День приезда: подготовка к погружению
Я наконец на месте. Меня ждёт маленькая, уютно изолированная комнатка. Раскладываю вещи так, чтобы всё необходимое было под рукой, — теперь я полностью готова к началу практики. Мысли о повседневных делах и заботах постепенно отступают. В ближайшие десять дней никакого общения с внешним миром — телефон отключён.
В ретритном центре «Аура» солнечно и удивительно спокойно. Вечером формулирую цели на предстоящие дни, намеренно записывая больше, чем планировала изначально. Верю, что чем выше планка, тем значительнее могут быть результаты.
День 1-й: первые открытия и творческие видения
Организационные моменты и знакомство с Анапанасати Хинаяной
Весь день ощущаю прилив вдохновения и желание вести дневник.
Рано утром мы собрались все вместе для обсуждения организационных вопросов и регламента випассаны. Из-за того что обсуждение затянулось, утренняя концентрация продлилась всего пятнадцать минут. Суть этой практики, которую нам предстоит выполнять каждое утро, — растягивание дыхания, или Анапанасати Хинаяна, — это пранаяма, данная Буддой.
Яркие образы медитации и наставления
За те короткие пятнадцать минут концентрации моё воображение нарисовало огромное дерево — оно казалось шире здания, в котором проходили занятия. Вероятно, сказалась моя творческая профессия: в ветвях гигантского дерева Бодхи (дерева, под которым, согласно буддийской традиции, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой) жили мифические эльфы, а с ветвей спускались гепарды, словно сошедшие с буддийских картин. Варуна (в индуизме божество мировых вод), воплощённая в образах богинь в серебристых струящихся нарядах, поливала дерево с двух сторон. Листья с тонкими длинными кончиками, срываясь с ветвей, не падали, а зависали в воздухе и кружились вокруг ствола, образуя кольцо.
Позже, во время ответов на вопросы, Андрей, наш наставник, посоветовал не увлекаться красочными видениями и не позволять фантазиям создавать в уме «кино», а сосредоточивать внимание на главном.
Хатха-йога давалась с трудом. А после почти четырёх часов медитативных практик вдохновения заметно поубавилось.
Концентрация на образе: Сарасвати и картина «Соль Земли»
Для практики концентрации на образе я привезла фотографию картины Александра Угланова «Соль Земли». Она поразила меня с первого взгляда своей красотой, множеством деталей, сказочностью и гармонией элементов. В центре композиции — образ Богини, держащей в ладони светящуюся руну, символизирующую ту самую «соль» Земли, то есть всё лучшее, что есть в мире. Не найдя в Сети подробного описания этой картины, я составила о ней собственное представление: для меня эта Богиня стала образом Сарасвати (в индуизме богиня мудрости, знания, искусства и красноречия). В начале моего знакомства с ведической культурой именно с ней у меня возникла особая связь — мантра Сарасвати (священный текст, слово или слог, требующий точного воспроизведения) по-особенному отзывалась в душе. С тех пор я чувствую её поддержку во всей своей творческой деятельности. Иногда мне даже кажется, что в этом творчестве нет ничего «моего», а лишь то, что подсказывает Высший разум, проявляющийся в образе этой Богини.
День 2-й: осознанность, сострадание и сыроедение
Трудности концентрации в группе и проблески сострадания
Наша группа довольно большая. Во время занятий хатха-йогой расстеленные коврики занимают почти весь зал, оставляя мало свободного места. В таких условиях ещё сложнее сосредоточиться только на себе, не отвлекаясь на окружающих. Я старалась не смотреть на соседей, чтобы не отвлекаться и не позволять уму сравнивать. Но однажды, развернувшись к залу в скрутке (асане в йоге, связанной со скручиванием позвоночника) и с трудом удерживая положение, я смогла охватить взглядом многих людей и увидеть, как им всем тяжело. В зале стояла тишина, но казалось, будто слышны их мысли. Возможно, в тот момент я немного приблизилась к пониманию сострадания.
Опыт Анапанасати: «забетонированное» тело и расширение границ
По сравнению с первым днём сегодняшняя практика Анапанасати была очень осознанной. Дважды, правда, я проваливалась в сон, но долгое время ощущала, как руки и ноги будто становятся забетонированными, идеально неподвижными. Или другой образ: казалось, что на руках огромные варежки, а на ногах — калоши, и я чувствовала, как они слились с конечностями, стали частью моего тела, словно меня стало больше. Хотелось распространить это ощущение на всё тело, но движение живота и груди при дыхании не позволяло этого сделать.
Первая половина дня была холодной и дождливой, но перед пранаямой, которую рекомендовали выполнять на свежем воздухе, выглянуло солнце. Удалось немного посидеть под берёзкой и подышать.
Радости сыроедения
Мне нравится сыроедить (система питания, при которой пища употребляется в сыром виде). Еды пока хватает, ощущения после неё приятные, нет переедания и тяжести. Ничуть не жалею о таком выборе.
День 3-й: углубление практики и внутренние наблюдения
Утренняя визуализация и эффект от комплекса йоги
На утренней практике с визуализацией получилось эффективнее растягивать дыхание. Сохранялось то же приятное ощущение «окаменевшего» тела в его нижней части. Даже несмотря на мысленный счёт во время вдоха и выдоха, удавалось меньше терять концентрацию на образе.
Замечательный комплекс провёл Саша Дувалин. Тело раскрепостилось и почувствовало облегчение, хотя и устало.
Ожидание семьи и аскеза общения
Всё утро мысли были с родными. Наверное, это я жду встречи, ведь сегодня в «Ауру» должна приехать моя семья. Пусть я не смогу с ними общаться в ближайшее время, но это дополнительная возможность для наблюдения за своими эмоциями, отслеживания привязанностей и успокоения потока чувств — одна из сложнейших аскез (самоограничений, упражнений в самодисциплине).
Во время завтрака, как и вчера, идёт дождь, холодно. Прогулку заменяет ведение дневника и чтение «Сутры Лотоса» (одного из важнейших текстов буддизма Махаяны). Сижу у батареи, прислонившись к ней спиной, и думаю, как здорово, что она есть.
Борьба с привычкой сравнивать и важность внутреннего молчания
Наблюдаю в себе качество, от которого очень хочется избавиться, — это постоянное сравнение себя с окружающими, выставление неких оценок. А как же хорошо без них! Как хорошо не только понимать, но и чувствовать, что нет никого хуже или лучше, что все вокруг — твои учителя.
Замечаю, как сильно меняется состояние при встрече взглядом с людьми. Вспоминаю период, когда только начинала заниматься йогой и много времени уделяла практикам. Тогда в метро я старалась вообще не поднимать глаз — настолько чувствовала, как зрительный контакт рассеивает порядок в мыслях, наработанный на коврике. Так и здесь: внутреннее стремление к тишине мгновенно исчезает, как только в сознание поступает новая информация об окружающих. Нужно смотреть под ноги.
Махакала, вьяна-ваю и диалог с берёзкой
Кстати, вспомнила, что на утренней визуализации к дереву приходил Махакала (в буддизме гневное божество, защитник Учения Будды — Дхармы). Он был немного выше самого дерева и эффектно выглядел в лучах солнца, которое всегда светит сквозь крону, окрашивая воздух в тёплые тона.
И пранаяма в зале, и практика на природе утвердили меня в осознании тонких энергетических процессов. В какой-то момент руки и ноги будто растворяются, расширяются. Пришла мысль, что это может быть вьяна-ваю (одна из пяти основных пран — жизненных энергий — в йоге, пронизывающая всё тело), один из пяти пранических «ветров» в тонком теле человека. Классические тексты по йоге описывают вьяну как связующее поле, пронизывающее всё тело и окружающее его. Также вьяну называют аурой (предполагаемым энергетическим полем, окружающим живые существа). Вечером напишу записку с вопросом Андрею, так ли это.
Пранаяма на природе была прекрасной, несмотря на утренний дождь и не успевший согреться воздух. Второй день дышу под берёзкой и пытаюсь с ней общаться. Я выработала привычку почтительно относиться к деревьям, приветствовать их мысленно или вслух, если хочу позаниматься рядом. И вот, когда я уже уходила от той берёзы, услышала в мыслях: «Приходи, Дарьюшка!» Если это моя фантазия, то даже не знаю, что с ней делать и как отличить настоящее от надуманного.
Во время концентрации на образе старалась слушать Сарасвати, но проваливалась в сон. Запомнились её слова о том, что долг художника — привносить духовную красоту в материальный мир.
А вечером Андрей подтвердил мои догадки о вьяна-ваю и дал свои рекомендации на следующий день.
День 4-й: ощущение праны и видения будущего
Растворение тела в практике Анапанасати
Во время практики Анапанасати удалось почувствовать прану (жизненную энергию в индуизме и йоге) вокруг всей поверхности тела. Я старалась сильно удлинять дыхание и почти не двигаться. В результате почти всё тело «растворилось», осталось лишь ощущение некоторых внутренних процессов: сокращения мышц пресса при глубоком дыхании, движения диафрагмы и грудной клетки. В целом было сложно представить, в какой позе я сижу. Даже возникло ощущение, что руки подняты вверх.
Вдохновляющие образы будущего
Пранаяма на природе принесла красивые видения возможного будущего — кадры быстро сменяли друг друга, вдохновляя своими сюжетами.
День 5-й: новые ощущения и борьба со сном
Взгляд Практика и радость движения
Утренняя медитация позволила посмотреть на дерево Бодхи и его окружение глазами Практика, сидящего под ним. Правда, это удавалось лишь ненадолго.
После хатха-йоги впервые за эти дни не захотелось есть, хотя завтрак был вкусным. Думаю, это хороший знак: тело и без еды получило порцию энергии. А ещё захотелось ходить. Практика ходьбы не слишком мне понравилась с первого дня, потому что ноги сильно уставали — сказалось долгое отсутствие регулярных нагрузок. А сегодня я с радостью «наворачивала» круги вокруг здания, в котором мы занимаемся. Мысли текли свободно, иногда отвлекаясь на звук — кто-то в лесу «перевоплощал» деревья (видимо, валил). В момент, когда дерево с сухим треском падало, глаза невольно поднимались от дороги к красивой стене леса. Казалось, деревья вздрагивают в этот миг, боясь той же участи. Сейчас я думаю, что это лишь моё волнение и мои тревоги, а значит, внутреннего спокойствия пока нет.
Поиски ключа к состоянию и ускользающая реальность
Половина практики Анапанасати прошла в борьбе со сном, но за второй час удалось снова ощутить вьяну вокруг всего тела, хотя это было очень непросто. Под конец я нашла способ довольно быстро входить в это состояние. Важную роль играло не столько количество секунд вдоха и выдоха, сколько их плавность и «тягучесть», а также направление взгляда к переносице, словно пытаешься увидеть, как течёт воздух.
Не хотелось выходить из пранаямы, но люди вокруг так шумели и топали, видимо обрадовавшись окончанию непростого испытания, что и мне не удалось дальше концентрироваться. На практике сосредоточения на образе я мысленно вознесла славу Сарасвати, попросила простить моё несоблюдение регламента, закрыла глаза и продолжила изучение нового метода в пранаяме, который вызвал огромный интерес и полностью поглотил меня.
Я начала замечать, что ощущение реальности ускользает. Наверное, потому, что теряется привычное чувствование тела, а вместо него «физически» ощутимым становится другое — ещё не привычное, но и не чужое, тонкое.
Когда вечером в записке Андрею я описала свой внутренний опыт, он сказал, что, скорее всего, этот опыт был дан как «бонус» из прошлых жизней для укрепления на пути йоги, и предположил, что завтра он уже не повторится. Забегая вперёд, скажу: он оказался абсолютно прав.
Нарастающий опыт и назойливая песня
Пока опыт идёт по нарастающей, и каждый день открывает что-то новое. Благодарю силы, которые помогают мне это переживать.
Во время пения мантры «Ом» (сакрального звука и мантры, символа высшей реальности) в специальной акустической сфере уже третий день слышу переливы колокольчиков. Нужно сказать, звучание нашего хора в этом необычном сооружении — неземное!
Кстати, перед началом випассаны я опасалась, что в голове будет звучать музыка, которую слушала в последнее время — в этом я себя не ограничивала и слушала много разных мантр. Опасения оказались напрасными: в голове назойливо крутились песни, которые я не слышала уже много-много лет. Одна из них известна почти каждому — «То ли ещё будет». Причём она «включалась» в мыслях в самые разные моменты, ухудшая состояние в сложные периоды, пророчески повторяя одно и то же: «То ли ещё будет, то ли ещё будет». Однако со вчерашнего дня я начала относиться к этой песне с улыбкой, когда случайно придумала для неё новое окончание: «То ли ещё будет… Ой-ё-йог».
День 6-й: диалог с Практиком и уроки в столовой
Обмен опытом с внутренним Практиком и ощущения в сушумне
На утренней визуализации я впервые вступила в диалог с Практиком под деревом — мы обменялись опытом. Я рассказала ей о своих видениях, она мне — об ощущении сушумны (центрального энергетического канала в йогической традиции) и всех чакр (психоэнергетических центров в тонком теле). Причём чакры она описывала как фонтаны, которые можно держать закрытыми или открывать, допуская выход энергии. Старалась сосредоточиться на её словах, при этом удалось испытать новые ощущения в позвоночнике.
Практика хатха-йоги с Ромой немного разрядила обстановку весёлой шуткой, возвращая людям забытые эмоции. Не знаю, хорошо это или нет, но я тоже немного посмеялась.
Испытания в столовой и поиск новых методов в Анапанасати
Дважды в день столовая проверяет моё терпение и спокойствие. Соседи по столу переговариваются жестами, сыроеды меняются едой с вегетарианцами и наоборот, некоторые втихаря смеются. Я в очередной раз напомнила себе, что всё это — мои уроки. Ведь не зря же я сажусь на одно и то же место, именно к этим людям, хотя вокруг масса других вариантов.
Как я писала выше, предположение Андрея подтвердилось: вчерашние методы в практике Анапанасати уже не действовали, и я стала искать новые. Во время двухчасовой Анапанасати Хинаяны я выявила два главных принципа, которые способствовали появлению тонких ощущений сегодня:
- концентрация на неподвижном теле;
- концентрация на тончайшем потоке воздуха, который тягуче проникает в тело.
Магическая вечерняя мантра и вдохновляющие лекции
Вечерняя мантра подарила необыкновенный опыт. Сегодня я не старалась петь громко. Аккорды, образуемые голосами, настолько зачаровывали, что хотелось просто раствориться в этом звучании. Казалось, какие-то крылатые мистические существа летают под куполом сферы и ударяют в колокольчики.
Множество красивых картин предстало перед моим мысленным взором во время этой мантры: некоторые казались прошлым, некоторые — будущим. При виде нескольких из них на глаза наворачивались слёзы, будто подсказывая, что на это нужно обратить внимание.
Ответы Андрея на вопросы каждый раз перерастали в полноценные, интересные лекции, вдохновляя перед следующим днём. Это очень помогало и поддерживало в моменты усталости.
День 7-й: боль, самостоятельная практика и моральное истощение
Трудности утренней медитации и опыт терпения
Боль в ногах не проходит, кроме того, ломит основание шеи. Первая медитация прошла бесконтрольно, ум метался, а боль заставляла менять положение тела, что «сбрасывало» ощущение тонкого опыта (особого состояния восприятия). Зато выработка терпения — это тоже опыт. Главное сейчас — не впадать в отчаяние, даже если очень хочется.
Самостоятельная Анапанасати в сфере и необычные ощущения в мудрах
Во время практики ходьбы пришла мысль позаниматься Анапанасати самостоятельно в сфере, не засекая время. Просидела часа два с половиной. Периодически мешали насекомые, но за это время удалось несколько раз испытать новый, необычный опыт. Обычно я соединяю пальцы рук в джняна-мудру («жест знания» — специальное положение рук в йоге, способствующее концентрации), которая помогает лучше сохранять осознанность. Но в этот раз, сидя в сфере, я чувствовала, что положение пальцев совсем иное, причём ощущения от их соприкосновений такие же яркие, как физические. Удивительно интересно.
Концентрация на образе проходила тяжело. Впервые за всё время випассаны я вспомнила о своих обычных «городских» делах и с большим рвением принялась их обдумывать, принимать мысленные решения и так далее.
Кратковременная лёгкость и подступающая аллергия
Ненадолго пришло состояние лёгкости. В последнее время я много требую от себя и жду результатов. А сейчас удалось немного расслабиться и отпустить себя психологически. Чувствую, что сил становится всё меньше, а сегодня ещё и аллергия началась — после дождей, видимо, зацвели какие-то растения, спровоцировав реакцию организма, похожую на очищение. В общем, день морального истощения.
День 8-й: кармический закон, помощь Будды и творческие мысли
Размышления о законе отражения и Сантоше
Всё время приходит одна и та же мысль: если вокруг замечаешь нечто отрицательное, значит, это есть и в тебе. Мир отражает нас самих. Иногда с опозданием, а иногда — в настоящий момент. Это тот же самый кармический закон (универсальный закон причины и следствия). Что бы люди вокруг ни делали — смотри в себя, ищи то же самое и исправляй это. Может быть, это даже самое важное, что дало мне «Погружение в тишину». Такая простая мысль, но такая сложная в применении! Воплотить её в жизнь — значит взрастить в себе то качество, которое Патанджали (древнеиндийский философ, систематизатор йоги) назвал «Сантоша» (один из принципов ниямы в йоге, означающий удовлетворённость), то есть удовлетворённость и довольство тем, что имеешь. Оно означает отсутствие негативных эмоций и абсолютное принятие всего. Не бездействие, конечно, а состояние спокойствия.
Преодоление сонливости и поддержка свыше
Во время дневной пранаямы вновь пришлось бороться со сном. Поначалу удавалось растягивать дыхание, но потом тело стало напоминать «неваляшку»: оно проваливалось в дрёму, клонилось в разные стороны и, будто резко просыпаясь, возвращалось обратно. Так продолжалось около часа, а потом я решила открыть глаза и посмотрела на Будду, изображённого на самой большой тханке (буддийской иконе на ткани) в зале. И в этот момент всё изменилось: нижнюю часть тела, руки и ноги охватили тонкие ощущения. Растворение, другие мудры (символические положения рук) пальцев — всё, как в предыдущие дни. И так я сидела, не меняя положения ног, почти час. Даже боль в шее на некоторое время утихала — казалось, что вокруг неё невидимая подушка. Слава Будде! Он совершенно точно помог мне.
Предчувствуя близкое окончание ретрита (периода уединения для духовной практики), я замечаю, как в голову уже приходят творческие мысли.
День 9-й: привычные ощущения и привязанность к красоте мира
Утренняя медитация с открытыми глазами и радость в асанах
Уже через тридцать минут после начала утренней медитации, почувствовав, что скоро начну терять концентрацию, я открыла глаза и направила взгляд на пламя свечи на алтаре. Интересно, что и с открытыми глазами периодически удавалось выполнять визуализацию, при этом продолжая считать — контролировать продолжительность вдохов и выдохов. Появлялись и проходили тонкие ощущения — они уже стали привычными, и ум не гнался за ними.
Завершающий полный день, завтра программа будет короткой.
На практике хатха-йоги тело чувствовало себя ближе к своему привычному состоянию и даже испытывало радость во многих асанах. Не лёгкость, конечно, но допустимый дискомфорт, а не жёсткая аскеза.
Соблазны природы и отвлекающее «последний день»
В первые дни ретрита Андрей говорил, что нужно стараться не рассматривать природу, не любоваться ею. Вначале у меня это получалось отлично, но сейчас, когда природа начала просыпаться, стало сложнее отводить от неё взгляд. Молодые листочки на берёзе, под которой я практиковала, жёлтая бабочка, присевшая на розовую куртку, или ярчайшие звёзды на закатном небе — всё это напоминает, насколько сильны мои привязанности к красоте этого мира.
Очень хочется сосредоточиться, вернуть вкус практики и настойчиво концентрироваться на йоге тела и ума, но всё как будто ежеминутно напоминает мне: «последний день… последний день…». И это отвлекает от цели.
Потеря ощущения реальности и возвращение в «настоящее»
После очередного сложного подхода к пранаяме снова потерялось ощущение реальности. Пропали мысли, которые отвлекали совсем недавно, всё внешнее будто исчезло. Возникло чувство, что где-то там, за закрытыми глазами, и есть «настоящее», потому что очень непривычно было возвращаться в явь.
День 10-й: завершение випассаны и итоги
Утренние аскезы и внутреннее спокойствие
Утренние практики прошли с большими усилиями и без ощутимых результатов. Осталось три часа до окончания випассаны, а мне не хочется говорить. Очень спокойно, и почти нет желаний.
Размышления о ценности опыта
Перед выездом сюда я долго сомневалась: а нужен ли мне этот опыт? Не лучше ли остаться дома и продолжать заниматься важными делами, результатов которых ждут многие? Випассана подходит к концу, осталась одна практика Анапанасати Хинаяны. Воспоминания о прошедших десяти днях смешались, забылись — хорошо, что я вела дневник. Сейчас я не чувствую сожаления. Это время не потрачено зря. Оно подарило мне важный, интенсивный йогический опыт, который дал много ответов и поставил новые вопросы на будущее.
Интересно, какой будет эта последняя практика? Пришло время спускаться в зал. Ом!
Благодарность
Благодарю Андрея, Екатерину, Романа, Ольгу и всю большую команду клуба, которая вложила свои силы в проект «Погружение в тишину».