Измени себя — изменится Мир вокруг

Почему корова священное животное в Индии?

Слушать аудиоверсию 0:00 / 14:52
Текст читает: Павел Каминский

Корова с древнейших времён почитается как священное животное в Индии. В ведических писаниях встречается описание почтительного отношения к коровам и даже обожествление этих мирных животных.

Корова в Индии — это мать, которая даёт молоко и молочные продукты, топливо для приготовления пищи, удобрение для полей, на которых также растёт еда. Корова — это главная кормилица индийского уклада жизни с незапамятных времён.

Почему корова стала священным животным для индийцев?

Ответить на этот вопрос можно только познакомившись с укладом жизни жителей Индии. Индостан — это благодатное место для земледелия, здесь на большинстве территорий собирают три урожая в год. Для такого частого посева и сбора урожая нужна тягловая сила, много удобрения, чтобы почва не истощалась.

Поэтому нужны коровы и быки: на быках пашут землю, перевозят урожай и другие грузы, навоз используется как удобрение, коровье молоко и молочные продукты — очень калорийная пища. Выражаясь индустриальным языком, корова — это живой «завод» по производству еды, удобрения, топлива, стройматериала (из навоза тоже строят дома), а бык — это аналог древнего «трактора», и каждый житель деревни знает, что без трактора там делать нечего: ни землю вспахать, ни урожай перевезти.

Но, согласно ведическим писаниям, корова это не только способ выжить и кормилица, у неё божественное происхождение — она мать всех коров. Богиня Сурабхи специально совершала аскезы, чтобы коровы стали благостными и помогали всем нуждающимся в разных мирах. У коров даже есть специальный райский мир, называемый Голокой 1.

Также корова даёт молоко, которое в соответствии с ведической наукой о здоровье — аюрведой — считается саттвичной пищей, то есть пищей в гуне благости. Это означает, что те, кто питается молоком и молочными продуктами, обладают более спокойным нравом, благостными мыслями, адекватным восприятием реальности вокруг.

Коровы полны благости. Из всех священных созданий они являются наисвятейшими. Воистину, они те, кто поддерживает все три мира вместе с их богами, демонами и людьми. Служение им достойно почтения и несёт в себе исцеление. Количество благодеяний растёт с каждым днём у того, кто ежедневно кормит корову.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. 133 глава. Махешвара о почитании коров.

Даже из нескольких строк «Махабхараты» становится ясно, почему в Индии корова считается священным животным.

Разумеется, учитывайте, что ведические тексты писались в другие эпохи, где коров не убивали, содержали в чистоте и других условиях, нежели сейчас. Соответственно молоко было совсем другим продуктом, если сравнить с нынешними фермами по производству молока, которые иначе как концлагерями назвать нельзя. Если хотите подробнее узнать об этой теме, посмотрите фильмы «Земляне» 2005 года и «Доминион» 2018 года.

Что символизирует корова

Корова в индуизме символизирует:

  • мать, потому что в основном даёт, ничего не требуя взамен, кормит молоком, как мать;
  • кормилицу: молоко, даваемое коровой, превращается во множество питательных продуктов, буквально спасающих жизнь множеству жителей Индии; людей там около миллиарда, а кушать хочется каждый день;
  • божественную природу: описана в священных для индусов текстах как божественная и святая, на быке Нанди ездит сам Шива, коров в детстве пас сам Кришна и его брат Баларама;
  • чистоту и святость: отражается в бескорыстии коров по отношению к людям; также это описано в священных писаниях;
  • гуну благости: всё что производит корова, считается в Индии благостными продуктами, исцеляющими, дающими силы и просветляющими сознание;
  • процветание, богатство, благополучие: корову издревле положено дарить брахманам; обычно это делали очень состоятельные люди или цари, также по древнему обряду, описанному в «Махабхарате», при встрече цари всегда дарили корову друг другу.

Почему коров почитают

Коров в Индостане почитают за альтруизм, спокойный нрав, крайне полезную функцию для общества. Ни один религиозный праздник и ритуал не обходится без использования масла гхи и творога. Ритуалы, жертвоприношения и пуджи являются основой жизни почти каждого индуса. Невозможно себе представить подношение божествам или служение в храме Шивы без возлияния молочных продуктов на Шивалингам.

Также невозможна свадьба по религиозным канонам без возлияния масла гхи в жертвенный огонь. Крупные жертвоприношения требуют больших затрат молочных продуктов, включая кормление всех приглашённых брахманов и гостей.

Также коровью мочу и навоз постоянно используют в индийской медицине в виде мазей и других элементов врачевания. Большой вклад в почитание коровы, разумеется, внесло течение Вайшнавизма, которое очень распространено и сильно на территории Индии. В этой религии молоко без преувеличения считается самым ценным продуктом во Вселенной. И так как верховное божество вайшнавов Васудева Кришна пас коров и очень их любил, то коров в этом духовном течении возвели в культ.

Священные тексты о коровах

В ведических текстах коровы присутствуют тем или иным образом, их прославляют, наделяя благими качествами, делая их самыми священными животными в Индии:

Коровы священны. Они первостепенны из всех существ в мире. Они воистину являются убежищем во Вселенной. Они матери многих божеств. Они воистину несравненны.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. Глава 80.

Коров прошлых эпох описывают как разумных существ, которые были способны заниматься саморазвитием и суровыми аскезами для блага существ.

Васиштха сказал: — Коровы, созданные в прошлых эпохах, практиковали строгое самоотречение в течение ста тысяч лет с целью того, чтобы добиться превосходства. Воистину, о сокрушитель врагов, они сами же говорили: «Мы хотим стать лучшими из всех дакшин в жертвоприношениях и не поддаваться никакому осквернению. Люди освящаются, искупавшись в воде, смешанной с нашей мочой. Боги и люди должны использовать наш навоз для очищения всех живых и неживых созданий. И тот, кто отдаст нас в дар, попадёт в обители вечного блага, которые также принадлежат нам».

Махабхарата. Анушасанапарва. Том 13. глава 79.

Но существует парадокс: многие века самое священное животное в Индии — корову — приносили в жертву, то есть совершали убийство, при том что почитали их. Этот парадокс можно объяснить строчками из «Махабхараты»:

Внемли мне, о бык среди бхаратов! Я расскажу тебе о том, что ожидает мир, когда наступят чёрные дни. Во время Крита (юги) дхарма как бык о четырёх ногах — она властвует над людьми безраздельно, без хитростей и обмана. (Настаёт) Трета (юга), и тогда (дхарма) сохраняет лишь три (четверти) своей силы, четвёртая же часть повергнута беззаконием. А во время Двапара (юги) дхарма уже наполовину вытеснена беззаконием. Затем несправедливость на три (четверти) воцаряется в мире, а на долю людской добродетели приходится лишь четвёртая часть.

«Махабхарата». Араньякапарва. Том 3. 9-19.

Мы также слышали, что в прошлой кальпе люди, которые желали достойных обителей, совершали жертвоприношения семенами растений, вместо того чтобы жертвовать для этого посвящённых животных. Будучи наполненными сомнением относительно влияния мяса, риши расспросили Васу, повелителя чхедиев. Даже несмотря на то, что царь Васу знал, о том, что следует избегать мясо, он ответил, что оно пригодно в пищу, о монарх. В тот же миг Васу из-за этого мнения потерял способность подниматься на небеса и упал на землю. И, поскольку он там повторил своё мнение, он ещё был вынужден опуститься под землю.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. Глава 115.

Сейчас, согласно ведическим писаниям, идёт как раз самая тёмная (с точки зрения духовности) эпоха — Кали юга. В более развитые эпохи жертвоприношением животных не занимались или занимались очень малочисленные отдельные группы, потому что преобладало духовное знание, но постепенно в силу цикличности времён омрачения у людей стали преобладать, и они начали оправдывать пристрастие употребления мяса «священными» ритуалами.

Также мы слышали, что заслуга отказа от потребления мяса выше, чем дары золота, коров и земли. Поэтому не стоит есть мясо животных, которых не посвятили богам и предкам в жертвоприношениях в соответствии со священными предписаниями, и которые, таким образом, умерли без смысла. Без сомнений, такой человек отправится в ад. Кто, наоборот, ест мясо, которое посвятили в жертвоприношении и как дар преподнесли брахманам в качестве еды, тот накапливает лишь мало пороков.

«Махабхарата». Анушасанапарва. том 13. Глава 115.

То есть пороки всё равно остаются, даже в «Махабхарате» говорится об этом. Нужно всегда помнить о законе причины и следствия: что посеешь, то и пожнёшь. Если кого-то приносят в жертву ради собственных благ, жертвователи также окажутся на алтаре в одном из следующих воплощений.

Кто ест мясо животных, которые хотят жить, тот сам будет съеден животными. В этом у меня нет сомнений. Отсюда и произошло слово мясо (санскр. «манса») со смыслом: он («са») будет есть меня («мам»), равно как я ел его. Это, о Бхарата, является глубинным смыслом мясоедения. Кто убивает, того будут убивать. Это та участь, которая повторяется в круге перерождений.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. Глава 116.

О Царь, слушай меня, я объясню тебе, какой порок присущий потреблению мяса. Мясо других животных — это ни что иное как мясо собственного сына. Кто ел бы его в своём сумасшествии, считался бы самым мерзким среди людей. Как соединение отца и матери даёт потомство, так причинение вреда другим существам приносит многократные рождения, полные страданий.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. Глава 114.

Роль коров в священных ритуалах Индии

В Индии ритуалам, жертвоприношениям или ягьям отводится одно из первостепенных значений в жизни каждого человека. Ягьи проводятся по любому более-менее важному поводу. Коровье молоко и его производные напрямую участвуют почти во всех ритуалах.

Никакая жертва не может быть совершена без творога и масла гхи. Сама суть жертвоприношения зависит от гхи. Поэтому гхи (или корова, которая и производит масло) рассматривается как основа жертвоприношения. Из всех видов даров коровий дар ценится как самый высокий. Корова первичней всех вещей. Коровы святые, они лучшие из очищающих и освящающих. Люди должны беречь коров, дабы процветать и жить в изобилии. Молоко, творог и гхи, которые дают коровы, способны очистить от всякого греха. Коровы, как говорят, представляют собой высшую энергию как в этом, так и в более высоком мире. Ничто не является более священным, чем корова, о первейший из рода Бхараты.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. глава 83.

Ягьи и пуджи проводились и проводятся в Индии, пуджи могут проводиться по несколько раз в день, и во многих пуджах применяются молочные продукты, ягья как более серьезное мероприятие проводится реже, но она тоже невозможна без масла гхи и других вариаций молока и его производных. Случается, что корова, священное животное в Индии, сама становится жертвой на ягье, но в наши дни такое случается гораздо реже, чем в прошлые века.

Будда Шакьямуни, живший около 500 г. до н. э. проповедовал ненасилие ко всем живым существам и на какое-то время помог прекратить традицию забивать животных, но потом она постепенно вернулась.

Бык Нанди — вахана (ездовое животное) великого бога Шивы

Нанди — слуга бога Шивы, его ездовое животное, олицетворяет строгость, чистоту ума и тела, сострадание и истину. Также он символ мужества и преданности. В «Ваю Пуране» описано, что Нанди — сын мудреца Кашьяпы и Сурабхи (божественной коровы). В альтернативных пуранах описывается происхождение Нанди из правой стороны бога Вишну, он был дан в качестве сына для мудреца Шаланкаяны, но в итоге ушёл служить богу Шиве, так как изначально был склонен к преданности Шиве. Нанди проклял ракшаса Равану тем, что причиной смерти Раваны станет обезьяна (Хануман, который также является иманацией Шивы) за то, что Равана обозвал Нанди обезьяной. В итоге так и случилось: Хануман оказал ключевую помощь армии Рамы в победе над Ланкой.

Статуи Нанди есть в каждом шиваитском храме, обычно Нанди изображают в поклоне алтарю с Шивалингамом. Во время танца Шивы (Тандава) Нанди подыгрывает Шиве своей музыкой.

Индийские законы о священных животных

У культа коровы в Индии самые явные последствия для самих коров: им везде уступают дорогу, ходить коровам позволяется в любом месте и в любое время, даже на дорогах все останавливаются, чтобы пропустить идущую по своим делам корову.

Массовое возлежание коров с умиротворённым видом посреди оживлённого перекрёстка — обычное дело. Очень благоприятно кормить корову.

Но, несмотря на всё почитание и культ коровы, в Индии около 3 600 легальных скотобоен и 30 000 нелегальных, по некоторым данным 2. При том что убийство коровы запрещено во всей Индии, кроме Западной Бенгалии и Кералы, тем не менее закон нарушается, коров перевозят в эти штаты и забивают уже там, при том что перевозка коров через границы штатов также запрещена 3.

В этом вся суть Кали Юги: люди пытаются следовать духовным традициям, которые ясно говорят о ненасилии, сострадании и гуманизме. Убивать нельзя, но когда очень хочется, то можно. Если вчитаться в текст 5000-летней давности «Махабхараты», который предсказывает нынешнее положение дел, то это можно считать «нормальным» развитием событий, которые циклически повторяются из раза в раз.

Тем не менее необходимо стремиться к состраданию, терпению, просветлению ума с помощью практик саморазвития, дабы не поддаться воззрениям: «Чтобы у нас всё было, и нам за это ничего не было». Такие воззрения неизбежно приводят к страданиям тех, кто их исповедует и мира вокруг. Имейте мудрость проявить сострадание к тем, кто слабее вас и будьте счастливы!