Содержание
- Будды прошлых эпох в окрестностях Лумбини
- Исторические свидетельства и археологические находки
- Рождение Будды: предание и символизм
- Храм Майядеви: центр паломничества
- Восстановление и современное состояние Лумбини
- Духовное наследие Лумбини
- Практические советы для паломников и туристов
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Список литературы
Будды прошлых эпох в окрестностях Лумбини
Хотя основной фокус паломничества и исследований сосредоточен на Будде Шакьямуни, древние тексты и археологические находки свидетельствуют о том, что этот регион был священным задолго до его рождения.
Свидетельства из «Махападана-сутты»
В «Махападана-сутте» («Большой беседе о линии Будд») Будда Шакьямуни рассказывает ученикам о своих предшественниках — Буддах Кракучханде и Канакамуни:
«Отцом Благословенного Будды Какусандхи (Кракучханда на санскрите) был брахман Аггидатта, а матерью — брахманка Висакха. Царём в то время был Кхема, а столицей был город Кхемавати. Отцом Благословенного Будды Конагаманы (Канакамуни на санскрите) был брахман Яннадатта, а матерью — брахманка Уттара. Царём в то время был Собха, а столицей был город Собхавати».
«Махападана-сутта» («Большая беседа о линии Будд»)С течением тысячелетий упомянутые города — Кхемавати (‘Город Спокойствия’) и Собхавати (‘Прекрасный город’) — исчезли с лица земли. Современным исследователям трудно соотнести эти названия с конкретными географическими точками. Тем не менее сохранились некоторые артефакты, указывающие на их возможное местоположение.
Исторические свидетельства и археологические находки
Поиски легендарных городов и мест рождения древних Будд велись на протяжении веков. Ценнейшую информацию оставили китайские паломники и император Ашока.
Записки китайских паломников
Средневековые китайские паломники, посещавшие эти земли, оставили свидетельства о том, что недалеко от Капилавасту и Лумбини рождались и другие Будды. Это происходило в древние эпохи, когда, согласно верованиям, продолжительность жизни людей составляла десятки тысяч лет.
Китайский паломник Сюаньцзан, посетивший окрестности Капилавасту в VII веке, описывал ступы (памятные сооружения в буддийской архитектуре) Будд Кракучханды и Канакамуни. Он писал:
«От города [Капилавасту] прошёл на юг около 50 ли [~25 км] и прибыл в древний город, в котором есть ступа. В этом городе во времена, когда люди бхадракальпы жили шестьдесят тысяч лет, родился Будда Кракучханда… От города Будды Кракучханды прошёл на северо-восток около 30 ли [~15 км], прибыл в большой древний город, в котором есть ступа. В этом городе во времена, когда люди бхадракальпы жили сорок тысяч лет, родился Будда Канакамуни».
Сюаньцзан, «Записки о западных странах эпохи Великой Тан»Другой паломник, Фасянь (V век), также отмечал, что места рождения этих Будд находятся недалеко от Капилавасту, на расстоянии примерно в половину дневного перехода.
Колонна Ашоки в Ниглихаве
Важнейшим вещественным доказательством служит колонна, установленная императором Ашокой в 249 году до н. э. в местечке Ниглихава, недалеко от Лумбини. Одна из надписей, оставленных императором (III век до н. э.), также свидетельствует о восстановлении им ступы Канакамуни.
До наших дней ступа не сохранилась, однако уцелела колонна. Надписи на ней, выполненные письмом брахми на языке пали, гласят, что в этом месте родился Будда предыдущей эпохи — Канакамуни. Сейчас колонна частично ушла под землю, а её обломившаяся верхняя часть лежит рядом.
Рождение Будды: предание и символизм
Буддийские тексты подробно описывают чудесные обстоятельства, сопровождающие рождение каждого Будды. Эти события имеют глубокий символический смысл.
Особенности рождения Бодхисаттвы
В «Махападана-сутте» подчёркивается уникальность рождения будущего Будды (бодхисаттвы):
«Таков закон, монахи, что, в то время как другие женщины рожают сидя или лёжа, в случае с Бодхисаттвой всё не так — его мать рожает стоя. Таков закон».
«Махападана-сутта» («Большая беседа о линии будд»)Согласно преданию, мать Будды Шакьямуни, царица Махамайя, родила сына во время прогулки в роще Лумбини. Саловое дерево, мимо которого она проходила, склонило к ней свои ветви. Держась за них, она родила. Он появился из её правого бока, не причинив ей боли и оставшись незапятнанным.
Божественное вмешательство
Рождение бодхисаттвы приветствовали божества (дэвы), которые первыми приняли младенца:
«Таков закон, монахи, что, когда бодхисаттва выходит из чрева матери, он не касается земли. Четыре дэвы подхватывают его и подают матери, говоря так: "Возрадуйтесь, Ваше Величество, у вас родился величайший сын!". Таков закон».
«Махападана-сутта» («Большая беседа о линии будд»)По свидетельству Сюаньцзана, в его время на этом месте стояли четыре ступы, отмечавшие точку, где четыре небесных царя приняли новорождённого. К настоящему времени от этих сооружений остались только руины фундаментов. Сохранилось лишь несколько оснований ступ, отмечающих другие события из жизни принца, например место, где он отрезал волосы в знак отречения от мира.
Священное омовение
Сразу после рождения младенец и его мать были омыты чудесным образом:
«Таков закон, монахи, что, когда бодхисаттва выходит из чрева матери, два потока воды хлещут с небес — один холодный, другой тёплый, омывающие бодхисатту и его мать. Таков закон».
«Махападана-сутта» («Большая беседа о линии будд»)Легенда гласит, что из-под земли забили два чистых родника, а в более поэтичной версии говорится о двух драконах, извергших из пасти тёплую и холодную воду. Эти источники также были отмечены ступами, которые не сохранились.
Храм Майядеви: центр паломничества
Центральным объектом в Лумбини является храм Майядеви, построенный на месте рождения Будды. Современные археологические исследования подтверждают древность этого сооружения.
Археологические исследования под храмом
Международная археологическая экспедиция под руководством Робина Конингема и Коша Прасада Ачарьи, изучая основание храма, обнаружила в земле остатки корней очень древнего дерева. Радиоуглеродный анализ подтвердил их возраст. Корни находились в центре древнейшей деревянной постройки, которая, по-видимому, представляла собой ограду вокруг священного дерева.
Позднее на этом месте был возведён кирпичный храм, который, по мнению археологов, изначально не имел крыши. Современное здание построено над руинами старых храмов и служит для них защитным сооружением.
Камень, отмечающий место рождения
В ходе раскопок внутри храма была найдена каменная плита. Считается, что именно она указывает точное место, где царица Махамайя родила Сиддхартху Гаутаму. Сегодня это главный объект поклонения для паломников.
Восстановление и современное состояние Лумбини
Долгое время Лумбини находилось в запустении. Его точное местоположение было установлено лишь в XIX веке благодаря сохранившейся колонне Ашоки.
Колонна Ашоки в Лумбини
Надпись на колонне, установленной императором Ашокой, гласит, что он лично посетил это место и почтил его как родину Будды. Согласно записям, колонна была увенчана капителью в виде головы коня. К моменту визита Сюаньцзана в VII веке она уже была расколота молнией. Однако эдикт, выбитый на её нижней части, уцелел. Сегодня колонна восстановлена и является одним из ключевых исторических памятников Лумбини.
Духовное наследие Лумбини
Помимо исторической ценности, Лумбини обладает глубоким духовным значением, которое паломники ощущают и по сей день.
Свет рождения Будды
Важнейшим признаком рождения великого существа буддийская традиция считает появление ослепительного света:
«Таков закон, монахи, что когда бодхисаттва, покинув обитель [богов] тусита, выходит из чрева матери, то в этом мире с его дэвами, Марами и Брахмами, его аскетами и брахманами, богами и людьми, возникает безграничный великий свет, затмевающий сияние самых величественных божеств. Таков закон».
«Махападана-сутта» («Большая беседа о линии будд»)Согласно буддийской доктрине, рождение Будды — это не просто появление физического тела. Это событие сопровождается проявлением его духовной мощи, которую можно описать как энергетическое тело или ауру, излучающую свет на многие километры вокруг. Хотя этот свет невозможно сохранить материально, верующие считают, что его энергия навсегда наполнила это место.
Загадка следа в камне
В храме Майядеви хранится камень с отпечатком детской ступни. Легенда гласит, что новорождённый Будда сделал семь шагов, и под каждым из них расцвёл лотос. Размер отпечатка, по преданиям, соответствует стопе шестиметрового существа, что символизирует не физический размер младенца, а масштаб его духовного тела. Как писал поэт Константин Бальмонт, переводя «Жизнь Будды» Ашвагхоши, первые семь шагов Будды остались сиять «как семь блестящих звёзд».
Атмосфера и энергетика места
Многие паломники, посещающие Лумбини, отмечают особую атмосферу этого места — умиротворяющую и светлую. Верующие связывают это с энергией материнства и сострадания, проявленной царицей Майядеви и необходимой для прихода в мир такого великого существа, как Будда.
Возможно, кто-то из посетителей, ощутив эту особую атмосферу в окрестностях Лумбини, сможет интуитивно почувствовать, где именно приходили в мир Будды Канакамуни или Кракучханда.
Практические советы для паломников и туристов
Посещение Лумбини требует уважения к святыне и соблюдения определённых правил.
Лучшее время для посещения
- Октябрь — март: сухой и прохладный сезон, наиболее комфортный для прогулок по обширной территории комплекса.
- Апрель — май: очень жарко, температура может достигать +40 °C.
- Июнь — сентябрь: сезон муссонов, частые дожди могут затруднить передвижение.
Что посмотреть в комплексе Лумбини
Помимо храма Майядеви, на территории расположены:
- Монастырская зона: десятки буддийских храмов и монастырей, построенных общинами из разных стран (Таиланд, Китай, Германия, Мьянма и др.), каждый в своём уникальном архитектурном стиле.
- Колонна Ашоки: исторический артефакт III века до н. э.
- Священный пруд (Пускарини): место, где, по преданию, царица Махамайя совершила омовение перед родами.
- Пагода мира: величественная белая ступа — символ мира во всём мире.
Правила поведения
- Одежда: прикрывайте плечи и колени. Откровенная одежда неуместна.
- Обувь: при входе в любой храм или на священную территорию вокруг храма Майядеви необходимо снимать обувь.
- Поведение: соблюдайте тишину, не разговаривайте громко. Фотографировать внутри храма Майядеви запрещено.
- Пожертвования: оставляйте пожертвования только в специально отведённых ящиках.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Где находится Лумбини: в Индии или Непале?
Лумбини находится на юге Непала, в нескольких километрах от границы с Индией. Многие паломнические маршруты включают посещение Лумбини вместе со святыми местами в Индии (Бодхгая, Сарнатх, Кушинагар).
2. Что означает слово «бодхисаттва»?
Бодхисаттва (в буддизме Махаяны) — это существо, которое приняло решение достичь просветления (стать Буддой) на благо всех живых существ. Будущий Будда Шакьямуни до своего просветления был бодхисаттвой.
3. Можно ли посетить храм Майядеви?
Да, храм открыт для посетителей. Вход на территорию археологической зоны Лумбини платный. Внутри храма можно увидеть камень, отмечающий место рождения Будды, и руины древних сооружений.
4. Как лучше всего добраться до Лумбини?
Ближайший аэропорт — аэропорт Гаутама Будда (BWA) в городе Бхайрахава, примерно в 22 км от Лумбини. Оттуда можно доехать на такси или автобусе. Также до Лумбини можно добраться на автобусе из Катманду или Покхары, но поездка будет долгой (6–10 часов).
Список литературы
- Ашвагхоша. Жизнь Будды / пер. с санскр. К. Бальмонта. — М.: Художественная литература, 1990. — 254 с.
- Махападана-сутта (Большая беседа о линии будд# // Типитака. Дигха-никая, 14.
- Сюань-цзан. Записки о западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи) / введ., пер. и коммент. Н. В. Александровой. — М.: Восточная литература, 2012. — 463 с.
Будда родился в царской семье (623-544 гг. до н.э.). Его мать умерла при родах. Отец назвал ребёнка Сиддхартха, что означает «Приносящий добро».