Измени себя — изменится Мир вокруг

Четыре лайфхака для медитации

Вы уже всё знаете про медитацию. Перелопатили горы литературы на эту тему и посетили десятки тренингов. Поимённо можете назвать Великих Учителей и без запинки перечисляете названия существующих в мире практик. Вдохновенно рассказываете друзьям и знакомым как это здорово и полезно – медитировать.

Однако, у самого дело не идёт дальше «Посидеть неподвижно полчасика. Пару раз в месяц. Когда совсем "накроет"». Начать же медитировать по-настоящему так и не получается. Вроде и мотивация сильна, и знаний предостаточно, но что-то каждый раз выбивает из колеи и препятствует продвижению в практике.

Это «что-то» есть наш ум, который уже давно за нас решил какой должна быть наша практика, как долго она должна длиться и как скоро мы должны просветлиться. Искажения в его деятельности проявляют себя так, что вы либо находите оправдание своему бездействию в практике, либо заблуждаетесь в отношении её хода и результатов.

Приведу здесь некоторые аргументы, которые могут приходить к вам на ум, а также — «противоядия» к такого рода заблуждениям.

У меня нет времени на практику

О, это очень тонкий манёвр! История про всех нас — заложников мегаполисов. Если так мыслить — времени никогда не будет. Всегда будут «более важные дела», «срочная работа», лень и недомогание. Ум спешит сделать всё, зачастую не делая при этом ничего стоящего.

Поэтому, как только слышите в своей голове такое, вспоминайте притчу про дровосека. Он рубил дрова тупым топором, оправдывая свой сизифов труд тем, что ему нужно срубить очень много деревьев и некогда точить топор. При наличии должной мотивации, время можно найти всегда, при любых обстоятельствах, хоть по 10 минут в день, для начала.

Я забыл

Тоже один из самых распространённых сценариев для человека, который пытается совмещать практику медитации и социально-активную жизнь. Ум и так не очень-то хочет тратить энергию на создание новых привычек, а тут ещё и потоки внешней информации настолько сильны, что разбалансируют нашу неустойчивую психику. Только собирался вроде сесть, помедитировать, а тут рррраз — и ты уже «на автомате» пьёшь чай, или листаешь ленту инстаграм. Или вспоминаешь, что посуда немыта. Или срочно нужно бежать в банк. Или цветы забыл полить. Ну, и так далее…

Если знаете за собой, что часто забываете о своём намерении медитировать, ставьте будильники, пишите напоминалки, ведите ежедневники. Плюс к этому начинайте практиковать осознанность в повседневной жизни.

Один мой наставник говорил так: «Когда ты ешь яблоко — ешь яблоко». И это очень точно отражает суть нахождения в моменте «здесь и сейчас». Старайтесь избегать одновременного делания нескольких дел. А главное — думания о сотне вещей одновременно.

Попробуйте простые упражнения:

  • почистить зубы с полной вовлечённостью, не думая о прошедшем, или будущем дне;
  • сесть рядом с ребёнком и осознанно прочитать ему сказку, проживая её сюжет, а не вчерашнюю ссору с начальником;
  • включить лекцию по саморазвитию и посмотреть её сидя в медитативной позе, а не урывками между сотней домашних дел.

Это так просто. И так сложно одновременно. Но если проявлять терпение, со временем такая практика поможет сохранять памятование и в отношении медитации.

Практиковать осознанность ещё можно, «сбивая ум с толку», то есть, выполняя привычные действия непривычными способами:

  • пойти домой другой дорогой;
  • есть какое-то время левой рукой (или правой, если вы – левша);
  • следить за своей речью и отвечать на вопросы собеседника не привычными фразами, а осмысленными предложениями;
  • отправиться на работу не бегом, а медленно, специально отведя для этого больше времени.

Мысли надо остановить

Это третий, самый нелепый, самый парадоксальный аргумент, который вы только можете услышать в своей голове на тему практики. Тем временем, такое понимание медитации, как отсутствие мыслей, уже стало стереотипом. Медитация — это никакое не отсутствие! Это полнейшее присутствие — нахождение «при сути».

Представьте секретаря, который ведёт протокол собрания учредителей фирмы: он только фиксирует всё, что происходит. Не вмешивается и не указывает: «Господин директор, вы не правы. Нужно говорить так, или так». Он не выносит суждений и не рефлексирует, не ставит оценок. Просто наблюдает. Такой должна быть и ваша работа в медитации, как будто вы просто смотрите кино, позволяя сюжетам ваших мыслей протекать мимо внутреннего взора.

Обычный внутренний диалог медитирующего:
Вы: Так. Садимся. Успокаиваемся. Вдох-выдох.
Ваш ум: Правая пятка чешется.
Вы не реагируете.
Ваш ум минуту спустя: Правая пятка уже затекла. А она не отвалится? Надо будет во вторник к врачу сходить.
Вы: Ой, а вдруг правда отвалится! Надо ноги поменять.
И вообще, хорошо бы размяться… может, на йогу сходить.
Ум: Только не завтра, а во вторник. Завтра препод дурацкий в зале.
Вы: Всё, заткнись, мне медитировать надо.
Доля секунды вожделенной тишины…
Снова ум: О, класс! Получается! Глянь, ну могу же молчать, когда хочу! Кстати, когда ты собиралась маме позвонить? Тыщу лет уже не звонила.

Всё! Медитировать уже нет никакого желания, и в голове всё навязчивей крутятся мысли, что ничего не выйдет. А ведь суть практики медитации в том, чтобы принимать любое своё состояние, замечать мысли, но не запрещать уму вести свой разговор.

Природа рыбы – плавать, природа ума – думать. Позвольте себе внутренний диалог. Отбросьте все свои представления о медитации.

Для практики нужно особое время и место

Ум может говорить нам, что практика – это то, что выполняется дома в тишине, сидя на коврике час или два. Он говорит, что вы уже без пяти минут просветлённый, надо лишь чуть-чуть поднажать (читай – «избавиться» от родных, чтоб не мешали практиковать, уволиться с работы, выкинуть компьютер и сесть в позу лотоса)

Но неумолимо приходят обстоятельства (новая должность на работе, рождение ребёнка, переезд в новую квартиру) — и вот нам уже не до медитации. Вы начинаете винить себя, ругаться на обстоятельства, проклинать Вселенную за то, что мешает вам «развиваться». И не осознаете, что все события в жизни даны нам для развития.

Как сказал Рам Дасс, американский гуру и психолог, «однажды вы подходите к такому моменту, когда понимаете, что способны двигаться по Пути лишь с определённой скоростью, обусловленной кармически. Вы не можете опередить самого себя, или быть «фальшивым святым»».

Всё есть Путь. Нужно просто продолжать идти и практиковать осознанность в повседневных делах. Не ставить себе завышенных целей, а соизмерять свои возможности и делать практику гибкой: сегодня посидел два часа дома на коврике — молодец. А завтра — 15 минут, и то в рабочем кресле. Тоже отлично! Послезавтра ребёнок заболел, и ты должен проводить время с ним – так и будь с ним на 100%, а не бегай за своим умом.

Тот же Рам Дасс так описывал циклы духовной жизни: «Практика подобна качелям. За каждым взлётом обычно следует новое падение. Понимание этого несколько облегчает движение в обеих фазах… В дополнение к циклам движения вверх и вниз есть и цикл движения внутрь и наружу. Иначе говоря, есть стадии, на которых вы чувствуете себя втянутыми во внутреннюю работу, и всё, чего вы ищете, – это спокойное место для того, чтобы медитировать и продолжать движение вперёд; а затем наступает время, когда вы обращаетесь ко внешнему миру и стремитесь включиться в жизнь рынка. Обе части цикла представляют собой часть нашей практики, потому что то, что происходит с вами на рынке, помогает вашей медитации, а то, что происходит в вашей медитации, помогает вам участвовать в жизни рынка без привязанности».

И вообще вся природа существования, согласно учению Будды, — непостоянство. Нужно найти способ уважать эти естественные циклы как в обычной жизни, так и в практике.

Помните об этих распространённых ловушках ума. И пусть ваша практика будет непрерывной, плодотворной и приносящей благо всем живым существам.

Ом!