«Ведь если ты упустишь здесь …» — это рассказал Учитель, пребывая в Шравасти, по поводу одного монаха, который разочаровался в своей практике.
Когда монахи по причине выше сказанного привели его к Учителю, он сказал ему следующее:
«Если ты, о монах, ставший последователем Учения, что награждает плодом Пути, в твоём стремлении даёшь слабину, то будешь ты долго жаловаться, как купец из Сери, который потерял золотой сосуд, сто́ящий сотни тысяч».
Монахи попросили Бхагавана разъяснить это. И Бхагаван поведал случай, сокрытый в предыдущем воплощении.
Когда-то, в пятую кальпу до настоящего времени, Бодхисаттва был торговцем ремнями и сосудами по имени Серива, в царстве Сери. Как-то раз Серива пересёк реку Телаваха с одним жадным купцом, который тоже торговал ремнями и сосудами, и пришёл в город Андхапура. Здесь они между собой поделили улицы города. Бодхисаттва продавал свой товар на улице, которая ему досталась, а другой взял другую улицу.
В этом городе была одна разорившееся семья крупного купца, у которого все сыновья и братья, а также деньги были потеряны. Осталась только лишь одна девушка с бабушкой. Они обе жили тем, что прислуживали другим за зарплату. Но в их доме между сосудами находилась золотая чаша, которой великий купец раньше пользовался больше всего, но поскольку ей очень долго не пользовались, она была покрыта грязью. Они не знали, что чаша была золотой.
К тому времени жадный купец, постоянно выкрикивая:
«Покупайте кастрюли, покупайте кастрюли», подошёл к дверям их дома.
Когда девушка увидела его, она сказала бабушке:
— «Мама, купи мне украшение».
— «Дочка, дела у нас плохи, что мы можем дать за покупку?»
— «У нас есть эта чаша, и она нам не нужна; мы хотим отдать её за покупку».
Тут она позвала купца, пригласила присесть на стул и дала ему чашу со словами:
«Арий, возьми это и дай твоей сестре1 что-нибудь за неё».
Когда купец взял чашу в руки, он подумал:
«Она, наверное, золотая», и он перевернул её, провёл по тыльной стороне иглой и понял, что это золото.
Однако он подумал:
«Я получу эту чашу, не отдавая ничего взамен».
Поэтому он сказал:
«Сколько она стоит? Не стоит она даже половины гроша», бросил её на землю, встал со стула и ушёл.
В это время Бодхисаттва подумал:
«После того как тот посетил эту улицу и снова ушёл, разрешено посетить её снова».
И он пошёл по улице и подошёл к двери дома, постоянно выкрикивая:
«Покупайте кастрюли».
Девушка снова сказала тоже самое своей бабушке, но та сказала:
«Дочка, купец, который приходил первым, бросил чашу на землю и ушёл, что мы должны дать, что можно было бы купить?»
Девушка ответила:
«Мама, тот купец разговаривал грубо, а этот выглядит мило и говорит приятно, может, он возьмёт её».
«Тогда скажи ему».
Она сказала ему это. Когда он вошёл в дом и присел, они дали ему чашу. Поскольку он понял, что она золотая, то сказал:
«Арья, эта чаша стоит сотню тысяч, у меня нет под рукой товара, равного ценой этой чаше».
На что она сказала:
«Арий, купец, который пришёл первым, сказал: «Она не стоит и половины гроша», бросил её на землю и ушёл, наверное, посредством твоих заслуг она стала золотой чашей. Поэтому мы хотим отдать её тебе, дай нам что-нибудь за неё, затем бери её и ступай».
Бодхисаттва, у которого на тот момент были с собой примерно пятьсот каршапан2 и товара на пятьсот каршапан, отдал им всё, затем попросил их:
«Дайте мне только мои весы, мешок и восемь каршапан», взял это с собой и ушёл. Он быстро направился к берегу реки, дал лодочнику восемь каршапан и сел в лодку.
Жадный купец же снова направился к дому и сказал:
«Несите чашу, я хочу дать вам кое-что за неё».
Но женщина отругала его и сказала:
«Нашу чашу, которой цена сто тысяч, ты оценил в полгроша. Один справедливый купец же, который похож на твоего господина, дал тысячу за неё и ушёл».
Когда он услышал это, он воскликнул:
«Золотая чаша ценой в сто тысяч утеряна для меня, тот воистину нанёс мне большой ущерб».
Его охватила великая печаль, и он не смог снова прийти в чувство. Как помешанный, разбросал он свои деньги, которые держал в руке, и свой товар у дверей дома, сбросил свои верхние и нижние одежды, сделал из перекладины весов дубину и отправился по следу Бодхисаттвы. Когда он подошёл к берегу реки, он увидел уплывающего Бодхисаттву и прокричал:
«Эй, лодочник, разворачивай свою лодку!»
Но Бодхисаттва отговорил его словами:
«Не разворачивай!»
И когда другой увидел Бодхисаттву, уплывающего всё дальше и дальше, его поразила бешеная боль. Его сердце пылало, изо рта струилась кровь, и его сердце лопнуло, как морской шлам. Поскольку он был преисполнен ненависти к Бодхисаттве, он поспособствовал кончине своей жизни. Это была первая ненависть Девадатты к Бодхисаттве3. После того как Бодхисаттва посредством даяния милостыни и тому подобного накопил благие заслуги, он переродился в соответствии с благой кармой.
После того как Полностью Пробуждённый (Самьяк Самбудда) рассказал эту историю, он, Просветлённый, произнёс такую гатху:
«Ведь если ты упустишь здесь
Деяния в Дхарме,
Будешь ты долго сожалеть об этом,
Подобно купцу Сериману».
После того как Учитель закончил проповедь в стремлении достижения святости (архатства) для того монаха, он разъяснил Четыре Благородные Истин. В конце разъяснения тот монах, который разочаровался в практике, достиг высшего плода, плода святости.
Поведав эту историю, Учитель таким образом связал перерождения:
«Тогда глупым купцом был Девадатта, а умным купцом был я сам».
На этом Он завершил своё повествование.