«Коль жалуешь дары...» — эту историю об архате Ананде Учитель рассказал в роще Джеты. Обстоятельства, послужившие причиной для событий, описанных в данной джатаке, приведены в джатаке «О достоинстве» (№157), а также в джатаке «О Тиритавачхе» (№ 259).
— Мудрецы прошлого поступали по принципу: добро вознаграждается добром, или одно доброе дело притягивает другое, — сказал Благословенный и поведал о былом.
— Когда-то давно Бодхисаттва был царём Бенареса. Он правил справедливо и мудро, раздавал милостыню и соблюдал нравственные законы.
Однажды, чтобы подавить волнения на границе своего царства, он выступил с большим войском, но потерпел поражение. Тогда, вскочив на коня, он поскакал прочь и через какое-то время выехал к одной пограничной деревне.
В это время тридцать местных жителей, верных подданных царя, собрались на деревенской площади, чтобы обсудить свои дела. Увидев всадника в роскошных доспехах, на лошади, закованной в превосходную броню, они испугались и, задаваясь вопросом: «Что это может быть?», разбежались по домам.
И только один человек не убежал; он слышал, что царь подавляет мятеж на границе, поэтому подошёл к всаднику и спросил:
— Кто ты, господин? Ты за царя или за мятежников?
— Я за царя, — ответил тот.
— Тогда пойдём со мной, — сказал сельчанин и привёл царя в свой дом.
Там он усадил гостя на почётное место, велел жене омыть ему ноги, накормил лучшей едой и велел приготовить ему постель. Пока гость отдыхал, хозяин снял с его коня доспехи, расседлал, вывел на прогулку, напоил водой, накормил травой и натёр ему спину маслом.
Царь провёл в доме гостеприимного хозяина три или четыре дня, а когда собрался уходить, сказал:
— Меня зовут Махаассарога (Великий Всадник). Мой дом находится в самом в центре города. Если тебе случится приехать в город, заезжай через южные ворота, там спросишь привратника: «Где дом Махаассароги?» — и он приведёт тебя ко мне.
Сказав это, царь уехал.
Тем временем войско, оставшись без главнокомандующего, разбило лагерь за городом в ожидании царя, и, когда тот появился, воины вышли к нему навстречу и проводили во дворец. Войдя в город, царь остановился у ворот, позвал привратника, а остальным велел разойтись:
— Дружище, один житель пограничной деревни вскоре захочет навестить нас. Он спросит: «Где дом Махаассароги?» — немедленно возьми его за руку и приведи к нам. За это получишь тысячу монет.
Время шло, сельчанин не приходил. Тогда царь увеличил налог на его деревню, но и после этого человек не пришёл. Царь увеличил налог во второй и в третий раз, но мужчина не появлялся. Жители деревни, недовольные таким положением вещей, снова собрались и сказали, обращаясь к своему односельчанину:
— Уважаемый, с тех пор как твой «Великий всадник» покинул нашу деревню, налоги стали невыносимы. Поезжай, попроси его облегчить нашу участь. Иначе мы не выживем.
— Ладно, так тому и быть, но я не могу ехать с пустыми руками. У моего друга есть жена и двое детей. Приготовьте для всех подарки, одежду, украшения и утварь.
— Хорошо, приготовим.
Когда жители деревни собрали всё необходимое, сельчанин отправился в путь, прихватив с собой ещё и домашние лепёшки. Дойдя до южных ворот, он спросил привратника:
— Где находится дом Махаассароги?
— Пойдём, я покажу.
Привратник взял сельчанина за руку и привёл к царскому дворцу, доложив охране:
— Привратник привёл жителя пограничной деревни.
Услышав это, царь встал с трона и сказал:
— Пусть мой друг и те, кто пришли с ним, войдут.
Царь вышел навстречу, поприветствовал дорогого гостя, обнял его, справился о здоровье жены и детей, затем взял сельчанина за руку, пригласил в тронный зал и усадил на царский трон под белым зонтом. Затем он пригласил царицу и сказал:
— Дорогая, омой ноги моему другу.
Царица принялась за дело, а царь поливал воду из золотого кувшина. После омовения царица натёрла ноги дорогого гостя благовонным маслом, а царь спросил:
— Друг, ты взял с собой что-нибудь поесть?
— Да, — ответил тот и достал из корзины лепёшки.
Царь на золотом блюде преподнёс угощение царице и советникам, а потом вкусил подаренных лепёшек сам. После трапезы сельчанин не преминул достать и другие дары. Чтобы показать, что гостинцы с благодарностью приняты, царь снял с себя шёлковые одежды и облачился в подаренный костюм. Царица тоже переоделась в подаренное платье и надела подаренные украшения. Затем в часть сельчанина устроили царский пир, а одному из советников было приказано:
— Пойди, сделай массаж гостю, искупай в благовонной воде, проследи, чтобы ему подстригли бороду в царском стиле, одень его в шёлковые одежды стоимостью в сто тысяч монет, укрась, как царя, и приведи ко мне.
Советник так и сделал. После чего царь велел объехать город с барабанным боем и в присутствии придворных повесил красную нить1 на белый зонт, символически разделив царство на две части, и отдал вторую половину своему другу. С тех пор они стали жить вместе и вместе управлять царством, их дружба была нерушимой. Позже царь перевёз жену и детей сельчанина во дворец и построил для них дом.
Однако дружба царя и простолюдина не нравилась придворным, они пришли в ярость от такого положения вещей и обратились к царевичу:
— Ваше высочество, царь отдал половину царства какому-то деревенщине, он ест и пьёт с ним, спит рядом, даже заставляет нас кланяться его детям. Мы не понимаем, за какие заслуги предоставлены такие почести, нам стыдно за поведение царя. Поговори с ним.
— Великий царь, не поступай так.
— Сын мой, ты знаешь, где я был после поражения в битве?
— Не знаю, государь.
— Я жил в доме этого сельчанина. Я оставался там столько, сколько мне потребовалось, чтобы собраться с силами, вернуться и править снова. Разве я не должен вознаградить того, кто помог мне?
Затем в назидание царевичу Бодхисаттва продолжил:
— Тот, кто одаривает недостойных, игнорируя при этом достойных, в беде не найдёт друзей.
И, чтобы пояснить свою мысль, он произнёс следующие гатхи:
Коль жалуешь дары глупцу или злодею,
В беде останешься наедине с бедой своею.
Но если нравственным и благородным отдаёшь,
В лихое время помощь непременно обретёшь.
Даря подарки недостойным, ты теряешь,
Служа достойным, ты приобретаешь;
Одно благое дело, помним мы,
Способно принести великие плоды.
Подобно семени, что в пламени сгорает,
А в почве плодородной прорастает.
Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни сельчанином из пограничной деревни был Ананда, а царём Бенареса был я сам.
Этот рассказ учит разумной щедрости, благодарности и важности помощи тем, кто действительно достоин.