояния Будды ради блага всех живых существ. Тут может возникнуть вопрос: почему же для блага всех живых существ надо обязательно стать Буддой? Дело в том, что Будда — это полностью просветлённое совершенное существо, обладающее совершенной мудростью и абсолютным всеведением. И это позволяет действовать на благо всех живых существ максимально эффективно. Именно поэтому бодхисаттва зарождает в себе такое стремление — стать Буддой. Не ради собственного счастья и блаженства, а для того, чтобы быть максимально эффективным.

Рассматривая концепцию Бодхичитты, следует обратить внимание на два важных аспекта, которые в ней присутствуют. Первое — это цель. Цель — достичь состояния Будды. Казалось бы, это уже самая возвышенная цель, которая может быть. Однако последователи Хинаяны также стремятся достичь Пробуждения, но мотивация у них при этом менее возвышенная, чем у последователей Махаяны. Это вовсе не значит, что Учение Хинаяны в чём-то ущербно, вовсе нет. Просто Учение Махаяны имеет иную направленность. Имея ту же цель, что и у последователей Хинаяны, в традиции Махаяны культивируется идея о деятельности ради освобождения всех живых существ. И этот второй аспект такого явления, как Бодхичитта, — мотивация. И мотивация — стать Буддой ради того, чтобы освободить от страданий всех живых существ. Именно поэтому эволюция Бодхисаттвы происходит очень быстро. Потому что, зародив в себе сострадание ко всем живым существам, он неустанно упражняется в практике не ради личного счастья, но ради блага всех живущих.

На простом жизненном примере можно почувствовать разницу. К примеру, если вы решили бегать по утрам, чтобы сбросить вес, то можно сколько угодно себе внушать, что «с понедельника…», но будет как в том анекдоте: «Я сказал, что с понедельника, но не сказал с какого именно». В случае же, если вы поставили себе задачу помочь своему другу решить проблему с лишним весом и предложили ему бегать по утрам вместе, то в самый же ближайший понедельник придётся вылезти из кровати — и таки начать бегать. Потому что, просто пнув будильник подальше, вы тем самым пнёте подальше не только своё развитие, но и развитие своего друга. Таким образом, если совершая какое-либо действие, вы делаете это не из личной выгоды, а с мотивацией помочь кому-либо, то такая мотивация является гораздо более сильной и позволяет не отступать от задуманного, даже если вы не отличаетесь особенной силой воли.

Именно в этом и состоит ценность Бодхичитты. И именно поэтому в самой известной мантре буддизма Махаяны Бодхичитта названа ничем иным, как «сокровищем», «драгоценным камнем», который сияет в цветке лотоса. Под цветком лотоса следует понимать наше сердце. И на самом деле, в сердце каждого живого существа уже присутствует бодхичитта. Наша истинная изначальная природа по существу своему — добродетельна. И только в силу наших омрачений, которые застилают нашу истинную природу, подобно тому, как серые тучи застилают солнце, мы совершаем неразумные поступки и ошибки. Но по мере практики йоги и медитации — мы можем разогнать эти серые тучи, и тогда на небе нашего сознания засияет яркое солнце — Бодхичитта, которая является нашей истинной природой.

Также стоит помнить о том, что Бодхичитта в непроявленном состоянии существует в каждом живом существе, и лишь по причине того, что она временно скрыта за слоем омрачений, — живые существа действуют неразумно и могут причинять вред себе и другим. Это, на самом деле, очень важное понимание. Ведь, если мы будем понимать, что все живые существа по природе своей добродетельны и доброжелательны, — это и есть ключ к победе над гневом. Потому что, если живое существо действует неразумно не потому что этого желает, а потому что омрачения в сознании заставляют его так поступать, то какой смысл вообще на кого-либо гневаться.

Бодхичитта — центральное понятие буддизма традиции Махаяны. Если главным упором в практике Хинаяны является борьба со страстями и привязанностями, то в практике Махаяны главный упор — на взращивание в себе Бодхичитты. И, как ни удивительно, но именно Бодхичитта является также и главным инструментом борьбы со страстями. Дело в том, что в этом мире наш запас времени и энергии ограничен. И любая страсть или зависимость тратит и время, и энергию. И понимание того, что у нас есть чёткий выбор: потратить энергию и время на удовлетворение страсти или потратить это же количество времени и энергии на помощь кому-либо — является самой лучшей мотивацией для преодоления страстей

Потому что, если стоит выбор между праздным времяпровождением или конкретной помощью кому-то, то для того, в ком уже зародилась драгоценная жемчужина Бодхичитты, выбор очевиден. И это позволяет максимально эффективно бороться со страстями — не путём подавления, а путём замены бесполезной и вредной деятельности на полезную. И как показывает опыт — такой метод борьбы со страстями позволяет эволюционировать максимально быстро.

Преимущества и достоинства Бодхичитты можно описывать бесконечно. Но наиболее хорошо, кратко и вдохновляюще написал об этом философ Шантидэва: «Если бодхисаттва упрочился в бодхичитте и не мыслит отступать, покуда существа бесконечных миров не достигнут полного освобождения, то с этой минуты, даже если он спит или разум его отвлечён, ждёт его непрерывный поток заслуг, равный просторам неба».