Измени себя — изменится Мир вокруг

Вималакирти нирдеша сутра. Глава 9. Врата дхармы недуального восприятия

статуя будды фото

Вималакирти спросил Бодхисаттв:

— Добродетельные, как открываются врата Дхармы недуального восприятия?

Бодхисаттва Дхармавикурвана сказал:

— Достопочтенный, создание и разрушение — два явления. Но то, что не создаётся и не длится, — не рушимо. Так, достижение понимания отсутствия рождения вещей есть вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Шригупта сказал:

— Понятия «я» и «моё» — дуальность. Если нет цепляния за «я», нет дуальности. Отсутствие такого рода цепляния есть вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Сунакшатра сказал:

— «Отвлечение» и «внимание» — дуальность. Если нет отвлечения, то нет внимания, упоминания, ментальной активности. Так, отсутствие ментальной активности — вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Субаху сказал:

— «Дух Бодхисаттвы» и «дух ученика» — это два. Когда оба они видимы как иллюзорный дух, больше нет духа бодхисаттвы и духа ученика. Так, единство природы духов — вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Анимиша сказал:

— Понятия «цепляние» и «не цепляние» — дуальность. То, что не постигается, — не воспринимается, а то, что не воспринимается, не предполагается и не отвергается, — это вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Сунетра сказал:

— Понятия «уникальность» и «бесхарактерность» — дуальность. Проникнуть в равенство этих двух явлений — вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Пушья сказал:

«Добро» и «зло» — дуальность. Отсутствие поиска добра или зла, понимание единой природы значительного и бессмысленного — вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Симха сказал:

— «Греховность» и «безгрешность» — дуальность. Алмазоподобная мудрость пронзает насквозь. Не быть связанным или освобождённым — это вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Сихамати сказал:

— Говорить: «это нечисто» и «это безупречно» — дуальность. Тот, кто, достигнув невозмутимости, не формирует концепции нечистоты или непорочности, но при этом не полностью лишён концепцептуального мышления, обладает невозмутимостью без какого-либо достижения невозмутимости, — входит в отсутствие концептуальных узлов. Так, он входит во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Сукхадхимукта сказал:

— Говорить: «Это счастье» и «Это страдание» — дуальность. У того, кто свободен от всех расчётов, благодаря крайней чистоте знания, ум отстранён, как пустое пространство; и таким образом он входит во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Нараяна сказал:

— Говорить: «Это мирское» и «Это трансцендентное» — дуальность. Этот мир имеет природу пустоты, поэтому в нём нет ни трансцендентности, ни вовлечённости, ни прогресса, ни остановки. Таким образом, не выходить за пределы, не быть вовлечённым, не идти, не останавливаться — это вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Дантамати сказал:

— Понятия «жизнь» и «освобождение» — дуальность. Осознав, человек не окован природой бытия, но и не свободен от неё. Такое понимание — это вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Пратьякшадарша сказал:

— Понятия «разрушимый» и «неразрушимый» — дуальность. То, что неразрушимо, мгновенно, а то, что мгновенно, неразрушимо. Переживание такого рода называется входом во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Самантагупта сказал:

— Понятия «я» и «отсутствие „я“» — дуальность. Поскольку существование «я» не может быть воспринято, на что опирается «отсутствие „я“»? Осознание этих понятий — вход в недвойственность.

Бодхисаттва Видьюддева сказал:

— Понятия «знание» и «невежество» — дуальность. Природа неведения и знания одинакова, ибо неведение неопределённо, неисчислимо и выходит за рамки сферы мышления. Это осознание — вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Приядаршана сказал:

— Материя сама по себе пуста. Пустота не есть результат разрушения материи, но природа материи сама по себе есть пустота. Говорить о пустоте, с одной стороны, и о материи, ощущении, интеллекте, мотивации, о сознании, с другой — есть проявление дуализма. Природа сознания есть пустота. Пустота не является результатом разрушения сознания, но природа сознания сама по себе является пустотой. Такое понимание пяти совокупностей и знание их как таковых посредством учения является входом во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Прабхакету сказал:

— Говорить, что четыре основных элемента — это одно, а эфирный пространственный элемент — другое — дуальность. Четыре основных элемента сами по себе являются природой пространства. Прошлое является природой пространства. Будущее также является природой пространства. Точно так же настоящее также является природой пространства. Знание, проникающее в стихии, — это вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Сумати сказал:

— Глаз и форма — дуальность. Понимать, чем является глаз, и не испытывать привязанности, отвращения или замешательства в отношении формы — это называется «покой». Подобным образом понятия «ухо» и «звук», «нос» и «запах», «язык» и «вкус», «тело» и «прикосновение», «разум» и «явления» являются дуальностями. Но знать ум и не быть ни привязанным, ни отвращённым, ни сбитым с толку в отношении явлений — это называется миром. Жить в таком мире — значит войти во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Акшаямати сказал:

— Щедрость ради достижения всеведения — дуальность. Природа щедрости сама по себе является всеведением, а природа всеведения — полная преданность. Точно так же является двойственностью развивать мораль, терпимость, усилия, медитацию и мудрость ради всеведения. Всеведение — это природа мудрости, а полная преданность — это природа всеведения. Так, понимание этих особенностей — вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Гамбхирабуддхи сказал:

— Двойственно говорить, что пустота — это одно, отсутствие знака — другое, а отсутствие желаний — ещё одно. То, что является пустотой, не имеет знака. То, что не имеет знака, не имеет желания. Там, где нет желания, нет процесса мышления, ума или сознания. Видеть двери всех освобождений в двери одного освобождения — это вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Сантендрия сказал:

— Говорить «Будда»,«Дхарма» и «Сангха» — дуальность. Дхарма сама по себе является природой Будды. Сангха сама по себе является природой Дхармы. Все они не являются составными понятиями. Несоставное — это бесконечное пространство, и процессы всех вещей эквивалентны бесконечному пространству. Осознание этого — вход во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Ратнамудрахаста сказал:

— Двойственно отстраняться от мира и радоваться освобождению. Отсутствие дуализма есть отсутствие презрения к миру и радости освобождения. Освобождение можно найти там, где есть рабство, но там, где нет рабства, есть ли необходимость в освобождении?

Нищий, который не связан и не освобождён, не испытывает ни симпатии, ни антипатии, и поэтому он входит во врата недуального восприятия.

Бодхисаттва Маникутараджа сказал:

— Говорить о хороших и плохих путях — дуализм. Тот, кто находится на пути, не заботится о хороших путях или плохих путях. Живя в отсутствии тревожности, он не придерживается понятий «путь» или «не путь». Понимая природу явлений, его ум не участвует в двойственности. Таков вход во врата недуального восприятия.

Когда Бодхисаттвы высказали свои объяснения, все они обратились к наследному принцу Манджушри:

— Манджушри! Как Бодхисаттвы открывают врата недуального восприятия?

Манджушри ответил:

— Благородные, все вы высказались достойно. Тем не менее все ваши объяснения сами по себе дуалистичны. Знать, что нет того, кто обучает, выражает, обьясняет или указывает, — это и есть вход во врата недуального восприятия.

Затем наследный принц Манджушри сказал Вималакирти:

— Благородный! Все присутствующие высказали свои объяснения. Теперь, может быть, вы разъясните учение о входе в принцип недвойственности?

После этого Вималакирти сохранил молчание, ничего не говоря.

Принц Манджушри зааплодировал Вималакирти:

— Превосходно! Превосходно, благородный! Это действительно вход в недвойственность Бодхисаттв. Здесь нет смысла в слогах, звуках и идеях.

Когда эти учения были провозглашены, пять тысяч Бодхисаттв вошли в дверь Дхармы недвойственности и постигли нерождённость вещей.