«Созрели фиги, хороши баньяны...» — эту историю о некоем монахе, который нашёл себе место для уединения и аскезы в одной из пограничных деревень, Учитель рассказал в роще Джеты.
Хижина монаха стояла на плоской скале, в хорошо обихоженном месте, с удобным подступом к воде, которая имелась в достаточном количестве. Кроме того, наличие неподалёку деревни с приветливыми жителями позволяло не тратить много времени на обход, а пожертвования всегда были щедрыми. И вот однажды в эту местность прибыл ещё один аскет. Хозяин хижины на скале оказал новоприбывшему странствующему монаху гостеприимный приём, а на следующий день взял его с собой на обход. Жители деревни накормили почётных гостей и пригласили прийти к ним снова на следующий день.
Так прошло несколько дней. Странствующий монах задумал хитростью вытеснить монаха-владельца хижины из его жилища и завладеть им. Во время очередного визита хитрец спросил:
— Брат, ты когда-нибудь видел Будду?
— Нет, уважаемый; дело в том, что в моё отсутствие некому будет присматривать за моей хижиной, в противном случае, я бы уже давно его посетил.
— Я могу присмотреть за твоим жилищем, пока ты будешь навещать Учителя.
Хозяин хижины согласился и отправился в путь, попросив жителей деревни позаботиться о госте до его возвращения. Новоприбывший монах тем временем стал клеветать на своего гостеприимного хозяина, рассказывая жителям деревни о его недостатках. Когда хозяин хижины вернулся домой, его гость попросту не пустил его на порог собственного дома. Монаху пришлось искать другое место для ночлега. На следующий день он отправился в деревню на обход, но жители, обманутые инсинуациями новоприбывшего хитреца, отказывались совершать пожертвования. Опечаленный и обескураженный, он отправился в Джетавану, где рассказал обо всем братству.
Братья-монахи не преминули обсудить такую новость в Зале для чтения Дхармы:
— Брат, монах такой-то выгнал монаха такого-то из его же хижины и присвоил чужое жилище!
Вошёл Учитель и захотел узнать предмет обсуждения. Когда ему рассказали, он заметил:
— Братья, уже не в первый раз этот человек выгоняет другого из его пристанища.
Далее Благословенный поведал о былом.
— Давным-давно, когда Бенаресом правил Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился Духом дерева в лесу. В то время в сезон дождей ливень длился семь дней подряд. В одной пещере, укрывшись от дождя, жил молодой самец рыжей обезьяны. Ему было сухо и комфортно в своём жилище, он был вполне счастлив, сидя у входа в свою пещеру.
К несчастью, его заметил более взрослый и опытный самец чёрной обезьяны. Мокрый насквозь и весь дрожащий от холода, он обдумывал следующее: «Как бы мне выманить этого Рыжего и занять его пещеру?»
И вот, надув живот и сделав вид, что плотно поел, Чёрный останавливается напротив своей потенциальной жертвы и рассказывает первую гатху:
Созрели фиги, хороши баньяны,
Готовы для обеда обезьяны;
Пойдём со мной, мне одному не съесть!
Зачем тебе голодным тут сидеть?
Манипуляция срабатывает. Рыжий, будучи молодым и менее опытным, с разыгравшимся аппетитом при мыслях о спелых фруктах, немедленно отправляется на поиски вожделенных плодов, но ничего не находит. Вернувшись домой, он обнаруживает с своей пещере Чёрного и решает перехитрить соперника. Действуя его же оружием и пытаясь казаться мудрым, Рыжий декламирует вторую гатху:
Счастлив тот, кто старших почитает,
Покой хранит и радость дарит;
Я тоже счастлив, я клянусь,
Отведал фруктов я божественных на вкус!
Несмотря на попытку казаться мудрым (ведь почитание старших — благо), Рыжий становится жертвой своей собственной хитрости, так как Чёрный, будучи опытным обманщиком, сразу распознаёт ложь и произносит третью гатху:
Как говорят: один рыбак другого видит издалече,
Когда хитрец встречает хитреца, исход известен этой встречи;
Тот, что помладше может сплоховать, такие они дети,
А опытный, и тут ни дать ни взять, тот никогда не попадётся в сети.
Рыжий понимает, что такого хитреца ему не перехитрить и уходит.
Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни хозяин хижины был самцом рыжей обезьяны, его незваным гостем — самец чёрной обезьяны, а Духом Дерева, наблюдавшим за ними, был я сам.
«О птица, ты летаешь в небе...» — эту историю о человеке, который тосковал по своей покойной жене, Учитель рассказал в роще Джеты. Обстоятельства, ставшие причиной событий, описанных в данной джатаке, объясняются в джатаке №147 «Об огненном цветке», а история из прошлого — в джатаке №423 «О чувствах». Итак, мужчина, который по просьбе горячо любимой жены совершил кражу, был в качестве...