Содержание
Ранние годы и предпосылки к духовному поиску
Пророчество и чудесное рождение
Будда Шакьямуни (имя при рождении — Сиддхартха Гаутама) жил в центральной части северной Индии. Даты его жизни являются предметом дискуссий, однако наиболее распространённая датировка относит их к 566–485 годам до н. э. Он родился в государстве шакьев со столицей в Капилавасту, на границе современных Индии и Непала, в знатной и состоятельной семье, принадлежавшей к касте воинов (кшатриев).
Буддийские тексты повествуют о его чудесном зачатии и рождении. Согласно легенде, его матери, царице Майядэви, приснился сон, в котором белый слон с шестью бивнями вошёл в её правый бок. Мудрец Асита предсказал, что младенец станет либо великим правителем, либо великим святым. Рождение Сиддхартхи также было необычным: в роще Лумбини он вышел из бока матери, сделал семь шагов и произнёс: «Я явился».
Юность принца прошла в роскоши и удовольствиях. Он женился на принцессе Яшодхаре, и у них родился сын Рахула. Однако в двадцать девять лет, столкнувшись с реальностью человеческих страданий, Сиддхартха отрёкся от престола и семейной жизни, став странствующим духовным искателем.
Важно понимать его отречение в культурном контексте того времени. Становясь аскетом, он не бросал семью на произвол судьбы — о жене и сыне позаботились другие члены его большого и богатого рода. Кроме того, как кшатрий, он в любом случае должен был однажды покинуть дом ради войны, что считалось мужским долгом. В древней Индии воины не брали с собой семьи в походы.
Четыре встречи, изменившие жизнь принца
Чтобы найти способ прекратить страдания, Сиддхартха стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти и перерождения. Толчком к его духовному пробуждению послужили четыре встречи, которые, как говорят, были устроены богами, желавшими направить его на путь освобождения. Выйдя за пределы дворца, принц впервые увидел:
- Больного человека. Он осознал, что болезни — неотъемлемая часть жизни любого смертного.
- Старика. Эта встреча показала ему неизбежность старения и увядания.
- Похоронную процессию. Сиддхартха понял, что все люди, включая его самого, смертны, и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти.
- Спокойного аскета. Глядя на мудреца, погружённого в медитацию, принц осознал, что путь самопознания — единственный способ постичь причину страданий и найти избавление от них.
Эти события заставили его глубоко задуматься о мимолётности мирского счастья и привели к пониманию природы страдания и возможности освобождения от него.
Этот эпизод перекликается с фрагментом из «Бхагавадгиты», где Арджуна беседует со своим возницей Кришной о необходимости следовать долгу воина. Обе истории несут глубокий смысл: для постижения истины необходимо выйти за пределы привычной зоны комфорта. Колесница в обоих случаях может символизировать сознание как инструмент для достижения освобождения, а слова возницы — движущую силу, пробуждающую это сознание.
Путь к просветлению
Поиски истины и практика аскезы
Став странствующим аскетом, Гаутама обучался у двух известных наставников, овладев техниками глубокой медитации и достижения состояний умственной устойчивости. Он достиг высоких уровней концентрации, в которых временно избавлялся от страданий и мирских переживаний, но не обрёл искомого удовлетворения. Эти состояния были временными и не устраняли коренную причину страданий, связанную с подневольным круговоротом рождений и смертей (санскр. saṃsāra).
Затем вместе с пятью спутниками он посвятил себя суровой аскезе. Однако шестилетняя практика сурового аскетизма (а не просто пост, как часто ошибочно полагают) также не привела к цели. Истязание плоти лишь истощило его тело, но не приблизило к истине. Осознав это, Сиддхартха прекратил аскезу на берегу реки Найранджаны, приняв чашу рисовой каши от девушки по имени Суджата.
Этот поворотный момент знаменовал открытие Срединного пути — одного из ключевых понятий буддизма. Будда понял, что истина лежит не в потакании чувственным удовольствиям, как в его дворцовой жизни, и не в крайнем самоистязании, а в гармонии и умеренности между этими двумя крайностями. Этот принцип стал основой его дальнейшей практики и учения.
Достижение просветления в Бодхгае
Оставшись в одиночестве, Гаутама медитировал, преодолевая глубокие подсознательные страхи — одно из сильнейших проявлений цепляния за эго. В возрасте тридцати пяти лет под деревом бодхи в местечке, ныне известном как Бодхгая, он достиг полного просветления, отразив все искушения Мары — божества, олицетворяющего соблазны и препятствия на духовном пути.
В ранних источниках говорится, что Будда достиг просветления, обретя три вида знания: полное знание всех своих прошлых жизней, полное знание кармы и перерождений всех существ, а также полное знание Четырёх благородных истин. Более поздние тексты утверждают, что вместе с просветлением он обрёл всеведение.
Учитель и его последователи
Первая проповедь и основание общины
Достигнув освобождения, Будда сначала сомневался, стоит ли учить других, полагая, что его учение будет слишком сложным для понимания. Однако индуистские боги Брахма и Индра явились к нему и умоляли даровать миру знание, сказав, что найдутся те, кто сможет его постичь.
Вняв их просьбе, Будда отправился в Сарнатх, где в Оленьем парке прочёл свою первую проповедь пяти бывшим спутникам-аскетам. Эта проповедь, известная как «Первый поворот колеса Дхармы», была посвящена Четырём благородным истинам и Восьмеричному пути.
Вскоре Будда вернулся в царство Магадха. Царь Бимбисара стал его покровителем и учеником. Там же к общине присоединились Шарипутра и Маудгальяяна, которые стали его ближайшими последователями. Шарипутра славился своей мудростью, а Маудгальяяна — сверхъестественными способностями (сиддхи).
В тексте «Джатаки о посрамлении брахманских учителей» описывается, как Будда использовал сверхъестественные силы для убеждения оппонентов. Это не означает, что он предпочитал их логике. Скорее, это подчёркивает, что для людей, чей ум закрыт для разумных доводов, демонстрация более высокого уровня постижения на практике может оказаться самым действенным аргументом.
Уход из мира и завещание ученикам
Хотя Будда, достигнув освобождения, вышел за пределы обычной неуправляемой смерти, в возрасте восьмидесяти одного года он решил, что пришло время на собственном примере преподать ученикам последний урок о непостоянстве всего сущего и оставить тело. Перед этим он намекнул своему спутнику Ананде, что мог бы прожить дольше, если бы его попросили, но Ананда не понял намёка. Это показывает, что учитель и учение появляются тогда, когда есть те, кто искренне ищет знаний.
В Кушинагаре Будда смертельно заболел, съев пищу, предложенную ему кузнецом Чундой. Умирая, он обратился к монахам с последним наставлением: если у них останутся сомнения или нерешённые вопросы, их главными наставниками должны стать преподанное им учение (Дхарма) и собственная дисциплина (виная). Будда подчёркивал, что каждый должен постигать истину самостоятельно, не полагаясь на внешний авторитет. После этих слов он ушёл в паринирвану (окончательную нирвану).
Чунда был безутешен, считая, что отравил Учителя. Однако Ананда успокоил его, объяснив, что тот на самом деле обрёл великую заслугу, поднеся Будде его последнюю трапезу.
Тело Будды кремировали, а его прах поместили в ступы (реликварии, в которых хранятся мощи святых). Эти места стали главными центрами паломничества:
- Лумбини — место рождения Будды;
- Бодхгая — место, где он достиг просветления;
- Сарнатх — место первой проповеди;
- Кушинагар — место ухода в паринирвану.
Священные места паломничества в буддизме
Гора Гридхракута: место особой силы
Ещё одним важным местом паломничества считается гора Гридхракута (Гора Грифов) в Раджгире.
«Среди чистых земель Будд, расположенных на нашей земле и которые пробуждённому сознанию представляются как райские миры, прежде всего, следует назвать гору Гридхракута, или гору Грифов, близ Раджагрихи. Действие «Сутры Лотоса» происходит именно там… Многие из паломников, посетивших эту гору, удивлялись, как могло на столь ограниченном пространстве произойти описанное в «Сутре Лотоса» собрание, на котором присутствовали двенадцать тысяч архатов, восемьдесят тысяч Бодхисаттв и многие тысячи прочих последователей Будды. Но, в конечном счёте, каждый из них находил объяснение этому факту, ведь для пробуждённого существа пространство, так же как и время, является полностью покорной его воле субстанцией…»
Дмитрий Поповцев, «Бодхисаттва Авалокитешвара»
Клуб OUM.RU организует ежегодные паломничества по местам жизни Будды Шакьямуни, а также специализированные йога-туры, в которых большое внимание уделяется освоению практик пранаям и медитаций в местах, где занимались самосовершенствованием знаменитые йогины прошлого.
Слава Татхагатам!
На благо всех живых существ.
Список литературы
- Берзин А. Архив материалов [Электронный ресурс]. URL: https://berzinarchives.com/ru (дата обращения: 24.05.2024).
- Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара: история формирования и развития культа. Санкт-Петербург : Евразия, 2012. 496 с.
- Торчинов Е. А. Введение в буддизм. Санкт-Петербург : Амфора, 2005. 430 с.
