Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о волке

«Однажды, не сумев добыть себе обед...» — эту историю о старой дружбе Учитель рассказал в роще Джеты. Обстоятельства, при которых случились события, описанные в джатаке, и сюжет в целом подробно представлены в Винае. Здесь можно прочитать их краткое изложение.

Достопочтенный Упасена, проведший в монашестве два года, отправляется к Учителю вместе со своим младшим товарищем, первогодкой, жившим в том же монастыре. Благословенный упрекает его за несоблюдение установленных правил и тот, поклонившись, удаляется. Далее Упасена, практикуя випассану, обретает духовное видение, достигает архатства, развив в себе такие качества, как довольство малым и прочие добродетели.

Приняв на себя дхутанги, Тринадцать практик аскета, и обучив им своих собратьев, Упасена вместе со своей общиной вновь посещает Будду, пока тот находится в трёхмесячном уединении. На этот раз братья получают одобрение за правильное следование Дхарме:

— Впредь монахи могут посещать меня, когда пожелают. При условии, что будут следовать Тринадцати практикам аскета.

Братья выполняют требование Почитаемого в мирах, практикуют дхутанги, но, когда тот выходит из затворничества, снова меняют свои старые, потрёпанные одежды, бросая их то здесь, тот там, на чистые и новые одеяния. И вот Учитель со всей братией обходит кельи и замечает старое тряпьё, лежащее повсюду, и спрашивает, что это такое. Узнав, в чём дело, Благословенный говорит:

— Братья, аскезы, предпринятые этими монахами, недолговечны, как обещание волка соблюдать день Упосатхи. (Оно и понятно, ведь первой из Тринадцати практик аскета является Ношение одежды из выброшенных тканей, то есть отказ от новых одеяний — прим. пер.)

Далее следует рассказ о былом.

— Давным-давно, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился Шакрой, царём богов. В то время на скале у берега Ганга поселился Волк. Зима в тот год принесла сильные наводнения, уровень реки поднялся выше, чем обычно, не давая возможности волку покинуть скалу. Охотиться ему было не на кого, поэтому приходилось голодать.

Так он пролежал какое-то время, а вода всё поднималась и поднималась. И тут Волк подумал: «Уйти отсюда я не могу, есть нечего, еду добыть неоткуда. Чем без толку валятся, устрою-ка я себе пост». Решив таким образом соблюдать день Упосатхи, он мысленно принял соответствующие обеты и снова лёг на своё место.

Тем временем Шакра, прозрев в медитации бесполезность такой аскезы, решил проучить горе-практика. Приняв облик дикого козла, Царь богов проявил себя перед Волком.

«Пост подождёт!» — сразу же передумал Волк и бросился в погоню.

Но козёл так ловко прыгал и уклонялся от острых клыков Волка, что тот не смог его поймать. Когда Волк осознал тщетность своих попыток, он прекратил охоту и вернулся на место, думая про себя: «Ну и ладно, зато обет Упосатхи остался не нарушен».

Тогда Шакра, приняв свой настоящий облик, божественной силой воспарил в воздух и сказал, обращаясь к Волку:

— Какой смысл в Упосатхе для такого слабого духом, как ты? Не зная, что перед тобой сам Шакра, ты захотел отведать козьей плоти!

Упрекнув и обличив таким образом горе-аскета, Царь богов вернулся в свой мир.

Однажды, не сумев добыть себе обед,
Задумал от природы хищник Волк принять обет;
Глядишь, и всё бы обошлось,
Но Упосатхе долго длиться не пришлось.

Вмешался Шакра в облике козла,
Прозрев всю тщетность мнимого обета;
И вот обет забыт, отринута и добродетель,
Страсть удержать в узде дано не каждому на этом свете.

Так существуют люди в нашем мире,
Кому держать аскезы не по силе;
Как Волк, что взял обет и сразу отказался,
Лишь только будущий обед на горизонте показался.

Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождение, истолкованное в джатаке, так:

— В те дни я был Шакрой.

Эта история высмеивает формальное соблюдение обетов без истинной решимости. Как Волк, принявший обет Упосатхи, но сразу же поддавшийся желанию утолить голод козлятиной, так и люди часто берут на себя обязательства, но легко их нарушают при первом же искушении.