«О царь зверей, помог тебе, чем мог...» — эту историю о неблагодарности Девадатты Учитель рассказал в роще Джеты. В конце он добавил:
— Не только сейчас Девадатта проявляет неблагодарность, но и в прежние времена он был таким же.
Далее Почитаемый в мирах поведал о былом.
— В давние времена, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился дятлом и жил в дупле дерева в Гималаях.
Однажды лев, пожирая добычу, поперхнулся костью, которая застряла у него в горле. Горло распухло настолько сильно, что лев больше не мог принимать пищу, его мучили острые боли. В то же самое время дятел, пролетая неподалёку в поисках пищи, увидел льва, сел перед ним на ветку и спросил:
— Друг, что причиняет тебе страдания?
Лев рассказал ему о своей беде, и тогда дятел сказал:
— Я мог бы вытащить кость у тебя из горла, но я боюсь совать голову в твою пасть из страха, что ты меня съешь.
— Не бойся, друг, я не съем тебя. Только спаси мне жизнь, — был ответ.
— Хорошо, — сказал дятел и велел льву лечь на бок.
Затем он подумал: «От такого типа можно ожидать всё что угодно», и, чтобы лев не смог закрыть пасть, дятел вставил палку-распорку между верхней и нижней челюстями хищника и, сунув голову ему в пасть, ударил клювом по кончику кости. Кость выпала. Затем дятел вытащил голову из пасти льва, выбил распорку ударом клюва и, взмахнув крыльями, уселся на ветку повыше.
Льву полегчало, и он быстро пошёл на поправку. И вот однажды дятел, завидев того самого льва, пожирающего дикого буйвола, очередную свою добычу, задумал следующее: «Сейчас я его проверю» — и, усевшись на ветку прямо над головой льва, завёл с ним беседу, декламируя первую гатху:
О царь зверей, помог тебе, чем мог,
В беде я стал тебе опорой;
Теперь настала очередь моя
О милости просить тебя.
На эти слова лев ответил второй гатхой:
Ты сунул голову в пасть льву,
Чьи когти и клыки все красные от крови;
Посмев такое совершить, ты тем не менее остался жив,
И этого достаточно, чтобы считаться актом мой доброй воли.
Услышав ответ льва, дятел произнёс ещё две гатхи:
Неблагодарный не воздаст добром за добрые дела:
Ему неведомы признательность и доброта.
Не нужно горьких мыслей, не нужно гневных слов,
Здесь подобает просто отстраниться — совет таков.
С этими словами дятел улетел.
Завершив наставление, Учитель соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни Девадатта был львом, а дятлом был я сам.