Измени себя — изменится Мир вокруг

Чем отличается ум от разума

Слушать аудиоверсию 0:00 / 10:49
Текст читает: Павел каминский

Во многих восточных учениях ум считается чуть ли не врагом человека. Его рекомендуется обуздывать, укрощать и едва ли не «стирать». Но есть и другое понятие — разум. Умный человек и разумный человек. Задумывались ли вы когда-нибудь, в чём между ними разница? Да, некая тонкая грань вроде бы ощущается, но вот точно сказать, в чём она выражается, может быть сложно. Попробуем же разобраться в том, что такое ум и что такое разум, чем отличается ум от разума, выясним их сильные и слабые стороны.

Итак, чем отличается ум от разума? Во-первых, самими буквами, и в этом основной секрет. Приставка «ра-» обозначает Бога. Она присутствует во многих словах русского языка, например, «радость» можно перевести как ‘доставлять Бога’ и так далее. Итак, приставка «ра-» указывает на божественную природу разума. А что же тогда такое ум?

Что такое ум

Прежде чем говорить об отличиях, разберёмся в том, что такое ум и каковы его функции. Основная функция ума — это обработка и систематизация той информации, которую мы получаем от органов чувств.

Часто ум отождествляется с интеллектом. В принципе, это так и есть. Интеллект — это способность запоминать и систематизировать полученный опыт, анализировать информацию. И это основная функция ума, это как бы жёсткий диск нашего компьютера, который получает и хранит данные. Помимо этого, он также способен их анализировать (но на примитивном уровне, об этом мы поговорим чуть позже) и на основе прошлого опыта и полученной информации делать выводы, совершать выбор и так далее.

В чём же проблема ума, и почему восточные учения часто предлагают с ним бороться? Начнём с того, что ни с кем в этом мире бороться не нужно и топор войны лучше закопать. Нужно учиться искать причины негативных явлений, чтобы, устраняя их, прекращать некий вредоносный процесс. Это гораздо эффективнее, чем бороться с последствиями.

Итак, проблема ума — в двойственном восприятии. Дело в том, что он делит получаемый опыт на приятный и неприятный. Иногда это полезно: если мы обожглись один раз, второй раз уже не будем хватать сковородку голыми руками. Но беда в том, что наш ум — очень большой перестраховщик: если, к примеру, нас обманул какой-то человек, мы можем перестать верить всем людям. А это неконструктивно. Также важно понимать, что ум всегда стремится к тому, чтобы «всё было и ничего за это не было», то есть он не обладает различением того, что полезно, а что вредно. Точнее, понятия «полезно» и «вредно» у него заменяются понятиями «приятно» или «неприятно». И вот тут на помощь приходит такая вещь, как разум.

В чём отличие ума от разума

Мы уже говорили о том, что ум — это наш интеллект. Но существует такая вещь, как рассудок, — в чём между ними разница? Исходя из самого слова, это способность судить. Нет, не других. И не осуждать, а именно судить. Судить о том, что является нравственным, что безнравственным, что белое, что чёрное и так далее. Да, на примитивном уровне такой способностью обладает и ум, но ум всегда эгоистичен: он стремится лишь к получению чего-то полезного и приятного для конкретной личности.

Умный человек — это, конечно, хорошо. Один такой умный человек создал атомную бомбу, второй развязал мировую войну и так далее. А всё потому, что есть ум, а нет разума. Есть очень интересная метафора относительно того, что такое ум и разум. Приводится такое объяснение: наше тело — это колесница, лошади — это органы чувств, ум — это вожжи, разум — колесничий, а душа — седок. Таким образом, душа, воплощённая в физическом теле, совершает свою деятельность через разум, который с помощью ума управляет органами чувств. Это в идеале.

В современном обществе чаще всё наоборот. Про душу давно забыли, непонятно, кто, куда и зачем едет, лошади мчатся каждая в свою сторону, а колесничий (разум) не может грамотно держать вожжи (ум), а то и вовсе спит. И мчится колесница нашего тела туда, куда влекут её лошади. А лошади эти (органы чувств) стремятся только к наслаждению — сиюминутному и любой ценой.

Важно понимать, что ум — это инструмент, с помощью которого мы лишь собираем информацию об окружающем мире и систематизируем её. Чтобы грамотно пользоваться всем своим опытом, нам нужен разум, то есть высшее божественное начало. Именно колесничий нашего тела способен направлять колесницу в нужном направлении. Почему этого не может делать душа, которая является лишь пассажиром? Дело в том, что душа обладает нематериальной природой. Чтобы взаимодействовать с материальным миром, ей нужен инструмент, своего рода «переходник», которым и является разум.

Именно он соединяет душу с умом и органами чувств, позволяя гармонично действовать в реальности. Все составляющие колесницы нам необходимы. Без разума колесница будет неуправляемой, без ума мы не сможем направлять лошадей в нужном направлении. А без лошадей и вовсе никуда не поедем.

Таким образом, функция разума — это различение добра и зла. Ум тоже анализирует полученный опыт, но, как уже говорилось выше, на примитивном уровне, с точки зрения выгоды для себя лично, получения удовольствия и так далее. Ум преследует только две цели: получить приятное и избежать неприятного. У разума цель более возвышенная: получить благо для себя и окружающих. Проблема в том, что часто человек живёт на уровне ума, гоняясь лишь за выгодой.

Такой человек не обладает знанием и высокой степенью нравственности, он лишён такого понятия, как мудрость. Он — раб органов чувств и, по большому счёту, жизнь его сводится к тому, чтобы услаждать своё восприятие. Когда же в процесс включается разум, появляется способность воспринимать происходящее не только через призму получения удовольствия, но и различать то, что ведёт к развитию, и то, что приводит к деградации.

Homo sapiens переводится как ‘человек разумный’. То есть эволюция привела нас к тому, что у нас появился разум. Это отличает нас от животных. По большому счёту, у собаки тоже есть ум. Если бить её палкой, она будет убегать или сопротивляться. Это действие ума, он обусловлен четырьмя инстинктами: размножением, едой, сном, безопасностью. У всех живых существ присутствуют эти базовые инстинкты, поэтому можно сказать, что ум есть у всех.

Но способность делать нравственный выбор — это прерогатива человека. Да, есть случаи, когда и животные поступают нравственно, но осознают ли они всю важность и сложность данного процесса, сказать трудно. Возможно, что преданность собаки — это просто какой-то развитый инстинкт, больше относящийся к деятельности ума. Впрочем, может быть, это и проявление зачатков разума.

В полной мере разум развит только у человека. Далеко не у каждого, к сожалению (некоторым людям есть чему и у животных поучиться). Однако при условии гармоничного развития человек обладает разумом и способен на базовом уровне понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Другое дело, что ум частенько одерживает верх над разумом, и мы делаем выбор не пользу того, что полезно, а в пользу того, что приятно. И это значит, что наш разум пока что слаб и вожжи в руках колесничего держатся не очень уверенно.

Как развивать разум

О том, как развивать ум, уже написаны сотни тысяч книг. Но не всегда сильный ум ведёт человека к счастью. Потому что если вожжи крепкие, а колесничий спит, то колесница явно свернёт в ближайший овраг на первом же повороте. Как же развивать разум? В первую очередь, начинать использовать его по прямому назначению, то есть одерживать духовно-нравственные победы. В большинстве случаев мы ведь знаем, как поступить правильно, но, исходя из своих эгоистичных мотиваций, делаем так, как удобно. Так вот, чтобы развить разум, нужно как можно чаще делать так, как полезно и рационально, а не как удобно.

Что касается простых советов, нужно раньше просыпаться, выстраивать распорядок дня. Это очень здорово дисциплинирует, а следование дисциплине — это всегда развитие разума. Также нужно отслеживать свои действия на уровне тела, речи и ума, стараться контролировать свои мысли, не допускать негативного мышления и развивать в себе такое качество, как совесть. Совесть — это и есть проявление деятельности нашего разума.

Когда мы чувствуем дискомфорт после недостойного поступка, это значит, что разум постепенно начинает обретать власть над процессом нашей жизни. Если, сделав кому-то плохо, мы чувствуем себя соответствующе, значит, мы становимся разумным человеком. Дальнейшая задача — научиться себя контролировать и избегать неблагих поступков. На этом уровне мы учимся ставить интересы других выше своих собственных. Альтруизм — вот признак реализации умения использовать разум.

Разум — это наш проводник в счастливую жизнь. Как показывает опыт, погоня за наслаждениями чаще всего заканчивается ничем. Ничем хорошим, имеется в виду. Чтобы колесница двигалась в правильном направлении, нам нужен уверенный возничий, который чётко знает, куда ехать. Именно он должен управлять лошадьми, а не наоборот. Пока наши кони несут нас туда, куда им вздумается, мы не будем счастливы. Ибо органы чувств, как уже было сказано, стремятся только к наслаждениям, не думая о последствиях. То есть неуправляемые лошади всегда приводят нас к страданию. А любой разумный человек, как известно, страдать не хочет. Поэтому разум — это наш главный инструмент на пути к счастью. Всё, что нам нужно, – это пробудить его в себе и научиться им пользоваться.

Важно понимать, что современное общество управляется рекламой и философией потребительского образа жизни. То есть нас призывают вообще выбросить возничего из колесницы, ум в принципе тоже не нужен, а коней — пустить, что называется, во все тяжкие. Поэтому задача перед нами непростая: нам придётся идти наперекор преобладающим в обществе тенденциям, контролировать свои желания и, как было сказано в начале, укрощать ум. Да, без этого никак. Это непростой процесс, но это тот яд, который затем станет нектаром. А погоня за наслаждениями — это нектар, но он очень быстро превращается в яд.