Содержание
Даже во времена Будды Шакьямуни люди воспринимали мир как живой и одухотворённый. Будда призывал в свидетели Богиню Земли и разговаривал с духами, населяющими рощи. Многие из этих духов впоследствии стали героями Джатак — сборника историй о прошлых жизнях Будды. Такое мироощущение характерно для буддизма в целом: в тех же Джатаках мы читаем, что боги и богини могут населять различные строения.
Многие паломники, приходящие к ступе Боднатх, говорят: «Она живая». К ней невозможно относиться как к безжизненному камню. Ступа будто наблюдает за нами глазами Будды, изображёнными на всех четырёх сторонах надстройки над её куполом.
Духовное значение и символизм ступы
Всевидящие глаза Будды
Глаза на ступе, похожие на узкий лепесток лотоса, повторяют изображения на тибетских тханках (религиозная живопись на ткани). Они символизируют божественное зрение, которому доступны не только любые события во Вселенной, но и их кармическая взаимосвязь.
Обладающий ими видит, как существа оставляют жизнь и вновь рождаются, он постигает, как существа, в соответствии со своей кармой, становятся низшими и высшими, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными.
Субха-сутта
Многие тибетцы верят, что от пронизывающего взгляда ступы не скроются ни дурные, ни добрые поступки.
Третий глаз: символ истинной мудрости
Ещё большее воздействие приписывают третьему глазу — символу истинной мудрости, который изображён на ступе в виде точки над переносицей. В буддийских писаниях говорится, что возвышенные существа могут передавать учение не только словами, но и через энергию. Неоднократно упоминается, как Будда или бодхисаттва передавал учение, «испустив луч света из завитка белых волос между бровей», то есть из третьего глаза.
Возможно, так же и ступа способна передавать энергию того существа, с чьими реликвиями она связана. Именно эта энергия одухотворяет ступу, делает её живой и позволяет взаимодействовать с людьми и окружающим пространством.
Связь с Буддой Дипанкарой
Согласно преданиям, ступа в Боднатхе была возведена на месте захоронения татхагаты Дипанкары, одного из будд, предшествовавших Шакьямуни, либо содержит его реликвии. Татхагата (санскр. ‘так пришедший’ или ‘так ушедший’) — один из эпитетов Будды. Сложно утверждать это с исторической точностью, но народные традиции порой хранят память лучше, чем летописи.
Чудо света и праздник полнолуния
Полнолуние — особенное время для буддистов. В полнолуние Будда Шакьямуни родился, достиг просветления, прочёл свою первую проповедь и ушёл в паранирвану (окончательное освобождение от цикла перерождений). Поэтому 15-е лунные сутки традиционно считаются буддийским праздником. В ночь, когда над Катманду встаёт полная луна, ступа преображается: по всему её периметру зажигаются тысячи огней, которые рассеивают мрак и символизируют свет учения Будды, пришедшего в мир, чтобы развеять тьму неведения.
Для ступы Боднатх тысячи зажжённых лампад имеют двойное значение. Когда в этот мир пришёл Будда Дипанкара, произошло чудо: в воздухе появились мириады светящихся огоньков. Поэтому он и получил имя Дипанкара, что на санскрите означает ‘Источник Света’ или ‘Горящая Лампа’.
Имена других будд также часто связаны со светом. Например, имя Будды Кашьяпы на пали означает ‘Защищающий Свет’, а имя Будды Акшобхьи в тибетской традиции — Мармедзе (‘Дающий Свет Лампы’). Дипанкару часто изображают с отверстиями в теле, в которые вставляют маленькие лампады, что подчёркивает его связь со светом.
Космос и сознание в архитектуре Боднатха
Символика буддийских ступ подробно описана, но ступа в Боднатхе имеет особый символизм, передающий соотношение познанного и неизведанного. Лама Анагарика Говинда, анализируя купольную форму ранних ступ (а Боднатх построен в виде огромной полусферы), пришёл к выводу, что она символизирует всё таинственное, материнские и лунные силы, а также трансформацию через смерть и новое рождение.
Таким образом, архитектура ступы отражает устройство Вселенной:
- Купол — это неизведанный космос, тайна, луна.
- Глаза над куполом — это порядок, солнце, сознание, которое вглядывается вглубь этой тайны. Глаза Будды освещают духовный мир так же, как солнце — материальный.
По официальной версии, ступа Боднатх была построена около V века. Однако, скорее всего, эта дата относится лишь к одной из её реконструкций. Первоначальное сооружение, вероятно, было ещё более древним и отражало архаичные взгляды на устройство космоса и соотношение хаоса и порядка.
Легенды о строительстве ступы
Существует несколько преданий, связанных с возведением Боднатха. Они придают этому месту ещё большую значимость.
Легенда о Джарун Хатор
Согласно самой известной легенде, ступу построила бедная женщина. Она попросила у правителя небольшой участок земли — «столько, сколько покроет шкура лошади». Получив разрешение, она разрезала шкуру на тонкие полоски и отмерила ими большой надел для будущей ступы. Узнав о её хитрости, правитель не стал отменять своё решение, сказав: «Джарун хатор», что на местном наречии означает ‘Я уже сказал’. Это имя — Джарун Хатор — до сих пор используется непальцами для обозначения ступы.
Будущие великие учителя
Не менее важна история о сыновьях этой женщины, которые завершили строительство уже после её смерти и благодаря этому накопили огромную благую заслугу. Предание гласит, что эти души позднее родились в мире как три великие личности, сыгравшие ключевую роль в утверждении буддизма в Тибете.
Ими стали:
- Трисонг Дэцен — правитель Тибета.
- Шантаракшита — великий индийский учёный и настоятель первого буддийского монастыря в Тибете.
- Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) — великий учитель из Уддияны, принёсший в Тибет тантрический буддизм.
Спустя тысячелетия они встретились вновь, чтобы снова строить — на этот раз храм Самье, ставший оплотом тибетского буддизма.
Боднатх как окно в Тибет
Ступа Джарун Хатор всегда была важна не только для неваров (коренного населения долины Катманду), но и для тибетцев, которые называют её окном в Тибет. Расположенная на торговом пути из Индии в Тибет, она служила местом отдыха и молитвы для путников перед сложным переходом через Гималаи. В 1950-х годах, после китайского вторжения, многие тибетские беженцы нашли здесь приют. Сегодня вокруг ступы вырос целый храмовый городок.
Ступа сегодня: восстановление и паломничество
Ступа, серьёзно пострадавшая во время землетрясения 2015 г., была полностью восстановлена и вновь открыта для посетителей. С обновлённого навершия на паломников, совершающих парикраму (ритуальный обход святыни), снова смотрят всевидящие глаза Будды.
Практические советы для посетителей
Чтобы ваше посещение ступы Боднатх было осмысленным и уважительным, следуйте этим рекомендациям:
- Лучшее время для визита. Раннее утро или вечер, когда местные жители и монахи совершают свои ритуалы. В это время атмосфера особенно одухотворённая, а свет идеально подходит для фотографий.
- Правила поведения. Совершайте обход (кору) только по часовой стрелке. Вращайте молитвенные барабаны также по часовой стрелке. Старайтесь не направлять ступни в сторону ступы или изображений будд, так как это считается неуважительным.
- Дресс-код. Рекомендуется скромная одежда, прикрывающая плечи и колени, как и при посещении любого другого святого места.
- Фотография. Фотографировать можно, но всегда спрашивайте разрешения, прежде чем снимать монахов или молящихся людей.
- Пожертвования. Если вы хотите сделать подношение, для этого есть специальные ящики. Можно также купить и зажечь масляные лампадки в знак уважения и для накопления благих заслуг.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Что такое ступа?
Ступа — это монументальное сооружение в буддийской архитектуре, символизирующее просветлённый ум Будды. Изначально ступы служили реликвариями, где хранились останки святых или священные тексты.
2. Почему на ступе Боднатх изображены глаза?
Глаза символизируют всеведение Будды. Они смотрят на четыре стороны света, показывая, что мудрость и сострадание Будды охватывают всю Вселенную. Волнистая линия вместо носа — это санскритская цифра 1, символ единства всего сущего.
3. Могут ли не-буддисты посещать ступу?
Да, Боднатх открыт для всех, независимо от вероисповедания. Это одно из самых посещаемых мест в Катманду, где можно познакомиться с тибетской культурой и буддизмом.
4. Что означает название «Боднатх»?
Название происходит от слов «бодхи», что означает ‘просветление’, и «натх» — ‘господин’, ‘защитник’. Таким образом, «Боднатх» можно перевести как ‘Господин Просветления’.
