Измени себя — изменится Мир вокруг

Что такое викальпа в йоге: объясняем простыми словами

Знакомая картина? Вы завершили активную часть занятия, и инструктор объявляет долгожданную шавасану. Вы ложитесь, закрываете глаза, делаете глубокий вдох и выдох, стремясь растворить напряжение. Первые мгновения царит тишина. Но вот в уме мелькает мысль: «Не забыть купить молоко после занятия». За ней — другая: «Нужно было ответить на то рабочее письмо иначе». А потом сознание и вовсе уносит вас на воображаемый пляж, где вы уже планируете будущий отпуск.

Вы пытаетесь вернуться к дыханию, но мысли продолжают свой хоровод. Проскальзывает лёгкое раздражение: «Почему я не могу просто расслабиться? Я что-то делаю не так?».

Этот неугомонный поток образов, планов и фантазий, этот «обезьяний ум», который мешает сосредоточиться — явление, известное каждому. В философии йоги у него есть точное имя — викальпа.

Это одна из фундаментальных активностей ума, с которой можно и нужно научиться работать. В этой статье мы разберём, что такое викальпа на самом деле, почему она не враг, а естественная часть сознания, и как превратить её из помехи в инструмент для более глубокой практики.

Викальпа — это прыгающая внутри нас обезьянка ума, которую можно приручить и превратить в помощника

Что такое викальпа: простое объяснение сложного термина

Чтобы понять суть викальпы, начнём с перевода. Санскритское слово vikalpa (विकल्प) можно перевести как «фантазия», «воображение», «концептуализация» или «ментальная конструкция».

Проще говоря, викальпа — это мысль, образ или идея, которая существует только в уме и не имеет прямого соответствия с реальностью здесь и сейчас. Это продукт нашего воображения, не основанный на непосредственном восприятии.

Сутра 1.9 «Йога-сутр» Патанджали определяет её так: «шабда-джняна-анупати-васту-шунйо викальпах», что означает ‘Викальпа — это знание, следующее за словами, но лишённое объекта’.

Классический пример из древних текстов — «заячьи рога» или «сын бесплодной женщины». Мы можем легко представить зайца с рогами, наш ум без труда сконструирует этот образ. Но в реальном мире такого животного нет. Эта концепция рождена исключительно словом и воображением.

Другой понятный пример — «крылатый конь». У нас есть реальный объект «конь» и реальный объект «крылья». Ум берёт эти два понятия, соединяет их и создаёт новую ментальную конструкцию, которой нет в физическом мире. Это и есть чистая викальпа.

Важно отличать викальпу от другого состояния ума — випарьяи (ложного знания).

  • Випарьяя (ложное знание): это неверная интерпретация реального объекта. Например, в сумерках вы видите верёвку и принимаете её за змею. Объект (верёвка) есть, но ваше знание о нём ошибочно.
  • Викальпа (фантазия): это состояние, когда реального объекта нет вообще. Мысль о «крылатом коне» — не ошибка восприятия, а полностью вымышленная конструкция.

Таким образом, викальпа — любая мысль, которая уводит нас от настоящего момента в мир концепций, прошлого, будущего и воображаемых сценариев. Это всё, что построено на словах и символах, а не на прямом опыте.

Способность воображать и создавать концепции позволяет нам творить, планировать и развиваться. Музыка, поэзия, научные теории — всё это рождается из способности ума конструировать то, чего ещё нет. Проблема в йоге возникает не из-за наличия викальп, а из-за нашего бессознательного вовлечения в них и отождествления с ними, особенно когда мы стремимся к тишине и концентрации.

Воображение и способность мыслить абстрактно лежат в основе всех творческих достижений

Викальпа в контексте Йога-сутр Патанджали

Чтобы увидеть место викальпы в общей картине философии йоги, обратимся к первоисточнику — «Йога-сутрам» мудреца Патанджали.

Вторая сутра первой главы гласит: «Йогаш читта вритти ниродха» (योगश्चित्तवृत्तिनिरोधः). Её переводят как «Йога есть успокоение колебаний ума».

Эти «колебания ума» или «модификации сознания» и называются вритти. Патанджали выделяет пять основных видов вритти — пять базовых режимов работы нашего ума. Викальпа — лишь один из них.

Пять вритти (колебаний ума) по Патанджали

  1. Прамана (Pramāṇa) — Правильное знание. Это достоверное познание, полученное через прямое восприятие (например, мы видим цветок), логический вывод (видим дым — значит, где-то есть огонь) или авторитетное свидетельство (знание, полученное из священных текстов или от учителя).
  2. Випарьяя (Viparyaya) — Ложное знание. Как мы уже упоминали, это ошибочное восприятие, когда ум принимает одно за другое (верёвка кажется змеёй).
  3. Викальпа (Vikalpa) — Фантазия или воображение. Знание, основанное на словах и концепциях, не имеющих реального объекта (тот самый «крылатый конь»).
  4. Нидра (Nidrā) — Сон без сновидений. Состояние ума, основанное на отсутствии каких-либо других вритти, на ощущении пустоты. Это тоже считается активностью ума, поскольку по пробуждении мы помним, что «ничего не помнили» и «спали хорошо».
  5. Смрити (Smṛti) — Память. Воспроизведение прошлого опыта. Это не сам опыт, а его отпечаток (самскара), который всплывает в сознании.

Викальпа, таким образом, является одной из пяти базовых программ, постоянно работающих в нашем уме. Она такая же естественная, как память или сон.

«Викальпа — это знание, следующее за словами, но лишённое объекта»

Таблица «Пять вритти (колебаний ума)» согласно Патанджали

Название (Санскрит) Перевод Суть Пример
Прамана (Pramāṇa) Достоверное знание Правильное восприятие, основанное на прямом опыте, логическом выводе или авторитетном источнике. Вы видите огонь и чувствуете жар — это прямое восприятие.
Випарьяя (Viparyaya) Ложное знание Ошибочное суждение об объекте, который существует, но воспринимается неверно. В сумерках вы принимаете верёвку за змею. Верёвка реальна, но ваше суждение о ней — ложно.
Викальпа (Vikalpa) Воображение, фантазия Ментальная конструкция, не имеющая реального объекта. Мысль о единороге, представление о будущем отпуске, который ещё не наступил.
Нидра (Nidrā) Сон без сновидений Состояние сознания, основанное на пустоте, отсутствии какой-либо ментальной активности. Глубокий сон, после которого остаётся лишь воспоминание «я спал хорошо».
Смрити (Smṛti) Память Воспроизведение прошлого опыта, не искажённое другими вритти. Воспоминание о том, что вы ели на завтрак.

Примеры викальпы: как она проявляется в жизни и на коврике

Теория оживает, когда мы видим её проявления в собственном опыте. Викальпы наполняют нашу жизнь ежеминутно.

  • Беспокойство о будущем: «А что, если я провалю презентацию?», «Вдруг я опоздаю на самолёт?». Эти сценарии существуют только в воображении. Они не происходят сейчас, но вызывают реальные стресс и учащённое сердцебиение.
  • Сожаление о прошлом: «Надо было поступить в другой институт», «Зачем я сказал(а) ему те слова?». Мы прокручиваем в голове альтернативные версии прошлого, истощая свою энергию.
  • Навешивание ярлыков: мы видим человека, и ум мгновенно создаёт о нём историю: «Он выглядит успешным», «Она, наверное, высокомерная». Мы подменяем живую личность простой словесной конструкцией и начинаем взаимодействовать с ней, а не с реальным человеком.
  • Внутренний критик: голос в голове, говорящий «я недостаточно хорош», создаёт концепцию «несостоятельного себя», которая не является объективной реальностью, но сильно влияет на наши действия.
  • Оценка и суждение в асане: «Как я выгляжу со стороны?», «Моя спина недостаточно прямая». Вы не просто ощущаете тело, а создаёте ментальный образ и оцениваете его.
  • Сравнение себя с другими: «У соседа по коврику наклон глубже». Эта викальпа порождает чувство неполноценности или, наоборот, гордыню, уводя от внутренних ощущений.
  • Планирование: во время пранаямы или в шавасане ум начинает составлять список дел: что приготовить на ужин, кому позвонить, что сделать завтра.
  • Анализ самой практики: самая коварная викальпа — мысли о медитации. «А правильно ли я медитирую?», «О, кажется, у меня получилось! Я достиг тишины!». Даже мысль о тишине уже нарушает её.

Распознавание этих моментов — уже огромный шаг. Вы начинаете видеть, как работает ваш ум.

Наш ум постоянно придумывает разные сценарии и оценки, отвлекаясь от настоящего момента

Как работать с викальпами, а не бороться с ними

Главная ошибка — попытка силой «остановить внутренний диалог». Эта борьба похожа на попытку разгладить волны на воде, ударяя по ним палкой. Чем сильнее вы бьёте, тем больше ряби создаёте.

Мудрость йоги предлагает иной подход, основанный на двух принципах: абхьяса (постоянная практика) и вайрагья (беспристрастность). Цель — не уничтожить викальпы, а научиться их распознавать и перестать в них вовлекаться. Вы развиваете позицию внутреннего наблюдателя (сакши), который видит мысли, но не считает себя ими.

Вот три практических шага:

  1. Распознать: первый и самый важный шаг — заметить мысль в момент её появления. Когда вы сидите в медитации и вдруг осознаёте, что уже пять минут мысленно спорите с начальником, не ругайте себя. Мягко отметьте про себя: «А, вот она. Викальпа». Или: «Мысль». Без осуждения, без анализа, без раздражения.
  2. Наблюдать без вовлечения: после распознавания не пытайтесь прогнать мысль. Позвольте ей быть. Посмотрите на неё со стороны, как на облако, проплывающее по небу вашего сознания. Облака приходят и уходят, но небо всегда остаётся чистым. Вы — это небо, а не облака. Наблюдая за мыслью отстранённо, вы лишаете её своей энергии, и она растворяется сама.
  3. Мягко вернуть внимание: когда вы заметили, что мысль уплыла, осознанно и без усилий верните своё внимание к объекту концентрации. Это может быть ваше дыхание, ощущения в теле или мантра.

Этот цикл — распознавание, наблюдение и возвращение — и есть сама суть медитации.

Практики йоги позволяют ясно осознавать свои мысли, сохраняя позицию отстранённого наблюдателя

Полезные и вредные викальпы: когда воображение — наш друг?

Не все ментальные конструкции вредны. В философии йоги их делят на два типа:

  • Ашуддха Викальпа («нечистая»): это привычные нам эгоистичные фантазии, тревоги, суждения и домыслы, которые уводят от реальности и подпитывают наши страдания (клеши).
  • Шуддха Викальпа («чистая»): это осознанное использование воображения в духовных целях. Например, медитация на качестве сострадания, визуализация себя как чистого сознания или представление света, наполняющего тело во время пранаямы. Такие викальпы служат инструментом для трансформации ума и ведут к разрушению других, более грубых вритти.

Эта концепция напрямую связана с высшими состояниями медитации. Савикальпа Самадхи — это состояние глубокой концентрации «с опорой», где ум всё ещё использует тонкую концепцию для удержания внимания. Высшее же состояние, Нирвикальпа Самадхи, — это концентрация «без концепций», где все вритти, включая самые тонкие викальпы, полностью растворяются.

Заключение

Викальпа — это естественная творческая функция ума. Беспокойный ум — это не больной ум, а просто нетренированный.

Переставая бороться с мыслями, вы освобождаете огромное количество энергии. Вместо фрустрации и самокритики появляется любопытство и принятие. Каждая мысль становится не помехой, а возможностью ещё раз потренировать осознанность, ещё раз мягко вернуться к себе.

Не ругайте себя за то, что ум создаёт фантазии. Вместо этого с интересом исследователя наблюдайте за этим процессом. Превратите каждую медитацию в увлекательное путешествие внутрь себя, где вы не сражаетесь с волнами своего сознания, а учитесь плавно скользить по ним, оставаясь в центре своего спокойствия. Это и есть путь йоги.


Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Является ли планирование будущего дня формой викальпы?

Да, по своей сути это викальпа, так как вы создаёте ментальную конструкцию о том, чего ещё нет. Однако это пример необходимого и функционального использования этой способности ума. Проблема возникает не тогда, когда мы планируем, а когда мы бессознательно и эмоционально вовлекаемся в вымышленные сценарии, связанные с планом (тревоги, страхи, излишние ожидания), и принимаем их за реальность.

2. Викальпа — это всегда плохо?

Нет, не всегда. Сама по себе викальпа — это нейтральная функция ума. Она становится «плохой» или, точнее, неполезной, когда мы бессознательно отождествляемся с её продуктами и теряем связь с настоящим моментом. Использование воображения для решения творческих задач, сострадания или для духовной визуализации (Шуддха Викальпа) является конструктивным.

3. Как отличить интуицию от викальпы?

Это тонкий вопрос для практикующих. Основное отличие — в их «качестве». Викальпа часто сопровождается эмоциональным шумом, внутренним диалогом, беспокойством или восторгом. Она «громкая» и связана с нашим эго. Интуиция, как правило, приходит как тихое, ясное и безличное «знание», лишённое ментальных историй и эмоциональной окраски. Распознавание этой разницы приходит с практикой самонаблюдения.

4. Если я занимаюсь творчеством (пишу музыку, рисую), я постоянно нахожусь в викальпе. Это мешает духовной практике?

Это как раз пример конструктивного использования викальпы. Творчество — это управляемое воображение, направленное на созидание. Проблема возникает, когда этот процесс становится неуправляемым и перетекает в форму постоянного беспокойства или фантазий, мешающих жить в настоящем. Йога учит не подавлять творческую энергию, а управлять ею: осознанно входить в поток воображения, когда это нужно для творчества, и так же осознанно выходить из него, возвращаясь к тишине ума во время медитации.
Это интересно
Словарь йоги. Санкальпа

Современный социум задаёт нам такой ритм жизни, что у большинства людей даже нет времени задуматься о самых главных вопросах: «Кто я?», «Зачем пришёл в этот мир?», «Как устроен этот мир?», «В чём смысл моей жизни?» и так далее. Но даже если человек начинает задавать себе вопросы, а в процессе поиска ответов начинает понимать, что вектор его движения и развития направлен не совсем туда, куда...