Измени себя — изменится Мир вокруг

Жизнеописание ламы Цонкапы

Выдающийся буддийский философ, практик и духовный наставник Лобсанг Драгпа Цонкапа вошёл в историю тибетского буддизма как реформатор и основоположник одной из четырёх главных школ тибетского буддизма — Гелуг. В буддийской традиции Цонкапа считается одним из воплощений Бодхисаттвы Совершенной Мудрости Манджушри. Тибетцы почитают его как «второго Будду», уважительно называя Чже Ринпоче (с тиб. ‘Досточтимый и Драгоценный’).

Жизнь Цонкапы — образец для подражания, свидетельство неутомимого служения, усердной практики, непрерывного обучения и истинной нравственности.

История о Хрустальных Чётках и Будде Шакьямуни

Согласно легенде, в одном из своих прошлых воплощений Цонкапа родился мальчиком в семье индийского брахмана. Однажды он встретил Будду Шакьямуни и преподнёс ему в подарок хрустальные чётки. Приняв дар, Будда предсказал, что в будущем этот мальчик переродится в Северной Стране под духовным именем «Хороший Ум» (санкр. Сумати Кирти, тиб. Лобсанг Драгпа), впоследствии откроет монастырь под названием «Благой» (тиб. Ге) и станет «целителем Учения Будды» (Абхидхарма 2021).

Юность Цонкапы

В 1357 году предсказание Будды Шакьямуни сбылось. В семье зажиточных кочевников в восточном Тибете в провинции Амдо (в настоящее время провинция Цинхай КНР) родился мальчик Цонкапа. Отец Цонкапы был монголом, мать — тибеткой. Он был четвёртым из шести сыновей̆. Род его славился многими известными монахами и практиками.

В одной из многочисленных биографий Цонкапы описывается, что до рождения малыша мать Цонкапы увидела сон, в котором золотая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары спустилась с неба и через темя вошла в её тело. Проснувшись, женщина поняла, что в её чрево вошла душа великого человека. Ясно осознавая своё вхождение и пребывание в чреве матери и своё появление на свет, Цонкапа «родился, как рождаются Будды» (Абхидхарма 2021).

Когда малышу Цонкапе было всего три года, он принял обеты буддиста-мирянина от четвёртого Кармапы Ролпе Дордже. В возрасте семи лет после принятия обета монаха-послушника он получил духовное имя «Лобсанг Драгпа» (‘Хороший Ум’), как и предсказывал в далёком прошлом Будда Шакьямуни. С этого возраста мальчик начал получать посвящения в различные буддийские практики.

Цонкапа обладал феноменальной памятью. Самостоятельно научившись читать в возрасте трёх лет, он без труда мог запоминать самые сложные тексты. Авторы его биографии рассказывают, что однажды он выучил наизусть весь комментарий к огромному тексту монашеских правил (Винайе), запоминая по 17 фолиантов в день (около 34 страниц формата А4) (Thurman 2018).

Стремясь к духовным знаниям, Цонкапа много путешествовал для обучения у наставников всех традиций тибетского буддизма. Так, в 16 лет он отправился в монастырь Дрикунг Кагью в центральном Тибете, где, помимо буддийских посвящений, также получил медицинское образование. Цонкапе потребовался всего год, чтобы овладеть знаниями тибетской медицины.

Об Учителе Рендаве

Во время посещения монастыря Ньяпон Кунга Пел в Цечене Цонкапа встретил известного учителя Рендаву традиции Сакья, которого позже стал считать своим основным духовным наставником. Слушая разъяснения Рендавы об Абхидхарме и Мадхьяме, Цонкапа проникся к нему глубоким почтением. В свою очередь, Рендава был настолько ошеломлён мудростью своего ученика, что признал в нём своего учителя. Меняясь ролями учителя-ученика, Цонкапа и Рендава установили между собой особый уровень взаимоотношений, основанных на смирении и отсутствии иерархии.

Молитва Цонкапы

В честь своего учителя Цонкапа написал знаменитую молитву «Мигцема», которую Рендава переписал и отдал обратно своему молодому ученику со словами, что тот заслуживает её больше. Пятистрочная Мигцема-молитва в переводе с тибетского звучит так:

Авалокитешвара, великое сокровище безобъектного сострадания,
Манджушри, владыка безупречной мудрости,
Ваджрапани, уничтожающий бесчисленные орды мар,
Цонкапа, драгоценность в венце мудрецов страны снегов,
Лобсанг Драгпа, молюсь у твоих стоп!

ФПМТ 2021

Встреча с Ламой Умапой и Учение Манджушри

В 25 лет Цонкапа принял полный монашеский обет, стал активно проповедовать Дхарму и давать посвящения, однако и сам не прекращал своего духовного образования.

Несмотря на высокую репутацию, учёность и глубокую мудрость, лама Цонкапа был прост и скромен в общении, позволяя ученикам оставаться непринуждёнными в его присутствии. Отличаясь почтительностью к своим оппонентам в дебатах, он всегда сохранял невозмутимость и отвечал на все вопросы с равным уважением (Powers 2007).

В 34 года он приступил к изучению тантр. Приблизительно в это же время произошла встреча Цонкапы с Ламой Умапой традиции Карма Кагью. Однажды, придя к Цонкапе, Лама Умапа рассказал, что у него было видение бодхисаттвы Манджушри, в котором он просил его встретиться с Цонкапой для получения посвящения в практику Сарасвати. Лама Умапа пояснил, что ещё с детства, когда он был простым пастухом, образ Манджушри регулярно являлся ему в видениях (Lama Tsongkhapa 2021).

Лама Умапа обратился к Цонкапе с просьбой проверить достоверность своих видений. После тщательной проверки информации, получаемой Ламой Умапой от Манджушри, Цонкапа пришёл к выводу, что умы Ламы Умапы и Манджушри были одним целым. Ум Ламы Умапы был настолько чист и открыт, что подобные видения действительно были возможными для него.

Проверка подлинности видений чрезвычайно важна для практиков. Во время медитации различные негативные состояния ума практикующего сказываются на его восприятии реальности, искажают интерпретацию видений. Такие ментальные состояния могут проявляться как видения святых существ и оказывать влияние на сознание человека. Поэтому даже высокореализованные практики зачастую обращаются с просьбой проверить точность своих видений к другим опытным практикам.

Убедившись в чистоте передаваемых Ламой Умапой знаний, Цонкапа попросил его стать своим учителем и приступил к изучению практики Манджушри. Через Ламу Умапу знаменитый практик стал получать учения от самого Манджушри.

Ретрит ламы Цонкапы

Чже Ринпоче уделял много времени занятиям медитацией. Так много, что однажды Лама Умапа передал ему наставление от Манджушри о том, что он чрезмерно увлечён медитацией. Манджушри указал Цонкапе, что, хотя практика медитации помогает ему накапливать благие заслуги, только посредством медитации он не сможет очистить всю накопленную им негативную карму со скоростью, необходимой для достижения полной реализации. Наставлением Манджушри Цонкапе было заниматься не только медитацией, но и очистительными практиками*, а также практиками по реализации вИдения своего Йидама и себя самого как обладающих одной и той же природой просветлённого ума**.

Примечания

* имеются в виду практики по очищению от негативной кармы. В большинстве школ тибетского буддизма существуют 4 основные практики для очищения негативной кармы: 1) 100,000 простираний, 2) подношение мандалы, 3) начитывание мантры 100,000 раз и 4) выполнение практики Гуру-йоги.

** имеются в виду буддийские практики по визуализации Йидама. Йидам — образ просветлённого существа, проявление состояния Будды или просветлённый ум. Во время личной медитации практикующий идентифицирует свою собственную форму, атрибуты и ум с таковыми у Йидама с целью трансформации и избавления от негативной кармы.

Последовав руководству Манджушри, в возрасте 36 лет лама Цонкапа с 8 учениками, избранными с помощью Манджушри, отправился в четырёхлетний ретрит. Местом ретрита была выбрана пещера под названием Олка Чолунг (около города Цетанг), которая и сегодня является местом паломничества. В этой пещере Цонкапа провёл один из своих самых известных ретритов.

Простирания Перед Буддами Покаяния

Усердие Чже Цонкапы во время ретрита было неистощимым. За четыре года уединения он совершил 100,000 простираний перед каждым из 35 Будд Покаяния, в общей сложности выполнив 3,5 млн простираний. Обычно практикующие совершают 100,000 простираний перед всеми 35 Буддами Покаяния одновременно.

Для того чтобы очиститься от негативной кармы, в своей практике лама Цонкапа продвинулся намного дальше, сделав 100,000 простираний не только всем 35 Буддам, но и каждому из Будд по отдельности. Отпечаток его тела от каждодневных простираний до сих пор можно увидеть на скальном полу пещеры Олка Чолунг. Благодаря столь преданной практике он получил прямые видения всех 35 Будд Покаяния.

За время ретрита Цонкапа также выполнил 1,8 млн подношений мандалы. Для практики подношения мандалы он использовал простой камень. В течение долгих часов протирая запястьем по основанию каменной мандалы, великий мастер выполнил так много подношений, что кожа на его руках потрескалась и стала кровоточить.

Во время одной из интенсивных практик ретрита Цонкапа впервые увидел образ Манджушри в центре мандалы с изображением красной мантры на груди. С этого момента Цонкапа смог получать учения напрямую от Мандужшри без помощи посредничества Ламы Умапы. В конце ретрита Манджушри передал в видении Цонкапе, что вся его негативная карма очищена, он достиг прямого познания пустоты и больше не нуждается в наставлениях на эту тему.

Многие современные буддийские учителя приводят ретрит Цонкапы в качестве примера глубокой преданности практике. Он служит напоминанием всем духовным искателям об усердии, необходимом на пути самопознания.

Вклад Цонкапы в традицию тибетского Буддизма

По завершении ретрита лама Цонкапа приступил к написанию одного из своих главных трудов по буддийской философии «Большое руководство по этапам пути к пробуждению» (Ламрим Ченмо), основанному на тексте Атиши «Светоч на пути к Пробуждению». В этом тексте Цонкапа подробно излагает весь путь к достижению состояния Будды. Ламрим Ченмо до сих пор является базовым учебным пособием в школе Гелуг (Википедия 2021).

На протяжении следующих 20 лет Чже Цонкапа написал ещё много важнейших буддийских текстов. Собрание его сочинений в восемнадцати томах включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения Сутраяны и Мантраяны.

Реформы Цонкапы

Результатом активной образовательной деятельности Цонкапы стали важнейшие реформы в традиции тибетского буддизма.

Объединение практики, философии и монашеской дисциплины

До преобразований Цонкапы в тибетском буддизме существовал разрыв между монастырской традицией, возрождённой Атишей, и различными направлениями тантрической практики. Практикующие йогины проявляли небольшой интерес к философии и теоретическому знанию, а те, кто занимался изучением философии, мало заботились о применении своих знаний в духовной практике.

В дополнение к этому, как отметил известный отечественный буддолог Е. А. Торчинов, в период с XI по XIV века буддийские школы йогической практики Ньингма, Кагью и Сакья пренебрегали монашескими правилами Винайи, которые возродил в Тибете Атиша. Монашеские общины недобросовестно следовали монашеским правилам Винайи. Сангха стала коррумпированной и была вовлечена в мирские занятия (Торчинов 2018).

Целью Цонкапы было создать традицию, в которой большое внимание уделялось бы всестороннему изучению буддийской философии, выполнению тантрических практик и соблюдению монашеских правил. Цонкапа в особенности подчёркивал соблюдение монашеских обетов для того, чтобы учение Будды не исчезло в Тибете. Он не только учил, но и сам неукоснительно поддерживал строгую дисциплину и следовал монашеским обетам.

Учреждение Монлама

В 1409 году в Лхасе Чже Цонкапа учредил великий молитвенный праздник — Монлам Ченмо, который отмечается в течение 15 дней в первый лунный месяц нового года. Во время Монлама чествуется эпизод из жизни Будды Шакьямуни, в котором он в течение 2 недель демонстрировал чудеса и давал учения для всех присутствующих.

Во время фестиваля 1409 года лама Цонкапа сделал подношения в виде золотых и жемчужных королевских украшений перед статуей Джово Ринпоче, запечатлевшей образ Будды Шакьямуни в возрасте двенадцати лет в храме Джоканг в Лхасе. Тем самым Цонкапа стремился показать тибетцам, что, несмотря на то, что Будда оставил своё человеческое тело 2000 лет назад, он присутствует здесь и сейчас в своей небесной форме.

Фестиваль Монлам символизирует верования тибетцев о непосредственном присутствии в их жизни просветлённых существ, которые помогают каждому практикующему раскрыть его потенциал через преданную личную практику. Веру тибетцев в помощь просветлённых существ профессор Роберт Турман выразил следующим образом: «Тибетцы думают так: „нам нужно не ждать пришествия Иисуса Христа, а подражать ему. Иисус в тонкой форме находится вокруг нас, и у нас есть максимальная поддержка, чтобы применить на практике и пытаться жить так, как жил он“ (Thurman 2019).

Строительство монастырей

После празднования первого Монлама Ченмо ученики Цонкапы предложили ему основать монастырь в Тибете. На 52-м году жизни, в 1409 году, в 47 км к востоку от Лхасы в Тибете Чже Ринпоче основал монастырь Ганден (‘Благой’). Так исполнилось ещё одно пророчество Будды Шакьямуни для Цонкапы.

Впоследствии Ганден превратился в огромный монастырский комплекс, на территории которого проживало 4000 монахов. Через несколько лет после строительства Гандена возле Лхасы были воздвигнуты ещё 2 монастыря — Дрепунг и Сэра. Ганден, Дрепунг и Сэра стали главными монастырями школы Гелуг. К сожалению, в 1959 году во время «культурной революции» монастыри были разграблены, но впоследствии восстановлены. Тибетские беженцы воссоздали все три монастыря в Индии, где в них и сейчас продолжается обучение учеников по системе Цонкапы.

Формирование школы Гелуг

С открытием монастыря Ганден связано начало существования школы Гелуг. Изначально новая школа называлась по имени монастыря — «Ганденпа», но позднее была переименована в «Гелуг» (с тиб. ‘Добродетель’).

В школе Гелуг монашеская дисциплина является основой для религиозного образования и практики. Большинство лам традиции Гелуг — монахи. Помимо дисциплины, также делается упор на изучение философии как необходимой предпосылке для эффективной медитации. В учебный план монастырского образования входит пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости (Праджняпарамита), философия Срединного Пути (Мадхьямика), теория познания (Прамана), феноменология (Абхидхарма) и монашеская дисциплина (Винайя).

Обучение занимает от 15 до 20 лет. По окончании обучения монаху присваивается учёная степень геше (доктора буддийской философии) (Лощенков 2019). После получения степени геше монах может поступить в один из тантрических колледжей. По окончании колледжа выпускник может вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя либо начать самостоятельную интенсивную практику медитации.

Повышение статуса Духовенства, изменение цвета одежды

Последователи школы Гелуг стремились к повышению престижа и статуса духовенства. Во времена Цонкапы в тибетских монастырях появились пышные литургии и украшенные монастырские интерьеры со статуями Будд и бодхисатв, завернутыми в шёлковые одеяния (Торчинов 2018).

Цонкапа также изменил цвет одежд монахов, которые несколько столетий до его реформ носили одежды красного цвета, символизирующего мудрость, на одежды древнего шафранного цвета — символ бедности и смирения. Красные головные уборы были заменены на жёлтые. Отсюда и пошло распространённое ранее прозвище последователей школы Гелуг «желтошапочники». Сейчас по специальным жёлтым шапкам наргинг легко можно отличить лам традиции Гелуг (Торчинов 2018).

Распространение монашества в Тибете

Цонкапа внёс неоценимый вклад в распространение буддийской культуры в Тибете. Многие люди стали посвящать свою жизнь духовной практике и получать монашеское образование. После ухода из жизни Цонкапы около 10–15 % всего населения были монахами. В монастырях, построенных при жизни Цонкапы, собиралось более 25,000 монахов — огромное число, если учесть, что население всей Лхасы в те дни составляло не более 35,000 человек (Thurman 2019).

Лама Цонкапа проходил обучение у более ста учителей и сам обучил тысячи учеников. Преемником стал его любимый ученик Кхедруб Гелег Пельзанг. Другими известными его учениками были Гьелцаб Дхарма Ринчен (первый настоятель монастыря Ганден) и Гьялва Гендун Друп (Первый Далай-лама и основатель монастыря Ташилунпо в Шигацзе) (Википедия 2021).

Самбхогакая ламы Цонкапы и уход из этого мира

В возрасте 62 лет, в 1419 году, Цонкапа ушёл из этого мира особым способом. Перед уходом лама Цонкапа оделся в монашескую одежду, сел в позу медитации и погрузился в созерцание. Это длилось 25 дней. Почти месяц он пребывал в глубоком состоянии самадхи. Выйдя из самадхи, Цонкапа дал своим ученикам последние наставления. В этот момент он излучал нестерпимый для глаз ослепительный свет, а обликом напоминал шестнадцатилетнего юношу, что было свидетельством проявления в нём Самбхогакаи (одного из трёх тел Будды, с санскр. ‘тело блаженства’). В его жизнеописании говорится:

«Потом Чжэ Ринпоче явил ещё много чудес и покинул сей мир скорби. В течение 49 дней на совершенно чистом небе появлялись пятицветные радуги. Не было ни ветерка. Слышались лишь песни даков и дакинь. С неба дождём сыпались ослепительно светящиеся божественные цветы» (Абхидхарма 2021).

Тело Цонкапы было бальзамировано и покрыто золотыми пластинами, а затем помещено в ступу. К сожалению, большая часть реликвий, оставшихся после Цонкапы, была уничтожена во время «культурной революции». Однако некоторые из них удалось спасти, когда тибетцы бежали в Индию.

После ухода Чже Цонкапы его ученики передали последователям созданную их учителем систему духовного образования. По просьбе других учеников ученик Цонкапы Гьелцаб взошёл на трон Гандена, получив официальное признание в качестве основного преемника линии Цонкапы. Он сохранял за собой этот пост в течение двенадцати лет, вплоть до своей кончины.

Сам лама Цонкапа отказался перевоплощаться лично, хотя для этого была создана вся необходимая система. Своё решение Цонкапа объяснял тем, что обучение по учебной программе, созданной им по примеру великих монастырей Индии, должно было произвести много Будд, один из которых по праву смог бы занять трон монастыря Гандена. Именно поэтому не было необходимости в перерождении Чже Цонкапы (Thurman 2019).

Жизнь Чже Цонкапы — пример духовной практики

Лама Цонкапа посвятил всю свою жизнь возрождению тибетского буддизма и сохранению чистоты учения Будды. Тысячи учеников, построенные монастыри, огромное количество книг и создание целостной системы духовного образования свидетельствуют лучше слов о бескорыстном служении этого великого мастера.

Его биография — напоминание о важности неустанно практиковать, никогда не останавливаться на достигнутом и продолжать обучаться для реализации своего высшего потенциала. На своём примере Цонкапа показал последователям ценность не только медитации, изучения философии и обучения у многих учителей, но и глубокой веры через связь с просветлёнными существами. Вся его жизнь — эталон аскетизма, этики и благочестия. В Тибете Цонкапу почитают как cвятого.

Библиография

  1. Абхидхарма (2021). Жизнеописание Ламы Чже Ринпоче. abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Tsonkapa.htm.
  2. Википедия (2021) Цонкапа ru.wikipedia.org/wiki/Цонкапа
  3. Лощенков А.В. (2019) Институт буддийской диалектики: традиции и современность // Человек и культура. — 2019. - № 6. С.68-83. e-notabene.ru/ca/article_31801.html
  4. Торчинов, E.А. (2018). Путь ученика (Введение в Буддизм). Санкт-Петербург: Пальмира.
  5. ФПМТ (2021). Мигцема (Именная Хвала Ламы Дже Цонкапы). fpmt.ru/migtsema/.
  6. Lama-Tsongkhapa.com (2019). Umapa and Manjushri. lama-tsongkhapa.com/origin2/.
  7. Powers, John (2007). Introduction to Tibetan Buddhism. Ithaca, New York, Boulder, Colorado: Snow Lion Publications.
  8. Sparham, Gareth, "Tsongkhapa", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2017 Edition), Edward N. Zalta (ed.), plato.stanford.edu/archives/fall2017/entries/tsongkhapa/.
  9. Thurman, Robert A.F. (2019). Module 5: Indian & Tibetan River of Buddhism [MOOC lecture]. edX. edx.org/course/indian-tibetan-river-of-buddhism.
  10. Thurman, Robert A.F. (Ed.) (2018). The Life and Teachings of Tsongkhapa. Somerville, MA: Wisdom Publications.