Измени себя — изменится Мир вокруг

Гридхракута – Сердце Махаяны: где Будда даровал высшие учения

Слушать 1x 0:00·13:54
Синтезированная речь

Гридхракута-парвата, или Орлиная гора, — это вершина недалеко от индийского города Раджгир. Она имеет округлую форму и со всех сторон окружена лесами. Средневековые путешественники, такие как Сюань-Цзан, свидетельствовали, что в те времена эти леса изобиловали дикими зверями, включая тигров и медведей.

В наши дни единственную опасность для туристов представляют обезьяны. Они совершенно не боятся людей, могут выхватить еду прямо из рук или утащить вещи, оставленные без присмотра. Поэтому посетителям рекомендуется держать сумки и пакеты с едой плотно закрытыми и не оставлять личные вещи без внимания.

Происхождение названия: легенды и гипотезы

Название «Гридхракута» (санскр. Gṛdhrakūṭa) переводится как ‘Скала коршунов’ или ‘Гора грифов’. Существует несколько версий, объясняющих это имя.

Версия Сюань-Цзана

Китайский паломник VII века Сюань-Цзан, по записям которого учёные идентифицировали множество буддийских святынь, так объяснял это название:

Располагаясь рядом с Северной Горой, с освещённой её стороны, она вздымается ввысь одинокой вершиной, на которой обитают коршуны, и похожа она на высокую башню. Отражая лазурное небо, она переливается то яркими, то бледными красками.

Сюань-Цзан

Другая гипотеза связывает название «Гора священного орла» с формой самой скалы, которая напоминает голову хищной птицы или коршуна, готовящегося к взлёту.

Легенда о демоне-коршуне

Ещё одна версия изложена в записях другого китайского паломника, Фа-Сяня (V век). Согласно этой легенде, демон Пишуна в образе коршуна пытался напугать Ананду — одного из ближайших учеников Будды, — когда тот медитировал в пещере.

В то время небесный дух Пишуна обратился коршуном и явился перед пещерой, чтобы устрашить Ананду. Будда же с помощью чудесных сил раздвинул скалу, просунул в щель руку и коснулся плеча Ананды, который тотчас обрёл твёрдость перед устрашающим явлением. Птичьи следы и расщелина, в которую была просунута рука, сохранились по сей день. Потому-то гору и называют Пещерой Коршуна.

Фа-Сянь
Гридхракута-парвата, или Орлиная гора, — это вершина недалеко от индийского города Раджгир

Путь на вершину

Особенности рельефа

Гридхракута — невысокая вершина. В индийском регионе Магадха, где она расположена, нет высоких гор, и, по меркам, например, Тибета, Гридхракуту сочли бы просто холмом. Это объясняет, почему во многих древних источниках Гридхракута описывается как величественная гора, хотя по современным меркам это скорее высокий холм.

Путь от подножия до вершины занимает не более получаса. Недалеко от начала подъёма находится одна из пещер, где медитировал Будда. Фа-Сянь писал: «Вошли в долину и, проследовав (по ней) вдоль гор на юго-восток 15 ли, подошли к горе Гридхракута. Не доходя трёх ли (около полутора километров) до вершины, есть каменная пещера, обращённая на юг, в которой некогда сидел Будда в состоянии медитации».

Дорога царя Бимбисары

На вершину ведёт дорога, выложенная каменными ступенями. Её построил царь Бимбисара, который к тому времени стал сротапанной (в буддизме — ‘вошедший в поток’, ‘тот, кто достиг первой из четырёх стадий просветления’) и оказывал всестороннюю поддержку сангхе (буддийской общине монахов и монахинь).

По пути на вершину есть три примечательных места, которые служили привалами:

  1. Руины Мардаккукши-вихары на правом склоне холма.
  2. Место, где царь Бимбисара сошёл с колесницы, чтобы дальше подняться пешком.
  3. Место, где царь попросил сопровождавшую его толпу вернуться, желая встретиться с Буддой наедине.

Эти события так описывал Сюань-Цзан:

А царь Бимбисара, чтобы услышать Учение, отправился туда вместе с устремившимися за ним людьми и от подножия горы добрался до скалистой вершины. Чтобы перебраться через расщелины и взобраться на скалы, он выложил камни, построив лестницу шириной около 10 бу и длиной 5–6 ли. На середине этого пути есть две малые ступы. Одна называется «Схождение с Колесницы», потому что царь, подъехав к этому месту, пошёл пешком. Другая называется «Возвращение Толпы», потому что здесь он отъединился от толпы, повелев ей не идти дальше с ним вместе.

Сюань-Цзан

Священные места на Гридхракуте

На вершине скалы расположены ключевые места, связанные с жизнью Будды:

  • Следы древней вихары (монастыря). Сюань-Цзан описывал вихару, стоявшую на вершине, где татхагата (один из титулов Будды, означающий ‘так пришедший’) подолгу жил и проповедовал учение. Сегодня от этого строения остались лишь руины.
  • Камень для сушки одеяния. К северо-востоку от вихары находится большой плоский камень, на котором, по преданию, Будда сушил свою кашаю (монашеское одеяние). Говорят, что на камне до сих пор различим её отпечаток.
  • След стопы Будды. В древности этот след покрывали золотой пылью. Сюань-Цзан писал: «На камне есть след ноги Будды. Хотя знак колеса и потемнел, форму его можно рассмотреть».
  • «Трон» Будды. На самой вершине сохранился камень — это часть сиденья, с которого Будда возвещал своё учение.
  • Пещеры учеников. Под вершиной расположены пещеры, где медитировали его главные ученики: Ананда, Шарипутра, Маудгальяяна и Махакашьяпа.
Именно возле одной из этих пещер двоюродный брат Будды, Дэвадатта, сбросил на него огромный камень, пытаясь его убить. Будда был ранен, но выжил. Его перенесли в Мардаккукши у подножия холма, где его лечением занимался царский лекарь Дживака.

Холм Ратнагири и ступа Вишва Шанти

Напротив Гридхракуты возвышается другой холм — Ратнагири. Туда можно подняться пешком или на фуникулёре. В 1970-х годах представители японской буддийской школы Нитирэн облагородили это место, построив здесь ступу Вишва Шанти (ступу всеобщего мира) и храмовый комплекс.

Школа Нитирэн-сю, основанная в XIII веке Нитирэном, особо почитает «Лотосовую сутру». Её последователи верят, что благоденствие можно обрести через практику даймоку — постоянное повторение формулы «Наму мёхо рэнгэ кё!» (‘Слава Сутре Лотоса Благой Дхармы!’).

Ступа на Ратнагири сложена из белого песчаника и мрамора. В её нишах, ориентированных по сторонам света, установлены золотые статуи Будды, символизирующие важные этапы его жизни. Рядом находится японский храм, где служба не прекращается ни на минуту. Его архитектура отличается аскетизмом, симметрией и простотой, характерными для дзен-буддизма.

Духовное значение Гридхракуты

Второй поворот колеса учения: рождение Махаяны

На Гридхракуте Будда дал учения, которые легли в основу Махаяны — Великой колесницы. Сообщение о том, что проповедь была произнесена на Орлиной горе, часто встречается в махаянских сутрах. Именно здесь были дарованы:

  • «Алмазная сутра»;
  • «Сутра Сердца»;
  • Сутры Праджняпарамиты;
  • «Сутра Лотоса Благого Закона».

Эти учения ознаменовали второй поворот колеса Дхармы. Если ранняя традиция (Хинаяна) была сосредоточена на индивидуальном освобождении, то Махаяна предложила идеал бодхисаттвы. Бодхисаттва — это существо, которое стремится к просветлению не только для себя, но и ради блага всех живых существ, движимое безграничным состраданием.

В первой части «Лотосовой сутры» Будда Шакьямуни возвестил, что открывает своим ученикам истинное знание, предназначенное для бодхисаттв. Центральной идеей «Лотосовой сутры» является концепция искусных средств (санскр. upāya), согласно которой Будда адаптирует своё учение под уровень понимания слушателей, постепенно подводя их к высшей истине.

В первой части «Лотосовой сутры» Будда Шакьямуни возвестил, что открывает своим ученикам истинное знание, предназначенное для бодхисаттв

Вечное собрание на Орлиной горе

Для физического взгляда Гридхракута может показаться обычной горой. Однако её истинное значение открывается «духовным очам». Согласно «Сутре Лотоса Благого Закона»[[https://www.oum.ru/literature/buddizm/sutra-o-cvetke-lotosa-oglavlenie/]], когда Будда давал здесь это учение, множество божеств из разных миров слетелось, чтобы выразить ему почтение. Чтобы они смогли совершить ритуальный обход, Будда разделил реальность и остановил время.

Таким образом, в ином измерении на этой горе и по сей день продолжается великое собрание, на котором присутствуют бхикшу, бхикшуни, упасаки и упасики, а также боги, драконы, наги и бесчисленное множество бодхисаттв. Многие паломники удивлялись, как на таком ограниченном пространстве могло поместиться собрание из десятков тысяч существ. Д. В. Поповцев пишет:

В конечном счёте, каждый из них находил объяснение этому факту, ведь для пробуждённого существа пространство, так же, как и время, является полностью покорной его воле субстанцией, и если уж для него возможно поместить бесчисленные миры на кончик волоска, то тем более возможно поместить на вершину средней величины скалы несколько сотен тысяч существ.

Д. В. Поповцев, Бодхисаттва Авалокитешвара

Существует легенда об основателе школы Тяньтай Чжи-и (538–597 гг.), который в состоянии самадхи (глубокой медитации) увидел это великое собрание на Гридхракуте, продолжавшееся спустя столетия после физической смерти Будды. Считается, что каждый, кто достигнет глубокой медитации на этой горе, может стать свидетелем этого события.

Гридхракута является Чистой Землёй (санскр. buddha-kṣetra) Будды Шакьямуни в нашем мире Саха

Гридхракута как Чистая Земля Будды Шакьямуни

Одно из главных положений «Лотосовой сутры» гласит, что Будда никогда не умирал и вечно пребывает на Орлиной горе, проповедуя Дхарму:

Тогда я вместе с монахами появлюсь на горе Священного Орла и скажу всем живым существам, что вечно пребываю здесь и не исчезаю. С помощью силы уловок [я] выявляю [моё] исчезновение или неисчезновение.

Сутра Лотоса Благого Закона

Пространство Гридхракуты считается неразрушимым даже в конце кальпы (в индийской космологии — огромный цикл времени, сопоставимый с периодом существования Вселенной), когда мир сгорает в великом огне. Однако живые существа, чьё восприятие омрачено, видят это место как обычное, подверженное разрушению. Их кармические препятствия мешают узреть реальность такой, какая она есть, — сияющей и незапятнанной.

Гридхракута является Чистой Землёй (санскр. buddha-kṣetra) Будды Шакьямуни в нашем мире Саха. Чистые Земли — это миры, очищенные трудами Будд и бодхисаттв, где созданы идеальные условия для духовной практики. Последователи Махаяны считают эту гору местом, где легче всего пережить опыт созерцания чистых сфер и увидеть наш мир как пространство безграничного сострадания и радости.


Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Где находится Орлиная гора?

Орлиная гора (Гридхракута) расположена в штате Бихар (Индия), недалеко от древнего города Раджгир.

2. Сколько времени занимает подъём на гору?

Подъём по оборудованной каменными ступенями тропе занимает около 30–40 минут. Рекомендуется брать с собой воду, особенно в жаркий сезон, и головные уборы.

3. Почему эта гора так важна для буддистов?

Это место, где Будда Шакьямуни провёл много времени и даровал ключевые учения Махаяны, включая «Лотосовую сутру». Считается, что он вечно пребывает здесь в своей Чистой Земле и на горе продолжается великое собрание его учеников.

4. Безопасно ли посещать Гридхракуту?

Место в целом безопасно. Основное неудобство могут доставить обезьяны, которые известны своей наглостью. Важно следить за личными вещами и не кормить животных.

5. Что такое «второй поворот колеса учения»?

Это условное название для периода, когда Будда даровал учения Махаяны, которые отличаются от его ранних проповедей. Центральными темами второго поворота стали концепции пустоты (шуньята) и пути бодхисаттвы. Эти учения были изложены преимущественно на горе Гридхракута.


Это интересно
Йога-тур в Индию-Непал 2026

В этом туре мы посетим места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни, как он завещал тем, кто идёт по Пути саморазвития, а также места практик других великих йогов и йогинь. Он будет интересен всем, кто идёт по пути самосовершенствования.