Измени себя — изменится Мир вокруг

Божественный зодчий Вишвакарман — олицетворение творческой силы мироздания

Земля и небо наполнились сладкой и гармоничной музыкой.
И когда божественная мелодия,
столь приятная человеческому слуху, смолкла,
предстало взору удивительное творение Вишвакармы...

«Рамаяна» (книга II, глава 91).

Вишвакарман (санскр. विश्वकर्मन्, Viśvarman — ‘всесоздающий, творец всего, созидатель, основатель’) — бог творческой силы в ведической традиции, олицетворение творческого начала Вселенной, гармоничного мироустройства, создатель мира, хозяин божественной кузницы, а также божественный зодчий, скульптор, являющий собой олицетворение совершенства в мастерстве. Он владыка искусств, исполнитель тысячи ремёсел, божественный плотник, самый выдающийся из всех мастеров и ремесленников, создатель всех украшений и атрибутов богов. Своей творческой силой он побудил к проявлению всю Вселенную, включая и нашу Землю-Матушку, разделив её на семь островов, океанов и холмов.

Считается, что Вишвакарман является архитектором, который возвёл великолепные дворцы и обители богов на небесах, он же творец всего божественного оружия, обладающего несравненной силой и мощью, и мастер, создавший непревзойдённые своим великолепием колесницы богов. Он также суть источник любого творчества, позволяющего проявлять в материальный мир образы, возникающие в воображении. В «Ригведе» Вишвакарман предстаёт как Творец, управляющий всем происходящим в мире. Он всевидящий и всеведающий, мудрый распорядитель, давший имена всем богам. Он тот, кто находится на самом высшем небе.

Помимо этого Вишвакарман считается великим учителем архитектуры, открывшим эту науку людям, поведав её в «Стхапатья-веде». В Индии день почитания Вишвакармана — Вишвакарма-джаянти (день явления Вишвакармы) — приходится на середину сентября1. Вишвакарма-пуджа («почитание Вишвакармы») празднуется с особым энтузиазмом всеми мастерами и ремесленниками в стране. Ему свершаются подношения и воспеваются гимны. Особо чтят Вишвакармана те, чья профессия связана с архитектурой, проектированием и строительной деятельностью. Считается, что Вишвакарман даёт своим преданным благословения и наделяет их знанием великой науки творения, основные постулаты коей основаны на принципах Вселенской гармонии.

Имена Вишвакармана

«Вишвакарман» (विश्वकर्मन्, Viśva-karman) означает «Творец всего сущего» и «Всесвершающий», «Всё делающий»: viśva — ‘всё, каждый, мироздание’; karman — ‘дело, действие, труд, обряд’.

Само имя «Вишвакарман» как эпитет применяется ко многим другим божествам в ведах, эпосах и пуранах. Например, так именуют Индру и Сурью в «Ригведе», так же обращаются к зодчему асуров и мастеру иллюзии Майе в «Махабхарате». В «Яджурведе» Вишвакарман — порождающий всё доступное восприятию, то есть весь проявленный мир. Из его «пупа» выходит божественный кузнец Тваштар. Здесь Вишвакарман являет образ Вишну, из пупа которого произрастает лотос, где восседает Брахма. «Шветашватара упанишада» называет Вишвакарманом Рудрашиву, пребывающего во всех существах.

Его величают такими эпитетами как «наделённый великой долей», «творец тысячи искусств», «лучший из умельцев», «творец воздушных колесниц богов», «обладающий великим Духом», «счастливый», «основоположник искусств и ремёсел», «зодчий богов», «лучший из мастеров», «бессмертный», «великий архитектор богов», «владыка мира», «воссоздатель», «мощнопламенный», «перворождённый закона», «тот, чья деятельность имеет величайшую природу», «создатель всевозможных украшений», «выдающийся среди ремесленников», «великий Атман, ремеслу которого подражают люди»2.

Одним из его имён является Тваштри3 (tvastr — ‘плотник, строитель’), под именем которого в писаниях подразумевается один из Праджапати (prajapati) как ‘владыка творений’, хранитель жизни и всего созданного в этом мире. В этом случае он ассоциируется с Вишну — хранителем мироздания.

Также он «Дхатри» — творец и «Кару» — ремесленник, архитектор и оружейник богов, также он «Такшака» — плотник или дровосек. Помимо этого Вишвакармана величают «Бхаувана», что означает сын Бхуваны.

В Śrī Viśvakarman Aṣṭōttara Śatanāmāvaliḥ перечислены 108 имён Вишвакармана, среди которых такие как: Анантая (अनन्ताय, Anantāya) — «Бесконечный, Вечный»; Антая (अन्ताय, Antāya) — «Прекрасный»; Адхьяатмане (अध्यात्मने, Adhyātmane) — «Великая Душа»; Анантамукхая (अनन्तमुखाय, Anantamukhāya) — «Обладающий ликом бесконечности»; Анантабхуджая (अनन्तभूजाय, Anantabhūjāya) — «Рождённый из бесконечности»; Анантакальпая (अनन्तकल्पाय, Anantakalpāya) — «Пребывающий вне времени»; Ананташактибхуте (अनन्तशक्तिभूते, Anantaśaktibhūte) — «Обладающий безмерной силой»; Чатурбхуджая (चतुर्भुजाय, Caturbhujāya) — «Имеющий четыре руки»; Дэвая (देवाय, Devāya) — «Небесный владыка»; Дэвадхарая (देवधाराय, Devadhārāya) — «Поддерживающий богов»; Дхарадхарая (धराधाराय, Dharādhārāya) — «Поддерживающий Землю»; Дхирая (धीराय, Dhīrāya) — «Искусный мастер»; Хамсаваданая (हंसवदनाय, Haṃsavadanāya) — «Сопровождаемый лебедем Хамсой»4; Джаналокая (जनलोकाय, Janalokāya) — «Покровитель Джана-локи»; Карая (कराय, Karāya) — «Творец»; Мокшадатре (मोक्षदात्रे, Mokṣadātre) — «Дарующий освобождение»; Махаталая (महातलाय, Mahātalāya) — «Покровитель Махаталы»; Нирвикальпая (निर्विकल्पाय, Nirvikalpāya) — «Пребывающий вне времени и пространства»; Нирадхарая (निराधाराय, Nirādhārāya) — «Благоденствующий»; Вишвакармане (विश्वर्मने, Viśvarmane) — «Всесотворяющий»; Вишваатмане (विश्वात्मने, Viśvātmane) — «Душа всего сущего»; Вишвадхарая (विश्वधाराय, Viśvadhārāya) — «Всеподдерживающий»; Вишвадхармая (विश्वधर्मय, Viśvadharmaya) — «Вездесущий»; Шветавастрая (श्वेतवस्त्राय, Śvetavastraya) — «Облачённый в светлое сияние»; Тригунаатмане (त्रिगुणात्मने, Triguṇātmane) — «Исток трёх начал природы»; Сатьяатмане (सत्यात्मने, Satyātmane) — «Источник Истины»; Вишварупая (विश्वरूपाय, Viśvarūpāya) — «Всепроникающий»; Тринетрая (त्रिनेत्राय, Trinetrāya) — «Обладающий третьим оком»; Махалокая (महालोकाय, Mahālokāya) — «Покровитель Маха-локи»; Сатьялокая (सत्यलोकाय, Satyalokāya) — «Покровитель Сатья-локи»; Сарвешварая (सर्वेश्वराय, Sarveśvarāya) — «Владыка всего мира»; Парамешварая (परमेश्वराय, Parameśvarāya) — «Всевышний»; Расаталая (रसातलाय, Rasātalāya) — «Покровитель Расаталы»; Сваргалокая (स्वर्गलोकाय, Svargalokāya) — «Покровитель Сварги».

Изображение Вишвакармана

Вишвакармана изображают, как правило, в образе старца в окружении пятерых риши. Считается, что Вишвакарман создал пятерых праджапати из своих пяти лиц. Они представляют собой его сыновей, великих мудрецов: Ману, Майя, Твошта, Сильпи, Вишваджна, которые являются первыми мастерами, каждый в своей области, будь то ювелирное дело, строительство, живопись и т. д.

Рядом с ним на изображениях присутствует белый лебедь, который, как известно, является также ваханой Брахмы. Его атрибутами являются кувшин с водой, линейка, верёвка (измерительный шнур). Скульптуры Вишвакармана в храмах и описания его образа в священных текстах представляют его с четырьмя руками, в которых он держит кувшин с водой, книгу, петлю и измерительные инструменты или атрибуты ремесленника. Он изображается сидящим на своём коне, слоне или на большом троне, на нём корона и разнообразные золотые украшения, а над головой его золотой зонтик.

История рождения Вишвакармана. Семья Вишвакармана

Согласно ведической концепции, Вишвакарман — нерождённый, вечный, пребывающий вне времени, он сам Творец самого себя в образе Тваштара — видимой творческой силы, благодаря которой и проявляется всё сущее в этом мире. Согласно же текстам пуран, его родителями считаются один из васу Прабхаса и Варастри — прекрасная и добродетельная Йогасиддха, сестра Брихаспати. Её имя также упоминается в пуранах — Варастри, обладавшая целомудрием и достигшая единения со Вселенской Душой (поэтому её именуют Йогасиддхи). Так, в «Вишну-пуране» (книга I, глава XV) и «Махабхарате» (книга I) повествуется, что мать Вишвакармана — Йогасиддха, объемлющая мыслью весь мир, пребывающая вне привязанностей и ограничений этого мира, непрерывно странствующая по всему свету. В «Брахма-пуране» описывается рождение Вишвакармана «из непроявленного» в Ади-кальпе (первой эпохе существования мира). В «Гаруда-пуране» (Агастья Самхита, глава IV) говорится, что знаменитый архитектор небес был сыном Прабхасы, восьмого Васу. Перечислены также имена его сыновей: Аджайякапада, Ахирвадхна, Твастри, Рудра.

В древних текстах встречаются упоминания о его супруге и детях. Так, в «Махабхарате» Вишвакарман описывается как супруг Акрити, их сыном был Ману, именуемый Чакшушей. Супругой Вишвакамана в «Бхагавата-пуране» называют Крити. В «Бхагавата-пуране» перечислены имена дочерей Вишвакармана, коими являются Читрангада, Сурупа, Бархишмати (супруга Приявраты).

В древнем эпосе «Рамаяна» повествуется, что сыном Вишвакармана является Нала, имевший облик обезьяны. В эпическом сказании «Махабхарате» (книга III, глава 267) Нала описан как искусный строитель, построивший за четыре дня5 мост через океан для армии Рамы с материка на Ланку, в десять йоджан шириной и сто йоджан длиной, который был назван его именем Наласету, нерушимый, словно утёс.

Одна из дочерей Вишвакармана Санджня (санскр. ‘духовное сознание’) является супругой бога Солнца Сурьи. Санджня не могла переносить яркого сияния Сурьи, и ей пришлось создать образ самой себя — Чхая («Тень»), которую она оставила с Сурьей, а сама отправилась в дом отца. Когда Вишвакарман узнал о произошедшем, он, с согласия Сурья-дэва, поместил Солнечный диск на наковальню своей кузницы и убрал восьмую часть сияния Сурьи, тем самым избавив дочь от мучений. Из этой части солнечного света Вишвакарман создал Сударшана-чакру для Вишну, воздушную колесницу Пушпаку для Куберы, трезубец для Шивы и копьё Шакти для Картиккеи. В «Маркандея-пуране» есть «Гимн Солнцу» (песнь VII), который воспевает Вишвакарман, убавляя мощь его сияния и оберегая Землю от палящих лучей Светила, благодаря чему планета получает света и тепла столько, сколько ей необходимо для поддержания жизни на ней.

«С разрешения бога Солнца Вишвакарман сел за свой станок в Шакадвипе и начал точить диск, который изначально имел круглую и шероховатую форму. Когда Солнце, центральная ось миров, начало вращаться, Земля с океанами, горами и лесами поднялась на небо. Все миры вращались в едином вихре. По мере того, как избыток отражающей силы рассеивался, невыносимое сияние исчезало, и проявлялась его приятная и благая форма».

«Брахма-пурана», глава 47, часть 30.

Изначальная роль Вишвакармана как «демиурга» — творца Вселенной

Изначально, в ведические времена, Вишвакарман был представлен как бог-демиург, творец всего сущего и являлся олицетворением творческой силы мироздания, благодаря которой было создано всё сущее во Вселенной. По сути, он выполнял роль, которая впоследствии была определена за Брахмой. Кстати, согласно тексту одной из легенд пуран, он является сыном Брахмы.

Он рождённый в первозданных водах космического безграничного океана, и он же породивший эти воды Творец, Отец всего сущего, Созидатель, которого почитают все боги, единственный Владыка всего мироздания, создавший и заселивший Землю, раскрывший и установивший небо своею мощью. Понимание его божественной сути неподвластно человеческому разуму. Он породитель всего и распорядитель всем созданным в мире. Он Творец, и он же — само Творение.

Позднее, в пуранах и эпосах он предстаёт непосредственно как божественный ремесленник и мастер, творец дворцов богов и божественного оружия, создатель летающих колесниц и различных божественных атрибутов. Так, ведический Тваштар в послеведийский период и есть Вишвакарман, и все функции божественного зодчего приписывают ему, в то же время, низводя его изначальную созидательную роль в мироздании до создателя атрибутов богов и архитектора их дворцов.

Его изначальную роль демиурга Вселенной подтверждают гимны вед («Ригведа» (X.81, X.82), в которых он описывается как принесший в жертву себя самому себе во имя Творения, создавший Землю и отверзший небеса благодаря своей неизмеримой силе, а также соединивший Небо и Землю воедино. К нему обращаются как к благословенному Учителю, возвышенному Отцу всех существ, мудрейшему Риши, благосклонному Жрецу, владыке речи (Вачаспати) и стремительному в мысли, могущественному в уме и силе, всеведающему богу. Он имеет великое множество глаз, видящих всё вокруг, он «Отец всевидящего Ока» и «самое возвышенное присутствие». Он в трёх областях, «дальней, ближней и низшей», подготовил к проявлению всё потенциально существующее в мире. Образ золотого зародыша, пребывающего в космических водах мироздания, описывается в «Ригведе» (X.82) при обращении к Вишвакарману: «Первоначальный зародыш в безграничных вселенских водах хранился на пупе нерождённого, в котором пребывает всё сущее».

Творения Вишвакармана как божественного зодчего и искусного мастера богов

В трактате «Манасара», датируемом V веком нашей эры, разъясняется наука об архитектуре и описывается Творение мира Архитектором Вселенной, создавшим мир, коим является сам Вишвакарман. Здесь он предстаёт как обладающий четырьмя ликами, являющими собой его четыре ипостаси: восточное носит имя «Вишвабху» — прародитель Вселенной; южное «Вишвавит» — познающий Вселенную; северное «Вишвастха» — обитающий во Вселенной; западное «Вишвашраштар» — создатель Вселенной. От них пошли четыре семейства зодчих (по сути, направления и течения искусства): от восточного лика произошёл Вишвакарма, сыном которого был Стхапати (мастер-строитель); от южного — Майя, сыном которого стал сутра-грахин (художник); от северного произошёл Тваштар, его сын был вархаки (конструктор); от западного — Ману, давший рождение Такшаке (плотнику). Сам великий Вишвакарман является Гуру, Ачарьей, проводником всех этих божественных мастеров, являющихся олицетворением тех энергий, которые дали начало искусствам и соответствующим видам ремёсел и мастерства.

В каждую эпоху величественными творениями Вишвакармана считаются соответственно: в Сатья-югу — Сварга6 — небеса, или райские области мира, обитель богов; в Трета-югу — Ланка, величественный город, построенный посреди океана, в Двапара-югу — Дварака — золотой город Кришны.

Окружённая золотыми стенами Ланка7 стала творением Вишвакармана для Куберы. Однако впоследствии была захвачена Раваной8, как и его знаменитая колесница Пушпака («Рамаяна», книга IV, глава 58). Ланка находится посреди океана в ста йоджанах от материка. Сияющий великолепием, с золотыми арками город Ланка, созданный мыслью Вишвакармана, был подобен городу небожителей, расположенный на вершине горы, с белоснежными дворцами, устланный валами и озёрами, с «величественными башнями, подпирающими небосвод» («Рамаяна», книга V, глава 2). В этом прекрасном городе располагались вытянутые ряды роскошных зданий с золотыми окнами и колоннами. Особняки блистали золотом, пёстрыми вайдурьями и усыпаны рядами жемчуга.

«Ланка находится в ста йоджанах от материка посреди океана. Окружённая золотыми стенами, воротами и валами из золота канчана, величественные дворцы с золотом хема украшают её. Огромные стены, сияющие, как солнце, окружают её».

«Рамаяна», книга IV.

Дварака («Врата в рай») — обитель Кришны, созданная за один день. Дворцы из золота и драгоценных камней, прекрасные сады и озёра — всё блистало великолепием и непревзойдённой красотой. В «Махабхарате» город Кришны сравнивается по величию с обителью Индры.

«Дварака неприступная, отменно защищённая, неусыпно охраняемая, снабжённая всевозможным оружием, подобна обиталищу Индры».

«Махабхарата», книга III, глава 16.

Обителью Индры является столица небес Амаравати9 на вершине золотой горы Меру10 — творение Вишвакармана. Тысячевратный город Амаравати, согласно «Вишну-пуране», предназначен для стойких в битве кшатриев.

«Амаравати — восхитительный город, населённый сиддхами и чаранами. Его украшали священные деревья, покрытые цветами всех времен года. Овевал его благовонный ветер, смешавший дивные, благостные ароматы различных деревьев. <…> Этого мира вершителей святых дел не дано увидеть тому, кто не закалён в подвижничестве, кто пренебрегал разведением священного огня, и тому, кто обращался вспять на поле брани».

«Махабхарата», книга III, глава 44.

Божественный мастер Вишвакарман сотворил восхищающие своим великолепием дворцы для богов. Среди них особое внимание уделяется в писаниях дворцам богов Варуны, Ямы, Куберы, а также обители Гаруды11 и мудреца Агастьи12.

В «Махабхарате» (книга II, глава 8) описывается построенный после долгой аскезы Вишвакарманом для своего внука бога Ямы13 дворец собраний, необычайных размеров — сто йоджан в длину и ширину, обладающий великолепием Солнца, способный перемещаться по воздуху, причём для этого достаточно лишь одного желания его владельца. Радующий сердце, самосиянный, великолепный, свободный от невзгод и печали, неблагоприятных настроений. В нём произрастают неувядающие цветы, божественно прекрасные и обладающие тонким ароматом, и услаждает слух чудесная музыка, в исполнении небесных музыкантов гандхарвов.

Подобный дворцу Ямы размерами и великолепием дворец собраний бога Варуны также является творением искусного Вишвакармана. Он носит название «Пушкарамалини», что означает «Окаймлённый гирляндами небесного цвета лотосов» («Махабхарата», книга II, глава 9).

«На вершине горы возвышается дворец, сияющий, как Солнце, украшенный бесчисленными башнями, который возвёл Вишвакарман. Кругом растут разные деревья, на ветвях которых живут птицы. Это обитель великодушного бога воды Варуны с петлей в руках».

«Рамаяна», книга IV.

Этот дворец для Владыки водной стихии Вишвакарман установил среди вод и окружил его плодоносящими и цветущими деревьями из драгоценных камней. Восхитительный дом собраний белоснежного цвета состоит из множества комнат. Всё пространство вокруг наполнено благоуханием прекрасных цветов, щебетанием разнообразных неописуемых красотою птиц. Горы изобилуют великолепными самоцветами.

Дворец Куберы, чарующий красотой и величием, сверкающий золотом и напоминающий небеса был построен Вишвакарманом, согласно тексту «Рамаяны»:

«Поскорее преодолев эту пустыню, ты достигнешь безупречной горы Кайлас, которая приведет тебя в восхищение. Там ты увидишь чарующую обитель Куверы, сверкающую золотом и напоминающую облако, которую возвел Вишвакарман. В той удивительной обители ты увидишь огромное озеро, любимое место игр апсар, покрытое цветущими лотосами и лилиями, где много лебедей и уток».

«Рамаяна», книга IV.

Вишвакарманом была воздвигнута обитель божественного орла Гаруды. Она описана в «Рамаяне» как сверкающая всеми драгоценными камнями и напоминающая величественный Кайлаш. Располагается она на берегу моря Лохита с багровыми водами у могучего древа шамали.

Обитель мудреца Агастьи, возведённая Вишвакарманом на восхищающей взор горе Кунджара, блистающая золотом и украшенная многообразием сверкающих самоцветов, возвышающаяся к небесам на десять йоджан в высоту («Рамаяна» (книга IV).

Среди творений Вишвакармана в сказаниях также упоминаются непревзойдённые по красоте и мощи виманы — воздушные колесницы богов.

Колесница Пушпака, которая была создана Вишвакарманом для владыки богатств земных Куберы, несравненная красотой («Махабхарата», книга III, глава 158), которая была похищена Раваной, но впоследствии возвращена Рамой своему прежнему хозяину — богу богатств земных. Эта вимана была подробно описана в статье о боге Кубере.

Непобедимая богами и демонами колесница Арджуны была создана искусством Вишвакармана и дарована Сомой Арджуне. На златом древке знамени, установленном на колеснице, была изображена божественная обезьяна, могучей силой наделённая, подобно льву или тигру. Как сказывается в эпосе Рамаяна, сам Хануман блистал на знамени этой колесницы, помогая Арджуне в бою одолеть врага. Некогда Сома одолел на этой величественной колеснице данавов. А теперь ей было суждено сослужить верную добрую службу храброму непобедимому воину Арджуне. Колесница была запряжена дивными серебристыми конями из страны небесных музыкантов гандхарвов, полученными в дар от Читраратхи14, быстрыми подобно мысли или ветру, и снабжена всеми необходимыми в бою орудиями.

Знамя блистало, освещая всё пространство вокруг невероятным сиянием, на целую йоджану15, и красота его проявлялась в разнообразных формах. Казалось, будто изображённые на знамени существа испускали рёв, от которого лишались сознания все вражеские воины. Её невозможно было остановить никакими силами, ибо такой способностью иллюзии при создании наделил её Вишвакарман. Она блистала невероятным сиянием, которое освещало всё пространство вокруг на целую йоджану, и увлекала сердца всех живых существ («Махабхарата», книга I, глава 216; книга V, глава 55). Так описывается вимана Арджуны в «Махабхарате»:

«Колесница была оснащена всем необходимым. Непобедимая никем, ни богами, ни демонами, она излучала яркое сияние и издавала низкий рокочущий шум. Её великолепие пленяло сердца всех, лицезревших это непревзойдённое творение божественного зодчего Вишвакармана. Её очертания были столь же трудно различимы, как и очертания Солнца. На этой колеснице, ярко блистающей своим великолепием, Сома победил злочестивых данавов».

Среди творений Вишвакармана также упоминается величественная колесница самого бога богов Махадэва. Так она описана в «Махабхарате» (книга VIII, глава 24), наделённая благородными качествами и исполненная божественной силой: «Несущая на себе всё живое богиня Земля с горами, лесами и островами, увенчанная большими городами, стала передней частью колесницы, гора Мандара — её осью, река Маханади — её задней частью, главные и дополнительные стороны света — её покрытием, пламенеющие планеты — досками днища, звёзды — защитным ограждением, а также всевозможные растения, разные цветы, плоды и побеги — также красовались на передней части. Солнце и месяц стали на этой превосходнейшей из колесниц колёсами, а день и ночь — её правым и левым боками.

Небосвод, пёстрый от звёзд, накшатр и планет, служил ковром. Владыки мира превратились в коней. Ветер развевал яркие, многоцветные флаги. Украшенная молнией и луком Индры, та колесница источала пламенное сияние. Стойкость, Смышленость, Твёрдость, Скромность были колышком дышла; Деяние, Истина, Подвижничество и Польза стали поводьями, Сознание — местом колесничего».

Вишвакарман сотворил многочисленное оружие богов, среди которого особо выделяются на страницах сказаний и эпосов следующие:

Лук Индры Виджайя, описанный в эпосе «Махабхарата» (книга VIII, глава 22), превосходящий силой и мощью другое оружие, даже Гандиву16, был создан Вишвакарманом для Индры, благодаря чему царь богов одолел сотни дайтьев, которые были сражены лишь от одного звука его тетивы, — этим луком трижды семь раз была покорена вся земля;

Божественный превосходный лук Вишну, именуемый Шангра, достойный почитания во всех трёх мирах, величают «венцом созидательной силы Вишвакармана» в «Рамаяне» (книга I, глава 75). Луком Вишну, инкрустированным золотом и алмазами, разрушающим вражеские города, могущественным и непобедимым, в Трета-югу обладал Рама (являющийся воплощением Вишну на земле) («Рамаяна», книга III, глава 12);

Оружие Тваштра, описанное в VII книге «Махабхараты», принадлежавшее Арджуне, способно было поражать мгновенно большие скопления врагов. Это оружие носило название по имени своего создателя Тваштри (одно из имён Вишвакармана);

Из восьмой части солнечного диска Сурьи им был создан диск Вишну Сударшана-чакра («благоприятная для лицезрения»), солнечное огненное вращающееся колесо с тысячей спиц, с непритупляемыми краями. Устрашающее и неотразимое, это оружие Вишну является символом колеса времени. Этот символ «вращающегося колеса17» был принят в буддизме как Дхармачакра (Колесо Дхармы), рассекающая омрачения и другие препятствия на Пути.

«Пролетающая через поднебесье, Сударшана обликом подобна окружённому венцом сияющих лучей второму Солнцу в конце эпохи существования мира».

«Махабхарата», книга III, глава 23.

Дротик Юдхиштхиры, «сверкающий подобно разрушительному огню при гибели мира», о котором повествуется в книге IX, главе 15 «Махабхараты», был создан с большим старанием Вишвакарманом, процесс творения коего великий зодчий сопровождал соблюдением многих священных обетов. Златая рукоять дротика была богато украшена драгоценными камнями вайдурья, алмазами и кораллами. Сверкающий ярой силой, блистая разрушительными искрами огненными, он обладал способностью стремительно перемещаться по небосводу, подобно быстрому метеору, падающему с неба, неотвратимой силой сражающий врага. Это оружие высоко почитаемо было пандавами, ему они свершали подношения и заботливо ухаживали за ним;

Ваджра Индры, согласно тексту «Бхагавата-пураны», была создана Вишвакарманом из костей мудреца Дадхичи, завещавшего их перед смертью богам. Этой «молнией» был повержен Вритрасур во время великой битвы между богами и асурами, свершившейся в конце Сатья-юги и в начале Трета-юги.

«Закончив работу, Вишвакарман радостно молвил Индре: «Этой наипревосходнейшей ваджрой, о бог, испепели ныне грозного врага небожителей; а когда сражён будет недруг, ты, обитатель неба, окружённый сонмами божеств, правь счастливо всеми небесами!».

«Махабхарата» (книга III, глава 98).

Вишвакарман смастерил также атрибуты для богов, среди них в писаниях упоминаются следующие: раковина Варуны, которая также принадлежала царю Юдхиштхире, искусно украшенная многообразием золотых блёсток («Махабхарата», книга II, глава 49); небесная златая гирлянда Сканды («Махабхарата», книга III, глава 218); выкованный из солнечной энергии Вишвакарманом на горе Чарават трезубец Шивы, копьё Картиккеи и другое оружие богов.

Вишвакарманом также была сотворена прекрасная апсара Тилоттама. Небесная дева Тилоттама («Превосходнейшая дева, созданная из сочетания частиц величиною с сезамовое семя, взятых из драгоценных камней» — от санскр. Уттама (उत्तम, uttama) — ‘превосходнейшая’, тила (तिल, tila) — ‘сезамовое семя’), которую он сотворил по просьбе богов, чтобы она помогла избавиться от двух асуров Сунду и Упасунду, убивших друг друга под влиянием её ослепляющей очи красоты.

«Всё, что ни было чудесного в трёх мирах – движущегося и неподвижного, – всё он старательно собрал отовсюду. И вложил драгоценные камни десятками миллионов в её прекрасный образ. Одарённая несравненной божественной красотой, пленяющая совершенством и очаровывающая всех вокруг. Будто явилась воплощенная богиня красоты».

«Махабхарата», книга I, глава 203.

Также существует предание в Тибете, что изваяние Будды Шакьямуни в буддийском храме Джокханг (VII в. н. э.) в городе Лхасе было создано ещё при жизни Будды самим Вишвакарманом из десяти драгоценностей мира богов и людей. Золотая статуя Джово особо почитаема в тибетском буддизме как «Драгоценность, исполняющая желания», ибо, считается, что она способна преобразовывать в благом русле энергию человека, лицезреющего её. Статуя изображает двенадцатилетнего Будду, сделана большей частью из золота и украшена разнообразными драгоценными камнями.

Восславим творческую силу, явленную в сиянии лика божественного зодчего Вишвакармана, Отца мироздания, побудившего всё непроявленное сущее в безграничных вселенских водах к проявленному бытию, Великого Созидателя мира, самое возвышенное присутствие коего поддерживает мир в гармонии и любви. Воспоём славу многомудрому, всеведающему, благословенному Учителю, возвышенному Отцу всех существ, благосклонному и доброму наставнику.

Ом.