Измени себя — изменится Мир вокруг

Буддийский праздник Весак. Что он означает

Слушать аудиоверсию 0:00 / 11:20
Синтезированная речь

Две с половиной тысячи лет назад миллиардам живых существ в нашем мире проявилась невероятно благая карма, и в семье царя Шуддходаны из рода Шакья родился мальчик, которого назвали Сиддхартхой. Казалось бы, ничего примечательного, даже учитывая тот факт, что Махараджа ждал наследника долгих двадцать лет. На самом деле, в теле принца Сиддхартхи прямиком с Небес Тушита воплотился бодхисаттва Шветакету. Небеса Тушита — это особенный мир, где воплощаются бодхисаттвы и пребывают там в безмятежном блаженстве многие кальпы. Это своего рода «санаторий» для тех, кто бессчётное количество жизней посвятил служению живым существам и, воплотившись на Небесах Тушита, может отдохнуть от страданий бытия и испытать мириады наслаждений. Именно из такого мира, движимый чувством глубокого сострадания ко всем живым существам, воплотился в наш мир бодхисаттва Шветакету, которому спустя 35 лет суждено было стать Учителем Богов И Людей — Буддой Шакьямуни — и на протяжении долгих сорока лет распространять в нашем мире нетленную Дхарму, которая способна привести к освобождению несметное количество живых существ. Именно с жизнью Будды Шакьямуни, а точнее с основными событиями в его жизни, связан такой важный праздник, как Весак.

Двадцать лет царь Шуддходана ждал наследника, но его жена Махамайя никак не могла забеременеть. И вот, словно по благословению свыше, однажды ей приснился чудесный красочный сон, будто белоснежный слон входит в её живот. Проснувшись, она сразу поняла, что это был знак и что она беременна. Радости царя Шуддходаны не было предела. Вскоре, не причинив никакой боли своей матери, у Махамайи родился мальчик, которого назвали Сиддхартхой. По случаю такой великой радости царь Шуддходана пригласил к себе во дворец очень уважаемого мудреца-отшельника Аситу. А Асита, взглянув на мальчика, заплакал. Махараджа забеспокоился, подумав, что мудрец увидел какой-то недобрый знак и мальчика постигнет какая-то страшная участь. Однако на вопросы Махараджи Асита ответил, что мальчику суждено стать Буддой, великим учителем человечества, а плачет он потому, что уже слишком стар и не сможет увидеть, как мальчик станет Буддой, и не услышит его проповедей.

Принц Сиддхартха родился в полнолуние весеннего месяца вайшакха. И этот день стал великим праздником для всех последователей учения Будды. На сингальском языке название месяца вайшакха звучит как «весак». Отсюда и пошло название праздника, который со временем получил мировое признание и сегодня является одним из самых популярных в мире праздников.

статуэтка будды в траве

Через семь дней после рождения принца Сиддхартхи его мать Махамайя покинула этот мир, и есть версия, что она мгновенно воплотилась на Небесах Тушита в силу своей невероятно благой кармы — ведь она стала матерью Будды. Стоит отметить, что уход Махамайи из этого мира имеет ещё и некий символический смысл. Имя «Махамайя» в переводе означает ‘великая иллюзия’. И вот «великая иллюзия» покинула этот мир, когда в него пришёл Будда. То есть символизм заключается в том, что принц Сиддхартха пришёл в этот мир, чтобы разрушить великую иллюзию, в которой пребывают все живые существа. Вообще, символизм в жизни Будды проявляется буквально на каждом шагу.

Буддийский праздник Весак

Итак, чей же праздник Весак? В какой религии его отмечают? Праздник Весак почитается всеми «тремя колесницами» буддизма: Хинаяной, Махаяной и Ваджраяной. Интересным является тот факт, что Весак — это не только день рождения Будды, но также день, когда он достиг Пробуждения, и день, когда он покинул этот мир, уйдя в Махапаринирвану.

История принца Сиддхартхи поистине невероятна. Когда его отец узнал о том, что наследник трона может стать отшельником-аскетом, он оградил сына от всяких страданий и даже выслал из города всех больных, стариков и нищих, чтобы сын никогда не узнал о том, что существуют в этом мире старость, болезнь и смерть. В царском саду слуги даже по ночам срезали увядшие розы, чтобы царевич не видел никакого увядания жизни. Но однажды (видимо, сами боги вмешались, чтобы направить принца на путь поиска истины) принц Сиддхартха встретил старика, больного, похоронную процессию и странствующего аскета. Он был шокирован тем, что в мире существует страдание, а также удивлён спокойствием и невозмутимостью аскета. Это стало поворотной точкой — принц покинул дворец и около семи лет посвятил практике йоги и медитации, после чего под деревом Бодхи (выстояв в весьма эпичной схватке с самим Марой — божеством страстей и желаний) достиг Просветления. Это произошло на 35-ом году его жизни, ровно в ночь его рождения, в полнолуние весеннего месяца вайшакха.

статуэтка будды с листом бодхи

Почти сорок лет Будда посвятил проповедям, трижды повернув «Колесо Дхармы». Эти три поворота и стали впоследствии тремя направлениями в буддизме: Хинаяной, Махаяной и Ваджраяной. На самом деле, Будда вовсе не хотел, чтобы его Учение делили на какие-то течения. Он лишь проповедовал, так сказать, для разных уровней развития. И каждый смог понять истину именно в той версии, которая доступна на данный момент его уровню развития. Так и произошло разделение Учения Будды на «три колесницы».

После сорока лет проповедей, развязав все кармические узлы и преподав нетленную Дхарму всем своим кармическим ученикам, Будда, исполнив своё предназначение в нашем мире, ушёл в Махапаринирвану — нирвану без остатка. Это также произошло в полнолуние весеннего месяца вайшакха. Таким образом, в этот день отмечаются сразу три важные даты в жизни каждого буддиста. Весак — это день рождения, просветления и смерти Будды Шакьямуни.

Будда Шакьямуни, проповедуя Дхарму, часто применял так называемые уловки. К примеру, исходя из его последней проповеди на горе Гридхракута, можно сделать вывод, что самая его первая проповедь о стремлении к нирване была уловкой, которая направлена на то, чтобы привлечь людей возможностью достичь нирваны и тем самым прекратить страдание. В своей же последней проповеди Будда полностью отверг данную концепцию и проповедовал уже о том, что конечная цель его Учения вовсе не нирвана, а Путь бодхисаттвы.

Есть любопытная версия, что сам уход Будды в Махапаринирвану также был уловкой. Дело в том, что когда Татхагата находится в этом мире, у живых существ очень слабая мотивация к саморазвитию. Это происходит по той причине, что когда рядом есть совершенно просветлённый Учитель, то нет мотивации развиваться самому, ведь Учитель всегда поможет и подскажет. Именно поэтому есть предположение, что Будда лишь создал иллюзию того, что он покинул этот мир, чтобы люди (его ученики) сами начали духовно развиваться. А на самом деле Будда Шакьямуни до сих пор присутствует на горе Гридхракута и читает проповеди, просто это действие загадочным образом скрыто от глаз непосвящённых.

статуя будды и 5 первых учеников

Примечательно, что день рождения, Пробуждения и ухода Будды в Махапаринирвану отмечен полнолунием в ночь весеннего месяца вайшакха. Именно поэтому праздник Весак отмечается по лунному календарю и по этой причине фиксированной даты он не имеет. Праздник Весак может приходиться как на начало апреля, так и на конец мая. К примеру, в уходящем году праздник Весак отмечался 29 мая, а вот Весак в 2019-ом году будет отмечаться 19-го мая.

Общепризнанным в мире этот праздник стал с 2000-го года. На заседании ООН, которое состоялось 13 декабря 1999-го года в Нью-Йорке, представители 34 стран обратились с просьбой праздновать Весак на международном уровне. И заседание ООН эту идею поддержало. Начиная с 2000-го года, праздник Весак получил международное признание во всех центральных учреждениях ООН.

Буддисты всего мира отмечают его пышными и впечатляющими мероприятиями. В день Весака монахи и миряне украшают храмы. А с наступлением ночи зажигают фонарики, которые символизируют Пробуждение от сна неведения. Вокруг всемирно известного дерева Бодхи, где Будда достиг Просветления и победил Мару с его воинством, расставляют масляные лампы. Также лампы расставляют вокруг ступ.

Монахи и миряне в ночь Пробуждения Будды всё время посвящают медитациям, а также чтению и слушанию сутр. Также есть традиция в этот день трижды обойти монастырь, в честь «трёх драгоценностей»: Будды, Дхармы и Сангхи. В этот день последователи Учения особенно ревностно относятся к своим действиям, следя за тем, чтобы своими поступками — умышленно или неумышленно — не причинить вреда живым существам. С этой целью даже прекращается сельскохозяйственная деятельность. Также в этот день рекомендуется практиковать даяние как одну из главных практик борьбы с эгоизмом и взращивания в себе чувства сострадания к живым существам. Даяние является одной из «шести парамит» в практике Пути бодхисаттвы. И есть мнение, что они расположены по степени важности и каждая предыдущая является фундаментом для последующей. Исходя из этой логики, именно практика даяния является фундаментом для дальнейшего духовного развития. И, разумеется, практиковать щедрость нужно не только по случаю праздника Весак, а и в повседневной жизни.

буддийский монахи

Весак очень символичен не только для буддистов, но и для всех, кто хоть немного знаком с историей Будды Шакьямуни. Это праздник победы добра над злом, мудрости над невежеством, сострадания над гневом. Он символизирует то, что каждый из нас может достичь состояния Будды, ведь природа Будды проявлена и присутствует во всех живых существах, подобно тому, как в каждой капле морской воды есть соль. Если выпарить из морской воды саму воду, останется лишь одна соль, также и мы, — если искореним в себе все наши омрачения, то и в нас проявится природа Будды. Праздник Весак — это символ победы над самим собой. Это символ того, что если хочешь изменить мир, сначала измени себя. И тогда изменится мир вокруг. Именно этому и учил нас Будда Шакьямуни и своим вдохновляющим примером он показал, что, покорив свой ум, можно покорить весь мир. И само знание об этом ведёт нас к освобождению: измени себя — изменится мир вокруг. И что ещё можно постигнуть сверх этой великой истины?

Календарь праздника Весак на ближайшие годы

  • 2020 год – 7 мая;
  • 2021год – 26 мая;
  • 2022 год – 8 апреля.