«Зачем, о брахман, разумом благословлённый...» — эту историю об архате Ананде Учитель рассказал, возлежа на ложе, готовясь войти в Паринирвану1.
Достопочтенный Ананда, зная, что в эту самую ночь Учитель уйдёт, подумал про себя: «Я всё ещё являюсь учеником Будды и должен выполнять свои обязанности, а Учитель мой определённо собирается покинуть этот мир, и тогда все те двадцать пять лет служения, которые я ему посвятил, пойдут прахом». Охваченный скорбью, монах прислонился к дверному засову в форме головы обезьяны на кладовой сада и разрыдался.
Учитель, заметив отсутствие Ананды, спросил других братьев, где он, и, услышав, в чём дело, послал за ним и обратился к своему ученику со следующими словами:
— Ананда, ты накопил достаточное количество заслуг. Продолжай усердно прилагать усилия и вскоре ты освободишься от человеческих страстей. И не печалься. Как ты мог подумать, что твоё служение мне теперь окажется бесплодным? Ведь даже в прежние времена, когда ты был грешен и полон страстей, служение, оказанное мне, не осталось без вознаграждения.
Далее Почитаемый в мирах рассказал о былом.
— Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился духом дерева Паласа2, что в переводе означает «пламя леса». В то время жители Варанаси почитали таких божеств, поклонялись им и постоянно делали подношения.
Однажды некий небогатый брахман подумал: «Я тоже буду почитать какое-нибудь божество». Он нашёл большое дерево Паласа, растущее на возвышенности, и начал ухаживать за ним: подмёл территорию вокруг дерева, посыпал её гравием, очистил корни дерева от травы. Затем он преподнёс дереву благоухающий венок, сплетённый из пяти ветвей, зажёг лампаду и совершил подношение из цветов, гирлянд, благовоний и курений. После этого монах почтительно поклонился дереву, сказал: «Мир тебе!» — и, обойдя дерево с правой стороны, отправился своей дорогой. На следующий день он пришёл рано утром и справился о благополучии дерева.
И вот однажды Духу дерева пришла следующая мысль: «Этот брахман очень внимателен ко мне. Я испытаю его и узнаю, почему он так почитает меня, и дам ему то, ради чего он это делает».
Когда брахман снова пришёл и взялся за уборку, Дух предстал рядом с ним в облике пожилого брахмана и произнёс первую гатху:
Зачем, о брахман, разумом благословлённый,
Ты к этому бесчувственному дереву взывал?
Оно не слышит, не осознаёт твои молитвы,
От этой глупой деревяшки услышать что ты пожелал?
На это брахман ответил второй гатхой:
Давно здесь это дерево великолепное стоит,
Для духов леса оно обитель, подходящая на вид;
Трепещу пред духами, чту таких я существ,
Охраняют они сокровища, знают много священных мест.
Бодхисаттва настолько остался доволен ответом брахмана, что решил вознаградить его:
— О брахман, я — Дух этого дерева. Не бойся. Я подарю тебе сокровище.
В доказательство своих слов, проявив божественную силу, он воспарил в воздухе у входа в свою небесную обитель, декламируя при этом ещё две гатхи:
О брахман, мне по силе признательность твою вознаградить;
Благочестивые дела твои бесплодными никак не могут быть.
Взгляни! Там, где смоковница отбрасывает тень,
Дары и жертвы должные принесены в благословенный день.
Зарыто там сокровище, хозяев нет у клада,
Возьми его, владей, то золото — твоя награда.
И ещё Дух дерева добавил следующее наставление:
— О брахман, сокровище, которое тебе досталось, настолько велико, что тебе будет крайне утомительно выкопать и унести его самому. Поэтому иди своей дорогой, а я доставлю сокровище в твой дом и положу его в таком-то месте. Пользуйся этим богатством всю жизнь, раздавай милостыню и соблюдай заповеди.
Закончив наставление, Дух дерева своей божественной силой перенёс сокровище в дом брахмана.
Завершив наставление, Учитель соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни Ананда был брахманом, а Духом дерева был я сам.