Содержание
Во времена Будды Вайшали был очень крупным городом с прекрасными парками и лотосовыми прудами, городом многолюдным, богатым и процветающим. Сейчас недалеко от этих мест расположена лишь небольшая деревенька, но тогда здесь проживали тысячи людей.
Расположенный в месте слияния рек Гандаки и Вишалы, с северной стороны город граничит с холмами Непала. Места эти всегда были плодородны и благоприятны для проживания. Город был окружён банановыми и манговыми рощами, которые сохранились и до наших дней, о них упоминает и один из средневековых путешественников, Сюань-цзан: «Это царство занимает около 5000 ли. Почва богата и плодородна, цветы и фрукты произрастают в изобилии. Плоды āmra (манго) и мокка (банан) очень многочисленны и ценны. Климат приятный и умеренный».
На протяжении веков город отличался не только хорошим климатом — люди, проживавшие здесь, издревле ценили Дхарму, духовное учение. Тот же Сюань-цзан пишет о местном населении: «Манеры людей чисты и честны. Они любят религию и высоко ценят учение».
Сегодня руины древнего города занимают довольно обширную территорию. Некоторые из них идентифицированны, а о других до нас дошли только истории и легенды. Будда Шакьямуни, Вималакирти, Амрапали, Махапраджапати, Ананда… Эти места хранят память о множестве древних событий.
Легенды древнего Вайшали
Будда Шакьямуни. Спасение города от эпидемии
Вайшали — одно из первых мест, которые посетил Будда, уйдя из дома в поисках спасения от смерти, болезни, старости. Здесь он встретил своего первого наставника Алару Каламу. Если опираться на «Лалитавистару», Алара Калама пребывал тогда в этом великом городе, окружённый 300 учениками и множеством подвижников. Увидев, что Сиддхартха усвоил его учение так же хорошо, как он сам, Алара предложил вместе давать учение. Но, поняв, что он уже постиг всё знание, которым владеет учитель, Сиддхартха разочаровался в этом учении и покинул своего наставника, отправившись в Раджагриху.
Другая история связана с чудом, совершённым Буддой. Однажды в Вайшали случилась страшная засуха, всё живое на полях погибло. Поразивший многолюдный и процветавший некогда Вайшали голод был настолько сильным, что население начало вымирать. На улицах валялись разлагающиеся трупы. Но беда не приходит одна. Город стал настолько грязным, что в нём начались эпидемии чумы, холеры или какой-то иной кишечной инфекции (разные источники утверждают по-разному). Тяжёлый запах гниющих трупов привлёк демонов, они безнаказанно носились по улицам города, разрывая мёртвую плоть. Демоны нападали даже на ещё живых людей. Голод, эпидемия, демоны — кто мог, искал спасения в других городах, покидая родину.
По городу ходили слухи, что причиной этих страшных событий были неправильные поступки правителя Вайшали, нарушения им предписанных правил поведения. Назначенная самим правителем судейская коллегия неправильных действий не выявила. Люди вымиравшего города были готовы на всё: кто-то молился богам, кто-то искал помощи у колдунов. Один из министров посоветовал обратиться к Будде, который тогда жил под покровительством царя Бимбисары.
Правители города решили обратиться к Будде, который тогда находился в роще Велувана. Выслушав просьбу посланника, Учитель отправился в путь с пятьюстами монахами. На лодочной переправе через Гангу его встречала торжественная процессия. Своей великой силой Будда вызвал сильнейший ливень, улицы превратились в водные потоки, смывшие грязь и трупы, и город был очищен. Демоны, вызвавшие болезнь, в страхе разбежались.
До сих пор очень популярно изображение Будды в позе защиты: стоя с выставленной вперёд правой рукой, ладонью вперёд. На Востоке очень популярны небольшие статуи Будды в этой позиции. По легендам именно с помощью этого жеста Будда остановил бедствия, уничтожавшие великий город. Страдания людей закончились.
Память об этом жесте — жесте защиты — сохранилась не только в традиционных статуэтках, но и в практике мудр. Мудра защиты воспроизводит тот самый жест, который Будда сделал в Вайшали (абхая мудра). Для её выполнения согнутая в локте правая рука поднимается на уровень груди или лица, кисть развёрнута вперёд, а пальцы вытянуты. Левая рука свободно опущена вниз. В буддийской и индуистской иконографиях этот жест до сих пор обозначает гарантию безопасности. С одной стороны, открытая ладонь символизирует миролюбие (демонстрация отсутствия оружия), с другой — это своеобразный знак «стоп». Можно добавить, что с помощью этой же мудры Будда остановил нападавшего на него разъярённого слона. Но вернёмся в Вайшали…
Вечером того же дня Учитель произнёс «Ратана Сутту», хвалебный гимн, и повелел начитывать её в стенах города. Будда также начитывал этот священный текст в течение семи дней. Благодаря очищающему тексту прекратились эпидемии, и Будда покинул Вайшали.
Один из ближайших учеников и помощник Будды, Ананда, священной водой орошал улицы города и начитывал специальные мантры.
Кстати, в этом же городе Будда в «Сутре о Будде Медицины» поведал о «Татхагате, Наставнике Врачевания Лазуритовое Сияние», давшим такой обет: «Обещаю, что когда я приду в мир и обрету бодхи, все живые существа, чьё тело слабо, у которых недостаёт органов чувств, которые безобразны, уродливы, глупы, слепы, глухи, немы, безгласны, скрючены, хромы на обе ноги, горбаты, больны проказой, безумны, подвержены всякого рода болезням и страданиям, обретут стройность, смышлёность и мудрость, услышав моё имя. Все их органы чувств будут совершенны, они не будут болеть и страдать».
Будду проводили из города с великими почестями. Именно после этого случая его стали особенно почитать в Вайшали. В честь этих событий (а также в честь чуда продления Буддой собственной жизни, о котором речь будет ниже) в Вайшали была построена ступа Совершенной Победы, особый тип ступы цилиндрической формы с тремя ступенями. Она символизирует победу учения Будды и над временем, и над смертью. Иначе такой тип ступ называют ещё ступой Благословения, или ступой Контроля над долготой жизни.
В такую ступу закладывается изображение Ушнишавиджайи — богини-бодхисаттвы долгой жизни. Именно садханы Ушнишавиджайи считаются наиболее эффективными для помощи тем, кто страдает тяжелыми заболеваниями, и для преодоления препятствий (в том числе и кармических) к долгой жизни.
Эта ступа подавляет эпидемии, болезни, негативные состояния ума, продлевает жизнь. Сейчас подобные ступы широко возводятся по всему миру, но та, что была построена первой, до наших дней, к сожалению, не сохранилась.
Дар Амрапали
Именно в Вайшали жила знаменитая куртизанка Амрапали. Если быть точнее, она обладала статусом «нагарвадху» (невеста города), самой красивой женщины города. Такую женщину нельзя было отдать в мужья кому-то одному, потому что это бы вызвало неизбежные распри и даже войны. Проводить время с нагарвадху могли себе позволить только самые состоятельные люди города, правители и вельможи, именно поэтому она была очень богата.
Амрапали сумела заслужить уважение всей Сангхи благодаря щедрым пожертвованиям. Однажды, когда Будда посетил Вайшали, Амрапали пригласила его и всю общину на обед в свой дом. Просветлённый не отверг приглашения. Личчхавские принцы узнали об этом визите и предложили Амрапали сто тысяч золотых монет в обмен на честь принимать Будду у себя. Но куртизанка отказалась.
Благодаря визиту Будды её сознание было очищено от всех загрязнений. Амрапали вступила в Сангху и стала одной из последовательниц Будды. Сосредоточенно размышляя о потере красоты в связи со старостью, а также о бренности богатства и славы, она постигла непостоянство всех явлений, стала архатом и осознала истинную природу счастья.
Манговая роща — подарок Сангхе от Амрапали. Сейчас на месте этой рощи находится деревня Амвара. Местечко это остаётся практически неизвестным. Здесь нет никакой туристической инфраструктуры.
Но, тем не менее, если мы встречаем в тексте фразу «Будда находился в Амра-парке», то речь идёт о событиях, происходивших именно здесь. Например, так начинается «Вималакирти-нирдеша сутра»: «Однажды Будда с собранием восьми тысяч бхикшу пребывал в Амра-парке…».
Создание женской Сангхи
Ещё одно знаменательное событие, произошедшее в Вайшали, — это создание женской Сангхи. Махапраджапати, тётя Будды, очень хотела присоединиться к монашеской общине. В первый раз эта просьба была озвучена в Капилавасту, но Будда отказал ей, ответив: «Не спрашивай меня об этом».
Махапраджапати отправилась за Буддой в Вайшали, она привела с собой более пятиста женщин из рода Шакьев. Все они с бритыми головами, надев накидки нищих, босиком пришли из Капилавасту.
Ноги Махапраджапати опухли и кровоточили. Увидев её и поговорив с ней, к Будде подошёл Ананда, сказав: «Махапраджапати, ваша тётя и мачеха, здесь. Она ожидает, что Вы дадите ей разрешение присоединиться к общине». И снова Будда сказал: «Не спрашивайте меня об этом». Ананда попробовал ещё один раз и снова получил отказ. «Разве Вы не даёте разрешения, потому что у женщин нет такого же духовного потенциала, как у мужчин, чтобы стать просветлённым?» — спросил Ананда. «Нет, Ананда, женщины равны мужчинам в их потенциале достичь просветления», — ответил Учитель. Это заявление открыло новый горизонт для женщин в мире религии в то время. Раньше ни один из основателей какой-либо религии не говорил о том, что мужчины и женщины обладают равным потенциалом для усвоения учения. При содействии Ананды Будда согласился принять женщин в Сангху, назначив для них дополнительные правила.
Мудрец Вималакирти
История города Вайшали тесно связана с Великим Мудрецом Вималакирти. Средневековые китайские путешественники ещё застали памятники, свидетельствующие о жизни Вималакирти: «К северо-востоку от монастыря, в 3–4 ли, есть ступа на месте руин древнего жилища Вималакирти, обладающая многими чудесами. Недалеко отсюда есть одна священная вихара, с виду похожая на нагромождение кирпичей. Как передают, эта каменная куча находится на месте, где старшина-купец Вималакирти во время болезни произносил проповедь» (Фа-сянь).
Достопримечательности Вайшали
Великая реликварная ступа
Одно из самых важных святых мест в Вайшали — это великая реликварная ступа. Буддийские ступы подразделяются на реликварные и мемориальные. Реликварные ступы либо построены над телесными останками, и тогда они называются шарирака, либо содержат какую-либо вещь, которой просветлённый пользовался при жизни (парибходжика). Мемориальные ступы возводят в честь особенных событий в жизни Учителя, с важными событиями в истории буддийской общины и т. п.
Великая реликварная ступа в Вайшали ― это одна из восьми первоначальных ступ, построенных над материальным останками Будды. Согласно буддийским традициям, после достижения паринирваны тело Учителя было кремировано маллами в Кушинагаре, а прах распределён между представителями 8 народностей, в том числе и личчхавами из Вайшали. В ступу была заложена часть праха Будды, разделённого после кремации в Кушинагаре между представителями различных народов.
Первоначально это был небольшой земляной холм, около 8 метров в диаметре. Позднее, во времена мауриев, ступа была обложена кирпичом и значительно увеличилась в размере. Археологи раскопали лишь основание, сама ступа до нашего времени не сохранилась. Сейчас над остатками фундамента сооружен защитный колпак.
Кутагарасала Вихара
Это руины древнего монастыря. На этой территории расположены многочисленные здания, колонна Ашоки, ступа Ананды, древний пруд. Его территория расположена в 3 км от реликварной ступы. Там, где был монастырь, расположено несколько достопримечательностей.
Столб Ашоки
После серьёзной болезни Учитель попросил Ананду собрать всех бхикшу. Просветлённый сказал собранию, что Махапаринирвана (окончательное исчезновение) неизбежна. Великий Учитель попросил монахов распространить Дхарму ради счастья многих. Ещё одно из чудес, совершённых Буддой в Вайшали, — это чудо преодоления смерти. Рассказав о своём неизбежном уходе, по просьбе учеников Будда продлил время собственной жизни на три месяца.
На месте этой проповеди находится столб Ашоки (построен в III в. до н. э.) с колокольным навершием. Столб составляет 18,3 метра и выполнен из высокополированного красного песчаника. Статуя льва украшает верхушку столба: лев сидит на задних лапах, рот наполовину открыт и язык высунут, как будто царственное животное рычит.
Морда льва смотрит в сторону Кушинагара на север, как бы обозначая тот путь, по которому ушёл Будда. На столбе чётко видна линия, отмечающая уровень отложения осадочных пород, когда-то скрывавших столб.
Столб немного наклонился к западу (на 4–5 дюймов), возможно, из-за слабости его фундамента или из-за того, что он очень тяжёл, по расчётам Каннингема, около 50 тонн. Исследователь заметил, что это одна из самых тяжёлых «монолитных львиных колон», виденных им.
На столбе нет надписи о причине его возведения, однако возможно, что бывшая надпись могла выветриться с течением времени, так как поверхность сильно пострадала. На поверхности столба выцарапано несколько имён посетителей, ни одна из этих надписей, по данным Каннингема, не превышает 200–300 лет. Когда британцы впервые попали сюда, все ступы скрывались под землёй, высилась лишь верхушка стелы, на которой скучающие чиновники или солдаты Ост-Индской компании могли нацарапать свои имена.
Исследователи предполагали, что столб, возможно, в древние времена имел пьедестал, который погрузился в землю из-за аллювиальной природы почвы. Если бы такой пьедестал был обнаружен, это также могло бы привести к открытию надписи. Было предпринято несколько попыток выкопать основание колонны (в научных целях, а также ради поиска мифических сокровищ), но безуспешно. Каннингем сделал ещё одну попытку и углубился на 14 футов, но также не нашёл постамента или значимых надписей.
Свастикообразное здание
Это монастырское здание содержало двенадцать комнат, и выглядело как свастика, «рукава» которой объединялись общей верандой. Каждый из «рукавов» имел по три комнаты. Это здание, вероятно, было построено в период гуптов.
Кутагарасала
Первоначально здесь находилась небольшая хижина, в которой Будда жил во время сезона дождей, если проводил его в Вайшали. Раскопки показали, что на этом месте сменяли друг друга следующие сооружения: сначала на месте хижины была построена небольшая ступа; во время периода гуптов здесь был уже высокий храм, а позднее — монастырское здание, содержащее несколько комнат. Сейчас мы можем наблюдать остатки его фундамента, по которым можно представить величину находящегося здесь строения.
Пруд Рамбакар
До нашего времени сохранился пруд, который выкопала для Будды стайка обезьян. Одна из обезьян, взяв чашу для подаяний, принадлежащую Будде, наполнила её диким мёдом и поднесла Татхагате. После того, как Будда принял это подношение, обезьяна настолько возликовала, что начала скакать по веткам, и, не удержавшись, сорвалась и разбилась, ударившись о пень. Благодаря помощи Будды, эта обезьяна переродилась на небесах 33 богов. В Буддийской традиции этот эпизод называется «Преподнесение обезьяной мёда Будде». Стая, к которой принадлежала обезьяна, выкопала пруд для буддийской общины.
Ступа Ананды
Эта ступа была раскопана в конце 1970-х годов. Вместе с останками Ананды в ней были найдены небольшие пластины из золота и полудрагоценных камней. Ступа упоминается в записках Фа-сяня, он говорит о том, что здесь расположена «ступа над половиной останков Ананды».
Вайшали: современная история
Великий город, бывший во времена Будды столицей конфедерации Вадджиев, после ухода Будды в паринирвану процветал недолго. Царь Аджаташатру разрушил его, применив осадные машины. Три защитные стены не спасли великий город, и от него остались лишь руины, а все земли вошли в Магадхскую империю. Прошло много лет до того момента, когда Великий Ашока усеял местный пейзаж многочисленными ступами, колоннами (на многих строениях были написаны эдикты), повелевавший распространять Дхарму. Ашока правил с 273 по 232 год до н. э. В начале пятого века нашей эры эти места посетил китайский паломник Сюань-цзан. Большая часть буддийских сооружений на тот момент была уже разрушена, а население города немногочисленно.
Со временем в памяти людей стирались воспоминания о тех славных событиях, о которых говорится в ранних буддийских текстах. Местное население перестало исповедовать буддизм, и основные места, связанные с этим текстами, были забыты и потеряны на долгие годы. Например, легендарный столб Ашоки в сознании местного населения уже не связывался с буддизмом. Местное население считало его тростью Бхимасены, одного из легендарных братьев Пандавов, согласно преданиям, обошедшим всю Индию.
Стивенсон был первым, кто описал руины, находящиеся на месте древнего Вайшали. Его записи были задокументированы и опубликованы в «Журнале Азиатского общества Бенгалии» в марте 1835 года под названием «Экскурсия по руинам». Свою известность для наших современников город обрёл благодаря Александру Каннингему, исследовавшему руины древнего города. Определяя месторасположение древнего Вайшали, Каннингем опирался на записи средневековых китайских путешественников. Каннингем подробно рассказал о месте под названием Бесарх в своём первом томе отчётов, сделанных для Археологической службы Индии.
Приглашаем в тур по Индии и Непалу с Андреем Верба, где вы сможете прочувствовать места силы, связанные с Буддой Шакьямуни.