Развей простого смертного сомненья». Пребывая в Джетаване, Благословенный поведал историю о Махамангала Сутре1, или «Трактате о (благоприятных) знамениях».
В городе Раджагрихе, по той или иной причине, в царских хоромах собралось большое количество народу. Был среди них один человек, который встал и вышел со словами:
«Сегодня — день благих знамений».
Некто услышал это и сказал:
— Этот человек вышел, говоря о знамениях, что он имеет в виду под знамением?
Третий сказал:
— Хорошей приметой является созерцание чего-либо, приносящего удачу. Предположим, пробуждается человек рано утром и видит совершенно белого быка или женщину с ребёнком, или красную рыбу, или кувшин, наполненный до краёв, или топлёное коровье молоко, или новую нестираную одежду, или рисовую кашу — нет ничего лучше, чем увидеть эти знаки.
Некоторые из прохожих одобрили это объяснение:
— Хорошо сказано, — говорили они.
Другой же вмешался:
— Нет, в этом нет никакой хорошей приметы. А вот то, что вы слышите, и есть добрый знак. Человек слышит, как люди говорят «полный», потом слышит «полный рост» или «рост», или говорят «ешь» или «жуй» — нету примет лучше, чем эти.
Некоторые, стоящие здесь же, сказали: «Верно подмечено» — и одобрили такое объяснение.
Третий сказал:
— Нет во всем этом никакого предзнаменования, но то, к чему вы прикасаетесь, это и есть хорошая примета. Если человек встаёт рано и касается земли, зелёной травы, или ему случится вляпаться в коровью лепёшку, а также прикоснётся к чистой рясе или мантии, красной рыбе, золоту или серебру, то нет лучшего предзнаменования, чем эти.
И здесь некоторые из прохожих одобрили такую трактовку примет. И тогда сторонники приметы зрения, приметы звука и приметы осязания разбились натрое, но так и не смогли убедить друг друга.
От божеств Земли до царства Брахмы никто не мог точно сказать, что же является добрыми, благими приметами. Шакра (Индра) подумал:
«Среди богов и людей никто, кроме Благословенного, не способен решить спор о предзнаменованиях. Вот к нему-то я и отправлюсь и задам ему этот вопрос».
И вот, ночью он навестил Судьбоносного, приветствовал его и, сложив руки в мольбе, задал вопрос, который начинался следующими словами:
«Множество богов и людей желали бы знать...»
Тогда Учитель в двенадцати стихах поведал ему соответственно о восьми и о тридцати великих знамениях. И по мере того как он произносил гатхи, одну за другой, из Махамангала-сутры, боги, исчисляемые множеством миллионов, становились архатами, а тех, кто вступил на путь Сотапанны, было вообще не счесть. Выслушав знамения, Шакра вернулся к себе, а мир людей и мир богов одобрили изречённое, единогласно проговорив: «Хорошо сказано».
Затем в собрании Дхармы они стали обсуждать достоинства Татхагаты:
— Братья, вопрос благих знамений был непосилен для других, но Будда постиг сердца людей и богов и разрешил их сомнения, словно заставил Луну взойти на небе! Как же мудр Татхагата, о бхикшу!
Вошёл Учитель и спросил, о чем они говорят, сидя там, и они рассказали ему. Он молвил:
— Нет ничего удивительного в том, монахи, что я разрешил вопрос предзнаменований теперь, когда обладаю совершенной мудростью; но даже когда я ходил по земле как Бодхисаттва, я разрешал сомнения людей и богов, отвечая на вопрос о знамениях.
Сказав так, он поведал историю из прошлого.
— В прошлом Бодхисаттва родился в одном городе в семье богатого брахмана, и назвали его Ракхитакумарой (Юным защитником). Когда он вырос и завершил своё образование в Таксиле, он женился, а после смерти родителей он взял на себя заботу об управлении их состоянием. Затем, постоянно упражняя ум, он раздавал милостыню и, овладев своими страстями, стал аскетом в пределах Гималаев, где он развил сверхспособности (абхинья) и поселился в определённом месте, питаясь корнями и плодами леса. Число его последователей, которые проживали вместе с ним, постепенно росло, пока не достигло количества пятисот человек.
Однажды, подойдя к Бодхисаттве, его подвижники обратились к нему:
— Учитель, когда наступит сезон дождей, не спуститься ли нам с Гималаев и пройти по деревням? Таким образом мы укрепим наши тела, пополним запасы соли и приправ, а также совершим паломничество.
— Отправляйтесь в путь, — сказал он, — я же останусь на месте.
Попрощавшись, они спустились с Гималайских гор и продолжали свой путь, пока не достигли Бенареса, где поселились в роще при царском дворе, где им был оказан особый почёт и гостеприимство.
И вот, в один из дней, в месте, отведённом для отдыха и развлечений, собралось множество народу. Среди них обсуждался вопрос предзнаменований. Всё происходило в точности так, как это описано во вступлении к этой истории.
Тогда, как и теперь, собрание не увидело никого, кто мог бы развеять сомнения людей и решить спор о знамениях. Тогда они отправились в рощу и явили предмет своих разногласий на суд сонма мудрецов.
Мудрецы обратились к царю, сказав:
— О великий махарадж, нам не под силу решить этот вопрос, однако наш Учитель, аскет Ракхита, мудрейший человек, что обитает в Гималаях, может. Он единственный, кто сможет разъяснить, ибо постигает мысли людей и богов.
Царь молвил:
— Гималаи, о достопочтенные, слишком далеко и труднодоступны, чтобы нам туда отправляться. Не пойдёте ли вы сами к своему Учителю и не зададите ли ему этот вопрос, а когда получите ответ, вернётесь и расскажете нам?
Пообещав царю так и поступить, они вернулись к Учителю. После должного приветствия своему учителю и его расспросах о благополучии царя и о том, как живут деревенские жители, они рассказали ему всю историю о предзнаменованиях и причём от начала до конца. Они объяснили, что пришли по поручению царя, с целью услышать ответ на вопрос своими ушами.
— Теперь, бханте, — сказали они, — будь добр, разъясни нам природу знамений и открой нам истину.
Тогда старший ученик задал свой вопрос Учителю, произнеся первую гатху:
Развей простого смертного сомненья,
Провозглашая истину, поведай,
Учение каких священных текстов,
Что в час благоприятный произносят,
Сопутствуют удаче в этом мире,
А в мире Горнем благодать приносят?
Когда старший ученик изложил суть вопроса этой гатхой, Великосущностный, развеяв сомнения богов и людей, ответил:
— Предзнаменования следует понимать так-то и так-то, — и, описав знамения с мастерством Будды, промолвил:
Богов кто почитает с добрым сердцем,
В мирах, где форма есть и нету формы,
И с ними всех мужей достопочтенных,
А также пресмыкающихся гадов
И всех существ живущих, коих видим —
Тот каждому из них благословен.
Так Великая Сущность объявил первое знамение, а затем второе и все остальные:
Кто кротостью весёлой мир чарует,
В ответ злословью брань не применяет,
Тот очень дорог и мужам, и жёнам,
Сынов и дочерей он сердцу дорог,
Блаженством тот средь равных воссияет.
Кто чист умом и мудрость сохраняет,
Когда беда случится; кто в забавах
Товарищей своих не презирает,
А также не кичится ни рождением, ни кастой,
Благословен средь сверстников такой.
Берёт себе в друзья людей он верных,
Они ему всецело верят, ибо
Не колок на язык, всё с ними делит.
Того, чьё слово друга не обидит,
Благословенным средь друзей увидят.
И если рядом добрая супруга,
Верна и добродетельна в поступках,
Даёт ему детей, скромна природой,
Заботой он и лаской окружён,
Тогда благословения отрада
Является ему посредством жён.
Кому один Всевышний лишь владыка,
Что всё в себе собою наполняет.
И будучи источником единым,
Глаголет громогласно: «Сей есть друг мой», —
Благословлён монархами такой.
Кто верующий истинно, всецело,
Рука чья подаёт, не оскудеет,
Еду, питьё, гирлянды, благовония,
Распространяет радость с миром в сердце,
Во всех мирах небесного чертога
Благая весть снисходит на того.
Который очищение проходит
Стараниями праведников светлых,
А также пребывает среди мудрых,
Чья жизнь проходит в безмятежном благе,
Тот благостью одарен всех святых.
Таким образом, Великосущностный, сам будучи Архатом, довёл свои рассуждения до пика, объяснив в восьми стихах, что является действительными знамениями. Восхваляя их значимость и высоту, он произнёс заключительную гатху:
Итак, блага все эти в здешнем мире
Средь мудрых почитаются особо:
Они своим величием прекрасны.
Благоразумен всяк, кто следует им, ибо
В пустых приметах нету ничего!
Мудрецы, услышав об этих знамениях, пробыли там семь или восемь дней, а затем снова отправились в Бенарес.
Царь посетил их и задал свой вопрос. Они объяснили ему природу знамений так же, как она была им изложена Бодхисаттвой, и вернулись в Гималаи. С тех пор вопрос о знамениях был постигнут во всём мире. И, разобравшись в предзнаменованиях, покидая этот мир, каждый из них отправлялся пополнять небесные сонмы.
Бодхисаттва же укреплял свои способности на стезе к Божественным Обителям и вместе со своими последователями переродился в царстве Брахмы.
Закончив повествование, Учитель молвил:
— Не только теперь, о монахи, но и в прежние времена я объяснял природу знамений.
Затем он растолковал Джатаку следующим образом:
— В то время последователями Будды была группа мудрецов, старшим учеником, который задал вопрос о знамениях, был Шарипутра. Ачарьей (учителем) же был я сам.
"Когда-то царствовал в Видехе…" – это произнёс Учитель, пребывая в парке Яштиване, по поводу усмирения подвижника Кашьяпы из Урубильвы.