Счастливой жизнь моя была…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу соблазнения глупой девушки (эта история будет поведана в Малой джатаке о Нараде (477) — прим. Переводчика).
Учитель, однако, спросив бхикшу (монаха): «Правда ли, бхикшу, что ты расстроен? — и услышав в ответ:
«Это правда, Бхагаван», уточнил: — «К чему ты привязал своё сердце?»
Тот ответил:
— К одной глупой девушке.
Тогда Учитель обратился к нему:
— О бхикшу, она ведёт тебя к заблуждению. Так же и в былые времена из-за неё ты потерял своё благочестие и пребывал в тревоге, пока благодаря доброте мудрых не обрёл заново счастье.
После этих слов он поведал о былом.
— Однажды, когда в Варанаси правил царь Брахмадатта, тогда же Бодхисаттва вечером пришёл с плодами в своё жилище отшельника и, входя, обратился к своему сыну Чулатапасье1 с такими словами:
— Каждый день ты приносил дрова и пищу, разжигал огонь. Почему же ты не сделал ничего из этого сегодня и сидишь удручённый, тоскуя? Сын ответил:
— Отец, пока ты собирал плоды, сюда приходила девушка и соблазняла меня пленительными речами. Но я не ушёл бы с ней до тех пор, пока не получил бы твоего согласия. Поэтому я оставил её ожидать меня, и сейчас моё желание — покинуть тебя.
Понимая, что сын слишком поглощён объектом своей страсти, чтобы забыть её, Бодхисаттва позволил ему уйти, сказав:
— Когда же она захочет мяса или рыбы, или масла, или соли, или риса, или чего-либо подобного и отправит тебя по её поручениям, ты вспомнишь об этом доме отшельника, убежишь от неё и придёшь обратно ко мне.
Итак, сын ушёл с этой женщиной в места жизни людей. Когда они пришли в её дом, она принуждала его хлопотать и доставать всё, что она захочет.
«С таким же успехом я мог бы быть её рабом…» — подумал он и незамедлительно убежал к своему отцу, приветствовал его и произнёс такие слова:
Счастливой жизнь моя была
до тех пор, пока я не проникся к ней,
беспокоящему и утомительному сосуду, ставшему моей женой,
для которого выполняю я поручения по её прихоти.
Бодхисаттва похвалил юношу и наставлял его к благим делам и милосердию, разъясняя четыре формы правильного отношения к живым существам2 и практики, приводящие к глубокому сосредоточению. Прошло немного времени, и сын обрёл знания и совершенства и после принятия парамит вместе со своим отцом переродился в мире Брахмы.
— Тогда той глупой девушкой была ныне глупая девушка, Чулатапасьей был этот расстроенный монах, отцом же был я сам.
В конце разъяснения истин тот бхикшу стал сротапанной (обрёл плод вошедшего в поток).