Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о пернатых

«Я в этом лесу…» — эту историю о покушении на убийство Учитель рассказал в Бамбуковой роще. Обстоятельства данной истории изложены ниже.

Давным-давно, когда Бенаресом правил царь Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился голубем и проживал посреди леса, в одной из горных пещер вместе со своими сородичами, большой стаей голубей. Недалеко от того места, в другой пещере, некий добродетельный человек, истинный аскет, построил себе хижину. Там он и жил, неподалёку от деревни. Бодхисаттва время от времени навещал его, внимая ценным речам аскета.

Прожив в своей хижине довольно продолжительное время, аскет ушёл, а в его хижине поселился мнимый аскет. Бодхисаттва в сопровождении стаи голубей посетил нового аскета и почтительно его поприветствовал. Весь день голуби провели у жилища нового аскета, перелетая с места на место в поисках пищи, а вечером вернулись домой. Мнимый аскет прожил в той хижине более пятидесяти лет.

Однажды жители деревни приготовили мясо голубя и преподнесли его мнимому аскету в качестве пожертвования. Лжеаскету угощение понравилось, и он спросил, из чего оно приготовлено.

Из голубя, — ответили сельчане.

Лжеаскет подумал: «К моей хижине прилетают стаи голубей, надо убить несколько птиц и съесть».

Для осуществления своего плана он запасся рисом, топлёным маслом, молоком, тмином, перцем и, припрятав за полой своего одеяния посох, сел у дверей хижины в ожидании прилёта голубей.

Когда голуби прилетели, Бодхисаттва сразу почуял, какое нечестивое дело задумал этот мнимый аскет:

Вон тот безнравственный человек, что сидит у хижины, только притворяется аскетом! Возможно, он питается подобными нам. Я выведу его на чистую воду!

Бодхисаттва приземлился у хижины с подветренной стороны и сконцентрировался на аскете.

Да, так и есть, чутьё меня не подвело, — сказал он, — этот человек хочет убить нас и съесть; мы не должны приближаться к нему.

После этих слов вся стая улетела прочь. Однако Бодхисаттва задержался, расположившись поодаль. Мнимый аскет заметил это и подумал:

«Я наговорю ему сладких слов, подружусь с ним, а потом убью и съем!»

И он произнёс две первые гатхи:

Я в этом лесу пятьдесят один год,
Меня не боится пернатый народ;
Без всяких сомнений ко мне залетают,
Без страха, в безопасности здесь пребывают.
Те голуби в чём-то меня обвиняют?
Прочь спешат, подальше улетают.
Забыли, как раньше меня уважали?
Да те ли они птицы, что прежде сюда прилетали?

Затем настал черёд Бодхисаттвы произнести третью гатху:

Ты нас не обманешь, мы знаем, кто ты;
Да, мы все те же, всё тот же и ты;
Ты — мнимый аскет, скажу без прикрас;
Задумал ты зло в отношении нас.

«Они вывели меня на чистую воду!» — подумал лжеаскет.

Он бросил в птицу свой посох, но промахнулся.

Улетай! — сказал он. — Я не попал в тебя!

Ты не попал в нас, — ответил Бодхисаттва, — но ты непременно попадёшь в четыре ада! Если ты не покинешь это место, я позову жителей деревни и мне не составит труда их убедить, что ты вор, со всеми вытекающими последствиями. Убирайся прочь!

Так Бодхисаттва пригрозил лжеаскету и улетел восвояси. После таких слов мнимый аскет больше не осмелился там жить.

Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:

В те времена Девадатта был мнимым аскетом, Шарипуттра был первым, истинным аскетом, а голубем был я сам.

Это интересно
Джатака о том, как зверь Кюнда пожертвовал своё тело

Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Раджагрихе, на Коршуньей скале. В то время тело Победоносного охватила простуда. Врач смешал с маслом тридцать два лечебных снадобья и дважды в день давал Победоносному по тридцать два санга этого лекарства.