«Что за привычка терпеливо...» — эту историю о наглой обезьяне Учитель рассказал в Джетаване. Давным-давно в городе Саваттхи (Шравасти) в некоей семье жила ручная обезьяна. Она имела обыкновение забегать в слоновник, забираться на спину слона, испражняться там, а потом лазить по слону вверх и вниз. Слон, будучи добродетельным и терпеливым, ничего не предпринимал, чтобы остановить это безобразие. Но однажды на место добродетельного слона встал молодой, злой и свирепый. Обезьяна решила, что это тот же самый слон, и, по привычке, забралась ему на спину. Свирепый слон схватил хулиганку хоботом и, бросив на землю, разорвал на куски.
Об этом случае стало известно Братству. Монахи собрались все вместе и обсуждали происшествие:
— Брат, слышал ли ты, как наглая обезьяна, приняв молодого и свирепого слона за мудрого и терпеливого, взобралась ему на спину и поплатилась за это жизнью?
Тут вошёл Учитель и спросил:
— Братья, что вы здесь обсуждаете?
Получив ответ, Благословенный заметил:
— Уже не в первый раз эта наглая обезьяна ведёт себя так; она делала то же самое и раньше.>
Далее Почитаемый в мирах рассказал о былом.
— Однажды, когда Брахмадатта был царём Бенареса, Бодхисаттва воплотился буйволом в Гималаях. Он вырос большим и сильным, часто бродил по холмам и горам, возвышенностям и пещерам, дремучим лесам и многим другим местам.
Как-то раз на его пути возникло дерево со вкусными плодами. Буйвол встал под деревом и принялся за трапезу. Вдруг откуда ни возьмись с дерева спустилась наглая обезьяна и, разместившись на спине буйвола, испражнила на него свои экскременты; затем она ухватила буйвола за рог и стала забавляться, раскачиваясь на хвосте и постепенно спускаясь вниз. Бодхисаттва, преисполненный терпения, доброты и милосердия, не обратил на её проступок никакого внимания, а обезьяна, оставшись безнаказанной, поступала так снова и снова.
Дух того самого плодового дерева, наблюдая повторяющуюся снова и снова ситуацию, однажды не выдержал и, стоя на стволе, спросил Бодхисаттву:
— Господин Буйвол, почему ты терпишь отвратительное поведение этой наглой обезьяны? Одёрни её, прекрати эти некрасивые выходки!
И, чтобы развить тему, продекламировал первые две строфы:
Что за привычка терпеливо выносить чудачества других?
Что же ещё готов ты вытерпеть от них?
Поддень на рог эгоистичную нахалку, расплющь её ногой!
Хоть что-то сделай, иначе даже дети смеяться будут на тобой.
В ответ Бодхисаттва заявил:
— Дух дерева, если я не буду терпеть наглые выходки этой обезьяны, не вмешиваясь при этом в её перерождения, не прекращая её род, не нарушая её права, то как ещё смогу я добиться исполнения своего желания? Эта обезьяна, привыкшая не считаться со мной, теперь уверена, что может безнаказанно поступать так с каждым. И если она решит продемонстрировать своё неприемлемое поведение свирепым буйволам, они точно уничтожат её. В таком случае, если кто-то другой убьёт мою обидчицу, я получу избавление как от боли, так и от кровной вины.
Затем Бодхисаттва произнёс третью строфу:
Коль продолжит она задирать других без тени сомнения,
Поплатится жизнью; а я получу освобождение.
Через несколько дней Бодхисаттва отправился в путь, а на его место пришёл другой буйвол, свирепый и беспощадный. Нахальная обезьяна, думая, что это всё тот же терпеливый буйвол, взобралась ему на спину и повела себя, как прежде. Свирепый буйвол немедленно стряхнул обидчицу на землю, вонзил ей в сердце рог и растоптал незадачливую озорницу в лепёшку.
Когда Учитель закончил повествование, он провозгласил Истины и соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те времена свирепый буйвол был свирепым слоном, наглая обезьяна оставалась прежней, а добродетельным буйволом был я сам.