Так молвил учитель Парашарья…» — это рассказал Учитель, пребывая в бамбуковой роще (Велувана), по поводу Девадатты.
Однажды бхикшу (монахи) в зале для слушания Дхармы завели такую беседу:
— Друг, Девадатта жесток, груб и агрессивен. Он послал людей убить Самьяк Самбудду (Полностью Пробуждённого), он бросил в него валун, выпустил против него слона Налагири. У него нет преданности, любви или сострадания к Татхагате (‘Совершенному’).
Вдруг пришёл Учитель и спросил:
— Для какого разговора вы, бхикшу, собрались здесь?
Когда они ответили: «Для такого-то и такого-то разговора», он сказал:
— Не только сейчас, бхикшу, Девадатта жесток, груб и лишён сострадания, он также и раньше был таковым. — Рассказав это, он поведал о былом.
Когда в Варанаси правил Брахмадатта, Бодхисаттва был обезьяной в Гималаях по имени Нандия, его младшего брата звали Куланандия [маленький Нандия]. Они вдвоём возглавляли стадо из восьмидесяти тысяч обезьян, а также кормили свою слепую мать. Оставляя свою мать в зарослях, где она лежала, они ходили в лес и искали сладкие лесные плоды, которые посылали своей матери. Но посланцы не передавали их ей, и, мучимая голодом, она превратилась в одну лишь кожу да кости.
Однажды Бодхисаттва сказал ей:
— Матушка, мы посылаем тебе сладкие плоды, почему ты так исхудала?
Мать ответила:
— Сын мой, я ничего не получаю.
Тогда Бодхисаттва подумал:
— Пока я возглавляю стадо, моя мать погибнет. Я откажусь от главенства над стадом и буду заботиться только о своей матери.
Он позвал Куланандию и сказал ему:
— Мой дорогой брат, возглавляй стадо, а я буду ухаживать за матерью.
Но тот ему возразил:
— Брат, и я не хочу возглавлять стадо, а только ухаживать за матерью.
Так они вдвоём единодушно покинули стадо. Вместе со своей матерью они спустились с Гималаев, поселились на границе на дереве нигродха, где выхаживали свою мать.
Один молодой брахман, живший в Варанаси, обучился всем искусствам у знаменитого учителя в Такшашиле и собрался уходить от своего учителя, уведомив его о своём намерении. Учитель, обладая способностью предсказывать нрав и будущее человека по внешним признакам, знал, что ученик жесток, груб и агрессивен, поэтому он предостерёг его:
— Мой дорогой, ты жесток, груб и агрессивен. Такие люди не преуспевают ни в чём, их ждёт великое несчастье и великое страдание. Не будь жестоким, не делай того, за что тебе потом придётся искупать вину.
С таким советом он отпустил его. Отдав почести своему учителю, ученик вернулся в Варанаси, где начал вести жизнь домохозяина. Но поскольку он не мог зарабатывать на жизнь ни одним способом, он решил: «Я буду жить своим луком» — и занялся ремеслом охотника.
Чтобы заработать на жизнь, он покинул Варанаси и поселился в приграничной деревне. Вооружившись луком и колчаном, он ходил в лес, убивал различных животных и зарабатывал на жизнь продажей мяса.
Однажды, когда он ничего не поймал в лесу и возвращался обратно, он увидел на краю открытого места дерево нигродха и, подумав: «Возможно, там что-то есть», он направился к дереву нигродха. В этот момент два брата, только что накормив свою мать плодами и усевшись за ней в ветвях, увидели, что он приближается, и спрятались в ветвях, думая: «Что он сделает, когда увидит нашу мать?»
Когда тот жестокий человек подошёл к подножию дерева, он увидел их старую, больную, слепую мать.
Однако он подумал: «Что же мне идти с пустыми руками? Я убью хотя бы эту обезьяну и уйду с ней». И чтобы выстрелить в неё, он выхватил свой лук.
Бодхисаттва, заметив это, сказал:
— Дорогой Куланандия, этот человек хочет застрелить мать. Я положу за неё свою жизнь, после моей смерти позаботься о матери.
После этих слов он вышел из ветвей и сказал:
— О человек, не убивай мою мать! Она слепая, старая и больная. Я отдаю свою жизнь за неё, убей меня и оставь её в живых.
Получив согласие охотника, он сел на расстоянии выстрела из лука. Без жалости охотник выстрелил в Бодхисаттву так, что тот замертво упал на землю. Затем он снова взял свой лук, чтобы выстрелить и в мать.
Когда Куланандия увидел это, он подумал: «Этот человек хочет застрелить мою мать. Даже если она проживёт ещё один день, она получит дар жизни. Я отдам за неё свою жизнь». И он вышел из ветвей и закричал:
— О человек, не убивай мою мать! Я отдаю свою жизнь за неё. Убей меня, возьми с собой нас, двух братьев, и подари нашей матери жизнь.
Получив согласие охотника, он присел на расстоянии выстрела из лука. Выстрелив и убив его, охотник подумал: «Она подойдёт моим детям дома», и он выстрелил тоже в мать так, что она упала замертво на землю. Повесив всех троих на шест он пошёл в сторону своего дома.
В этот момент молния ударила в дом этого нечестивца и сожгла его жену и обоих детей, оставив только бамбуковые стойки от дома. При входе в деревню его встретил человек и рассказал охотнику об этом событии. Охваченный горем за своих детей и жену, он тут же выбросил свой шест с мясом и свой лук, скинул халат и нагим вошёл в дом, причитая с распростёртыми руками.
Тогда бамбуковые стойки сломались, упали ему на голову и раздавили её. Земля разверзлась, и из ада поднялось пламя.
Когда его поглощала земля, он вспомнил наставления своего учителя и подумал: «Поистине, брахман Парашарья предвидел это и дал мне предостережение». Причитая, он произнёс следующие две гатхи:
Так молвил учитель Парашарья,
Вот то, что он имел в виду:
«Будь осторожен, не делай того [зла],
В чём будешь каяться обязан».
Поступки, которые совершает человек,
Он все в себе их видит:
Кто делал добро, тот видит добро;
А кто сделал зло, тот видит зло.
Ибо, каково семя, которое сеют,
Таков и плод, который пожнут.
Оплакивая себя, он сошёл в землю и возродился в великом аду Авичи.
Затем Учитель завершил это поучение в Дхарме словами:
— Не только сейчас, о бхикшу, Девадатта жесток, груб и лишён сострадания, но и в прежние времена он был жестоким, грубым и лишённым сострадания.
После этого Учитель так связал нынешние рождения с прежними:
— В то время охотником был Девадатта, всемирно известным учителем — Шарипутра, Куланандией — Ананда, матерью — Махапраджапати Гаутами1, большим Нандией же был я сам.
Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. В то время монахи вернулись с летней аскезы, пришли к Победоносному, поклонились ему и осведомились о его здоровье.- Не измучились ли вы? - обратился он к монахам, породив жар сердечного милосердия.