Вималакирти нирдеша сутра. Глава IX. Посвящение в недуальную Дхарму

Вималакирти сказал присутствующим Бодхисаттвам: «Добродетельные, пусть каждый из вас выскажется, как он понимает недуальную Дхарму».

Бодхисаттва, называемый «Утешение в Дхарме», сказал: «Добродетельные, рождение и смерть – дуальность, однако ничто не создаётся и ничто не уничтожается. Реализация этой устойчивой невозмутимости, ведущей к невозникновению, есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва, названный «Страж Трёх Добродетелей», сказал: «Субъект и объект – дуальность, ибо где есть эго, там и его объект, но, поскольку нет никакого эго, его объект не возникает; это суть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Никогда Не Мигающий» сказал: «Реагирование и перереагирование – это дуальность. Если нет ответа на феномен, последний нигде нельзя обнаружить; отсюда, нет ни приятия, ни отрицания и нет ни кармической активности, ни различения; это есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Высшая Добродетель» сказал: «Нечистота и чистота являют собой дуальность. Когда основополагающая природа нечистоты воспринимается ясно, то перестаёт возникать даже чистота. Поэтому прекращение идеи чистоты суть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Достигший Самадхи Глядением на Звезду» сказал: «Внешние тревоги и внутреннее размышление – это дуальность; когда волнения успокаиваются, мышление приходит к концу, а отсутствие мыслей ведёт к неразличению; достижение этого состояния есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Мастерский Глаз» сказал: «Монистическая форма и бесформенность – это дуальность. Если монистическая форма реализуется как бесформенная вместе с отказом от бесформенности, чтобы достичь беспристрастности, это есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Чудесная Рука» сказал: «Ум Бодхисаттвы и ум шравака – это дуальность. Если на ум смотрят как на пустой или иллюзорный, нет ни ума Бодхисаттвы, ни ума шравака; это – посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва Пушья сказал: «Добро и зло – это дуальность; если не возникает ни добра, ни зла, так, что реализуется бесформенность, чтобы достичь Реальности, это есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва Симха (Лев) сказал: «Благоденствие и несчастье – дуальность; если основополагающая природа несчастья понята, оно не отличается от благоденствия. Если используется алмазная (нерушимая) мудрость, чтобы вглядеться в это и без рабства, и без освобождения , это – посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Львиное Бесстрашие» сказал: «Мирское и надмирское – дуальность. Если все вещи исследуются беспристрастно, ни мирского, ни надмирского не возникает, нет никакой дифференциации между формой и бесформенностью, тогда есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Чистое Толкование» сказал: «Активность и неактивность – дуальность, но если ум воздерживается от всех ментальных условий, он будет как пространство, а чистая и ясная мудрость будет свободна от всех омрачений. Это есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Нараяна» сказал: «Мирское и надмирское – дуальность, но основополагающая природа мирского пуста и является ничем иным, как надмирским, куда невозможно войти и которое невозможно покинуть, которое ни растекается подобно потоку перерождения, ни рассеивается подобно дыму. Это – посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Мастерский Ум» сказал: «Самсара и нирвана – дуальность. Если основополагающая природы самсары воспринята, то не существует ни рождения, ни смерти, ни рабства, ни освобождения и ни подъёма, ни спада. Такое понимание – суть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Прямое Прозрение» сказал: «Исчерпаемое и неисчерпаемое – дуальность. Если все вещи исследуются исчерпывающе, то как исчерпаемое, так и неисчерпаемое не могут исчерпаться. Неисчерпаемое же идентично пустоте, которая за пределами как исчерпаемого, так и неисчерпаемого. Такое толкование есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Придерживающийся Универсальности» сказал: «Эго и не- эго – дуальность. Поскольку эго не может быть найдено, то где можно найти не-эго? Тот, кто постигает реальную природу эго, не даёт возникнуть дуальностям; это – посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Молниеносное Восприятие» сказал: «Просветление и непросветление – дуальность, но основополагающая природа непросветления – есть просветление, которое также следует отбросить; если все относительности отброшены и заменены недуальной беспристрастностью, – это – посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Прийядаршана» сказал: «Форма (рупа) и пустота – дуальность, форма идентична пустоте, что не означает, что форма стирает пустоту, ибо основополагающая природа формы есть сама пустота. Таковы же и другие четыре скандхи – восприятие (веда-на), различение (санджня), волепрявления (самскара) и сознание (виджняна) – в отношении к пустоте».

«Сознание и пустота – дуальность, однако сознание идентично пустоте, что не означает, что сознание сметает пустоту, основополагающая природа пустоты пуста сама по себе. Полное понимание этого есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Понимание Четырёх Элементов» сказал: «Четыре элемента (земля, вода, огонь и воздух) и их пустота – дуальность, но основополагающая природа четырёх элементов идентична природе пустоты. Подобно прошлому и будущему, которые оба пусты, настоящее также пусто. Идентичное понимание основополагающей природы всех четырёх элементов есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Глубокая Мысль» сказал: «Глаз и форма – дуальность, если основополагающая природа глаза узнаётся без влияния желания, гнева или тупости относительно увиденных вещей, это есть нирвана.

Подобно этому ухо и звук, нос и запах, язык и вкус, тело и касание, а также ум и процесс мышления являются дуальностями, но если основополагающая природа ума узнана не посредством желания, гнева и тупости относительно вещей, это есть нирвана. Покоиться в этом состоянии, есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Неистощимый Ум сказал: «Совершенство даяния и посвящение его заслуг реализации всезнания – это дуальность,  Однако основополагающая природа даяния есть отдача себя всезнанию».

«Аналогично, совершенство дисциплины (шила-парамита), совершенство терпения (кшанти-парамита), совершенство усердия (вирья-парамита), совершенство созерцания (дьхяна-парамита), совершенство мудрости (праджня-парамита) с посвящением Всезнанию – есть пять дуальностей, но их основополагающие натуры – ничто иное, как посвящение Всезнанию, тогда как реализация их единства суть посвящение в недуальную Дхарму». 

Бодхисаттва «Глубокая Мудрость» сказал: «Пустота, бесформенность и неактивность – трое различных врат к освобождению, и, когда каждое сравнивается с двумя другими, проявляются три дуальности, однако пустота – бесформенна, а бесформенность неактивна. Ибо когда пустота, бесформенность и неактивность имеют место, нет ни ума, ни интеллекта, ни сознания, и освобождение через одно из этих трёх врат идентично освобождению через все три. Это – посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Невозмутимые Органы Чувств» сказал: «Будда, Дхарма и Сангха – три разных сокровища, и когда каждое сравнивается с двумя другими, налицо три дуальности, но Будда идентичен Дхарме, а Дхарма идентична Сангхе. Ибо три сокровища неактивы и равны пространству, с тем же равенством для всех вещей. Реализация этого равенства есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Беспрепятственный Ум» сказал: «Тело и его уничтожение в нирване – дуальность, но тело идентично нирване. Почему? Потому что если основополагающая природа тела воспринята, никакой концепции о существовании тела не возникает, ибо оба – не будучи двумя различными вещами, в основе своей недуальны.. Отсутствие страха и смятения при встрече с этим окончательным состоянием – есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Высокая Добродетель»  сказал: «Три кармы, порождённые телом, речью и мыслью, различны, если каждая сравнивается с двумя другими, и создают три дуальности, но их основополагающая природа неактивна; так что неактивное тело идентично неактивной речи, которая идентична неактивному уму. Поскольку эти три кармы неактивны, все вещи также неактивны. Аналогично, если мудрость (праджня) также неактивна, это есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Поле Блаженства" сказал: «Хорошее поведение, дурное поведение и отсутствие движения – различны, и когда каждое сравнивают с двумя другими, создают три дуальности, но основополагающая природа всех трёх – это пустота, свободная от добра, зла и неподвижности. Невозникновение этих трёх – есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Величественное Цветение» сказал: «Эго и его объект – дуальность, если основополагающую природу эго исследовать, эта дуальность исчезает. Если дуальность отвергнуть, не будет никакого сознания, а свобода от сознания – суть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Сокровище Тройного Могущества» сказал: «Реализация подразумевает субъект и объект, что являет собой дуальность, но если ничто не рассматривать как реализацию, не будет ни схватывания, ни отвергания, а свобода от схватывания и отвергания – есть посвящение в недуальную Дхарму.

Бодхисаттва «Луна Среди Небес» сказал: «Темнота и свет – дуальность. Где нет ни темноты, ни света, нет и этой дуальности. Почему? Потому что в состоянии самадхи, произошедшего из-за полного угасания ощущения и мышления, нет ни темноты, ни света при том, что все вещи исчезают. Бескорыстное вхождение в это состояние  – суть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Ратна Мудра» (Драгоценный Символ) сказал: «Радость в нирване и печаль в самсаре – это дуальность, которая исчезает, когда нет больше радости и печали. Почему? Потому что там, где есть рабство, есть и желание освобождения, но если по сути нет никакого рабства, то кто ищет освобождения? Где нет ни рабства, ни освобождения, там не будет ни радости, ни печали; это –посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Драгоценность на Голове» сказал: «Учение Будды и ложные взгляды – дуальность, но тот, кто пребывает в Дхарме не видит различий между Учением и всем остальным.

Воздержанность от этих двух крайностей – есть посвящение в недуальную Дхарму».

Бодхисаттва «Радость в Реальности» сказал: «Реальность и нереальность – это дуальность, но тот, кто реализует реальность, даже не воспринимает её, а ещё меньше он воспринимает нереальность. Почему? Потому что реальность невидима обычными глазами и является только глазу мудрости. Таким образом, реализация глаза мудрости, который не является ни наблюдающим, ни ненаблюдающим, есть посвящение в недуальную Дхарму».

После того, как Бодхисаттвы высказались, они спросили у Манджушри о его взгляде на недуальную Дхарму.

Манджушри сказал: «По моему убеждению, когда все вещи больше не находятся в области слова или речи, а также либо указания, либо знания, а пребывают за пределами вопросов и ответов, это есть посвящение в недуальную Дхарму».

При этом Манджушри спросил Вималакирти: «Мы все уже высказались; теперь скажи нам, пожалуйста, что такое посвящение Бодхисаттвы в недуальную Дхарму».

Вималакирти хранил молчание, не произнося ни слова.

Тут Манджушри воскликнул: «Отлично, отлично. Может ли быть истинное посвящение в недуальную Дхарму, пока слова и речь всё ещё записываются или произносятся?»

После разъяснения посвящения в недуальную Дхарму пять тысяч Бодхисаттв в этом собрании были посвящены в неё, реализуя тем самым устойчивую невозмутимость несозданного.

Глава VIII. Путь Будды     Оглавление     Глава X. Будда Ароматной Земли