Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о счастливой жизни

Кто другими не охраняем…» — это поведал Учитель, пребывая в городе Анупия в манговом лесу Анупии, относительно счастливого Тхеры Бхадрии.

Счастливый Тхера Бхадрия в обществе шести кшатриев, к которым Упали присоединился седьмым, стал монахом. Из них Тхера Бхадрия, Тхера Кимбила, Тхера Бхагу и Тхера Упали достигли святости (архатства), Тхера Ананда был принят в монашество, Тхера Анируддха получил божественный взгляд, а Тхера Девадатта стал сопричастен к дхьяне.

Теперь, когда достопочтенный Бхадрия размышлял, как он в то время, когда ещё был царём, оберегал себя самого, словно Божество, исполнявшее обязанности его охранителя; и как он (несмотря на то, что его охраняли множество стражников) в своём дворце, на верху, на своём большом ложе, метался туда-сюда, постоянно живя в страхе; как, однако, он достиг святости, и в лесах его боязнь исчезла, воскликнул он восторженно: «О, какое блаженство, о, какое это счастье».

Тут монахи сообщили об этом Будде. Бхагаван ответил: «Монахи, не только сейчас Бхадрия живёт в счастье, так же и в прошлом он жил в счастье». Монахи попросили Бхагавана разъяснить им это. И Бхагаван поведал им о былом, сокрытом в прошлой жизни.

Однажды, когда в Варанаси правил Брахмадатта, Бодхисаттва был состоятельным брахманом на Севере. Поскольку Он осознал несовершенство, находящееся в страстях, и преимущество отречения от мира, Он отбросил страсти, отправился в Гималаи и стал монахом по образу и подобию мудрецов.

Здесь он достиг восьми ступеней совершенства. Большим было число его последователей, а именно пятьсот аскетов. Во время дождей Он ушёл из Гималаев и добрался, окружённый толпой аскетов, странствуя по деревням и рынкам, до Варанаси.

Здесь, по милости царя, Он расположился в королевском саду. Проведя там четыре месяца дождей, пришёл проститься с царём. Тогда царь спросил его: «Вы, о Арий, уже стары, к чему вам Гималаи? Отправьте своих учеников в Гималаи и останьтесь здесь!» Бодхисаттва передал управление пятью сотнями отшельников самому старшему ученику, отправил его со словами: «Ты ступай, живи вместе с ними в Гималаях, я хочу остаться здесь» — и устроился там на проживание.

Старший его ученик, однако, будучи царём, пошёл в монахи, он оставил большое царство и стал монахом. Посредством выполнения правил для достижения нирваны он достиг восьми совершенств.

Проживая с аскетами в Гималаях, ему захотелось в один из дней увидеть Учителя, и он сказал отшельникам: «Не предавайтесь лени и оставайтесь здесь, я хочу поприветствовать нашего Учителя и затем вернусь». И отправился к своему Учителю, почтил его, дружелюбно его поприветствовал, приготовил себе сидение и расположился рядом.

К тому времени царь подумал: «Я хочу навестить аскета» — и отправился в свой сад, поприветствовал его и присел рядом с ним. Когда ученик аскета, увидев царя, тем не менее не встал, а остался лежать и восторженно воскликнул: «О, какое блаженство, какое это счастье», царь подумал: «Этот аскет видел меня и тем не менее не встал» — и раздражённо сказал Бодхисаттве: «О Арий, этот аскет наверняка отлично покушал, и теперь с восторженным кликом он занимает удобное положение».

Бодхисаттва возразил: «О великий царь, этот аскет был раньше царём, как ты, и так как он думает: «В прежние времена, когда я был мирянином, наслаждался королевским великолепием и был защищаем множеством вооружённых людей, не испытывал я такого счастья», из-за блаженства монашества и блаженства экстаза воскликнул он столь восторженно». Затем Бодхисаттва, чтобы дать царю наставление, произнёс следующую гатху:

«Кто другими не охраняем
И кто других не охраняет,
Тот воистину живёт, о Арий, полный счастья;
Он полностью свободен от страстей».

Когда царь услышал это наставление, он простился с ним со спокойным умом и отправился в своё жилище. Также и ученик простился с Учителем и отправился в Гималаи. Бодхисаттва же остался там и жил постоянно в практике и умиротворении. После того, как Он дожил свой век, переродился в мире Брахмы.

Окончив проповедь, Учитель так связал перерождения: «Тхера Бхадрия был тогда учеником, а Учителем аскетов был я сам».