Содержание
Митра — один из самых светлых и значимых богов ведического пантеона, покровитель дружбы, согласия и гармонии. Он воплощает дружеское взаимопонимание, мирное сотрудничество и единство. Митра — это сила, которая объединяет людей и устанавливает между ними доброжелательность.
Митра, другом называемый, приводит к гармонии людей.
Ригведа, III.59, Гимн «К Митре»
Он удерживает Небо и Землю.
Митра, не смыкая очей, взирает на всё сущее.
Эта статья — подробный рассказ о Митре: о его роли в ведической традиции, его неразрывной связи с Варуной и о тех уроках миролюбия и бескорыстия, которые он преподаёт нам сегодня.
Кто такой Митра в ведической традиции
Митра почитается как восходящее Солнце, вездесущее око мира и предвестник света. Он олицетворяет благое, созидательное начало в человеке. В ведах Митра прочно ассоциируется с дневным светом и считается покровителем дня.
Он входит в число двенадцати адитьев — «владык миров», сыновей богини Адити и мудреца Кашьяпы2. Как и его братья, Митра — солнечное божество. В «Махабхарате» и «Вишну-пуране» перечисляются все двенадцать сыновей светоносной Адити: Дхатри, Митра, Арьяман, Шакра, Варуна, Анша, Бхага, Вивасван, Пушан, Савитар, Тваштри и Вишну.
Митра также выступает защитником клятв, обетов и справедливости. Он — проводник универсального Космического Кона (в ведической традиции — рита, незыблемый моральный и природный порядок), поддерживающий равновесие сил и гармонию мироздания.
Митра и Варуна: неразделимый союз дня и ночи
В ведических гимнах Митра почти всегда упоминается в паре со своим братом-близнецом Варуной. К ним обращаются как к единому божеству Митра-Варуна — олицетворению дуальности бытия, гармоничному союзу двух великих сил.
- Митра — это день, свет, восходящее Солнце, созидание и открытость.
- Варуна — это ночь, тьма, подземное Солнце, тайна и глубина изначальных вод.
Вместе они — «две половины мироздания». Варуна сопровождает Митру-Солнце в его вечном пути: от заката до восхода по подземному океану и от восхода до заката по небесному своду. Как покровители водной стихии, они даруют плодородные дожди. Как защитники справедливости, они преследуют ложь, фальшь и злонамеренные поступки.
На выглядящий, как золото при воспламенении утренней зари,
Ригведа, V.62.8
Трон с бронзовой колонной на восходе Солнца
Вы поднимаетесь, о Варуна и Митра;
Отсюда вы созерцаете несвязанность и связанность.
Митра-Варуна — верховные хранители Космического Кона. Они наблюдают за всеми живыми существами, чтобы извечные каноны не нарушались. Их называют царями-самодержцами, которые правят миром, «несущими власть на тысяче колонн». Тот, кто следует их заветам, находится под их защитой: они переправляют его через трудности, словно в лодке через бурные воды, и даруют широкий путь к благополучию.
Иногда к этой паре присоединяется Арьяман, образуя божественную триаду «Митра-Варуна-Арьяман» — стражей вселенского порядка. Эта троица напоминает более позднюю концепцию Тримурти, где Митра может ассоциироваться с созидательной силой Брахмы, Варуна — с сохраняющей силой Вишну, а Арьяман — с завершающей силой Шивы.
Что означает имя «Митра»
Имя Митра (санскр. मित्र, mitra) переводится с санскрита как ‘друг’, ‘союзник’ или ‘доброжелатель’. Поэтому его в первую очередь почитают как покровителя дружеских союзов, совместных дел и плодотворного сотрудничества.
В цикле мантр, посвящённых Сурье и известных в йоге как комплекс «Сурья Намаскар», самое первое обращение к Солнцу выражает почтение именно Митре: «ом митрая намах» (ॐ मित्राय नमः), что означает ‘почитание тебе, являющемуся другом для всех’.
Считается, что от имени «Митра» происходит и имя Майтрейи6 (санскр. मैत्रेय, ‘добросердечный’, ‘дружелюбный’) — будущего бодхисаттвы, чья миссия, согласно буддийской традиции, заключается в объединении людей и восстановлении чистоты Учения.
Как изображают Митру: символы и ипостаси
В древних текстах описания Митры символичны и многогранны.
- Солнечный бык: В «Шилпа-шастре»7 Митру описывают как солнечное божество с телом жёлтого цвета и лицом, похожим на морду быка. Образ быка символизирует оплодотворяющую, животворящую силу Солнца, без которой жизнь на Земле невозможна. Земля же, принимающая его свет, предстаёт в образе коровы, как богиня Притхиви — мать-кормилица.
- Солнечный диск: В «Махабхарате» (книга I, глава 218) Митра предстаёт как «держащий диск, края которого остры как бритва». Это прямая аналогия с ослепительным солнечным диском.
- Пуруша (Вселенский Дух): В философском контексте «Махабхараты» (книга XII, глава 320) Митра описывается как Пуруша — единый и нераздельный Дух, а Варуна — как Пракрити, проявленная Природа. Их союз — основа всего сущего.
Наследие Митры: мудрецы и воины
Митра и Варуна считаются отцами великих мудрецов. Согласно пуранам10, они породили жизненный зародыш, который был сохранён в глиняном горшке. Из него родились:
- Агастья11: мудрец, чьё имя означает ‘заходящее Солнце’.
- Васиштха12: один из семи великих риши, автор учения «Йога Васиштха».
Матерью мудрецов называют небесную нимфу Урваши13.
Легенда о рождении Васиштхи
История второго рождения Васиштхи — поучительный рассказ о влиянии гун (трёх фундаментальных качеств материальной природы: саттвы — благости, раджаса — страсти и тамаса — невежества).
Изначально Васиштха был рождён из ума Брахмы. Однажды царь Ними попросил его провести жертвоприношение, но Васиштха был занят на ягье у Индры и не мог сразу исполнить просьбу. Царь счёл это проявлением жадности и нашёл другого жреца. Когда Васиштха вернулся и увидел, что его заменили, он в гневе проклял царя, чтобы тот лишился тела. Ними, считая себя невиновным, проклял мудреца в ответ.
Лишившись тела, Васиштха обратился к своему отцу Брахме. Тот повелел ему войти в сущность Митры-Варуны и ожидать нового рождения, не из чрева, чтобы сохранить все накопленные знания. Когда в их обитель пришла прекрасная апсара Урваши, её красота разожгла в богах страсть. Порождённый ими зародыш был помещён в глиняный кувшин, из которого и родился мудрец Васиштха, получивший имя Майтра-Варуни — сын Митры и Варуны.
Эта легенда показывает, что даже великие мудрецы подвержены влиянию гун — в данном случае раджаса, проявившегося как гнев и гордыня, — и вынуждены пожинать плоды своих поступков.
Уроки Митры: путь к гармонии и единству
В образе бога дружбы и согласия Митра преподносит нам вечные уроки, которые помогают идти по жизненному пути.
Урок первый: дружественность и бескорыстная помощь
Просветлённый дружественен со всеми.
Йога-Васиштха, глава 6.17
Помощь другим раскрывает сердце. Когда мы действуем бескорыстно, нас наполняет тёплая радость, несравнимая с эгоистичным удовольствием. Эгоизм создаёт замыкающие энергии, которые ограничивают сознание. Стремление же принести благо всем живым существам возвращает нас к своей истинной природе и гармонии с миром.
Наш внешний мир — зеркало внутреннего. Если мы видим вокруг застой, неравенство и агрессию (проявления тамаса), это сигнал, что подобные энергии присутствуют и в нас. Трансформация начинается изнутри.
Урок второй: миролюбие и принятие
Митра учит, что в единстве — сила, а в разделённости — путь к разрушению. Наше отношение к себе формирует отношение к нам извне. Человек, живущий в согласии с собой и природой, не ищет недостатков в других. Принять других такими, какие они есть, можно только тогда, когда мы полностью и безусловно принимаем самих себя.
- Мир в семье: Ваш дом — это маленький уголок вашего мира, где вы проходите главные уроки. Не научившись созидать мир в семье, можно ли надеяться на построение гармоничного мира в глобальном масштабе?
- Отказ от осуждения: Где есть деление на «своих» и «чужих», «правильных» и «неправильных», там нет единства. Осуждение — пустая трата ментальной энергии. Важно уважать путь другой души, даже если он нам непонятен. У каждого свой уникальный опыт, накопленный за множество воплощений.
- Выход за пределы дуальности: Не существует абсолютного добра и зла. Эти понятия относительны. То, что сегодня кажется нам «добром», на новом витке развития может стать препятствием. Примите, что мир существует в равновесии разных сил. Наблюдайте жизнь во всём её многообразии, и вы увидите, что божественный свет сияет в глазах каждого живого существа.
Тот, кто совершенным познаньем владеет, —
Бхагавад-гита14
Познавшего несовершенно не смеет
Смущать, ибо что разумеет незрячий?
Митра напоминает: путь к гармонии лежит через принятие, дружелюбие и осознание глубинного единства всего сущего.
Ом.
Как Ярилушка родился — мир, как Солнце, озарился! Как Ярила улыбнётся — вся Вселенная смеётся! Как Ярилушка встаёт ото сна — снова к нам приходит Весна! Славься Божьей силой, светлый бог Ярила! Лучезарному Велеса сыну — Яриле хвала! «Песни Птицы Гамаюн»1 Ярило (или Ярила) — один из самых ярких и мощных богов славянского пантеона. Он олицетворяет юное, яростное весеннее солнце, чья...
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Митра в ведах и Митра в персидской и римской традициях — это один и тот же бог?
Не совсем. Хотя у них общее индоиранское происхождение, со временем их образы сильно разошлись. Ведический Митра — это прежде всего бог договоров, дружбы и дневного света, тесно связанный с Варуной. Персидский, а затем и римский Митра (Mithras) превратился в центральную фигуру отдельного мистического культа, связанного с сотворением мира, победой над быком (тавроктонией) и солярной символикой. Это разные, хоть и родственные, религиозные фигуры.
2. В чём главное различие между Митрой и Варуной?
Они представляют собой две стороны единой реальности, как день и ночь.
- Митра: воплощает свет, ясность, порядок, дружбу, договор, проявленный мир. Он — бог дня.
- Варуна: воплощает тайну, глубину, космические воды, суд и воздаяние. Он — бог ночи и хранитель скрытого порядка.
Митра созидает и объединяет, Варуна наблюдает и судит. Вместе они поддерживают вселенскую гармонию.
3. Что такое «Вселенский Кон», который охраняет Митра?
Это современный термин для обозначения ведического понятия рита (ṛtá). Рита — это не просто закон, а фундаментальный, незыблемый космический порядок, который управляет движением звёзд, сменой времён года, природными циклами и нравственными нормами в обществе. Это истина в её высшем проявлении. Митра и Варуна — главные хранители риты, следящие, чтобы мир не погрузился в хаос.
4. Как можно применять «уроки Митры» в повседневной жизни?
Практическое применение уроков Митры лежит в развитии качеств дружелюбия, честности и единства.
- Практикуйте бескорыстие: совершайте небольшие добрые дела, не ожидая ничего взамен.
- Будьте честны в договорах: держите слово, будьте надёжным другом и партнёром.
- Развивайте принятие: старайтесь не осуждать людей, даже если их выбор вам непонятен. Помните, что у каждого свой путь.
- Начинайте с себя: создавайте атмосферу мира и гармонии в своей семье и ближайшем окружении. Это и есть служение тому самому Вселенскому Кону, который хранит Митра.