Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о Сусиме

«Пять десятков чёрных слонов…» — эту историю Учитель рассказал в Джетаване о произвольной раздаче милостыни.

Мы слышали, что в Шравасти одна семья иногда давала милостыню Будде и его друзьям, иногда – еретикам. Временами дающие объединялись в компании, а жители одной улицы объединялись в клубы, или все жители собирали добровольные подношения и раздавали их.

По такому случаю все жители собрали всё необходимое, но мнения разделились: одни требовали отдать это еретикам, другие выступали за тех, кто следовал Будде. Каждая сторона осталась при своём мнении: ученики еретиков голосовали за еретиков, а ученики Будды — за компанию Будды. Тогда было предложено разделиться по этому вопросу, и, соответственно, они разделились. Те, кто был за Будду, оказались в большинстве.

Таким образом, их план был выполнен и ученики еретиков не смогли помешать подношению даров Будде и его последователям.

Горожане пригласили компанию Будды. Семь дней они ставили перед ними богатые подношения, а на седьмой отдали все собранные вещи. Учитель отблагодарил их, после чего наставлял множество людей в Дхарме. Затем он вернулся в Джетавану; когда его последователи выполнили свои обязанности, он произнёс речь Будды, стоя перед своей благоухающей кельей, в которую затем удалился.

Вечером в Зале Дхармы монахи вместе обсуждали этот вопрос:

Друг, как ученики еретиков пытались помешать тому, чтобы миряне могли покормить общину монахов! Но им это не удалось; подношения были преподнесены. Ах, как велика сила Будды!

О чём это вы сейчас все вместе говорите? — спросил Учитель, войдя в дом.

Они рассказали ему.

Братья, — сказал он, — ученики еретиков уже не в первый раз пытаются помешать подношению, которое должно было быть сделано мне. Они и раньше поступали неразумно, но всегда эти предметы в конце концов ложились к моим ногам.

Сказав так, он поведал им давнюю историю.

Давным-давно в Бенаресе жил царь Сусима, а Бодхисаттва был сыном его священника. Когда ему было шестнадцать лет, его отец умер. Отец, пока был жив, был церемониймейстером на царских фестивалях слонов. Он один имел право на все атрибуты и назначения слонов, которые прибывали на место праздника. Таким образом он зарабатывал до десяти миллионов на каждом празднике.

В то время, о котором идёт речь в нашем рассказе, наступил сезон для праздника слонов. И все брамины стекались к царю со следующими словами:

О великий царь! Наступило время праздника слонов, и нужно устроить фестиваль. Но этот сын твоего советника очень молод, он не знает ни трёх Вед, ни преданий о слонах. Может быть, нам следует провести церемонию?

На что Царь согласился, и обрадованные брамины ушли.

Ага, — сказали они, — мы запретили этому мальчику проводить праздник. Мы сделаем это сами, а прибыль оставим себе!

Но мать Бодхисаттвы услышала, что через четыре дня состоится праздник слонов.

Вот уже семь поколений, — подумала она, — от отца к сыну мы заведуем фестивалем слонов. Старый обычай уйдёт от нас, и всё наше богатство растает!

И она горько зарыдала.

Почему ты плачешь? — спросил её сын.

Она рассказала ему. Он ответил:

Ну что, матушка, я проведу праздник?

Что ты, сынок? Ты не знаешь ни трёх Вед, ни слоновьих легенд; как же ты сможешь это сделать?

Когда они собираются проводить фестиваль, матушка?

Через четыре дня, сын мой.

Где я могу найти учителя, который знает наизусть три Веды и все предания о слонах?

Как раз такой знаменитый учитель, сын мой, живёт в Такшашиле, в царстве Гандхара, в двух тысячах йоджан от нас.

Матушка, — говорит он, — наше наследственное право мы не потеряем. Один день я проведу в Такшашиле; одной ночи будет достаточно, чтобы научить меня трём Ведам и слоновьим преданиям; назавтра я отправлюсь домой, а на четвёртый день буду руководить праздником слонов. Больше не плачь! — этими словами он утешил свою мать.

Рано утром следующего дня он прервал пост и в одиночестве отправился в Такшашилу, до которой добрался за один день. Разыскав учителя, он поприветствовал его и сел с одной стороны.

Откуда ты пришёл? — спросил учитель.

Из Бенареса, учитель.

С какой целью?

Чтобы научиться у тебя трём Ведам и преданиям о слонах.

Конечно, сын мой, ты научишься этому.

Но, господин, — сказал наш Бодхисаттва, — моё дело не терпит отлагательств.

Тогда он рассказал обо всём, добавив:

За один день я преодолел путь в две тысячи йоджан. Уделите мне время только на эту ночь, через три дня будет праздник слонов. Я выучу всё за один урок.

Учитель согласился. Тогда юноша омыл ноги своему мастеру и положил перед ним плату в тысячу монет; он сел на одну сторону и выучил свой урок наизусть; с наступлением дня он закончил три Веды и «Предание о слонах».

Есть ли ещё что-нибудь, господин? — спросил он.

Нет, сын мой, это всё.

Господин, — продолжил он, — в этой книге такой-то стих появляется слишком поздно, а такой-то стих выбивается из текста при чтении. Вот как надо учить своих учеников в будущем, — и затем он рассказал учителю о сложных для понимания местах в его повествовании.

После ранней трапезы он отправился в путь, и уже через день он снова был в Бенаресе и приветствовал свою мать.

Ты усвоил урок, мой мальчик? — спросила она. Он ответил: «Да», и она была рада это слышать.

На следующий день всё было подготовлено для праздника слонов. Сто слонов были поставлены в ряд, с золотыми поводьями, золотыми флагами, всё было покрыто сетью из чистого золота; весь двор резиденции был украшен. Брамины стояли во всех своих парадных нарядах и думали: «Сейчас мы совершим церемонию, сейчас мы её совершим!» Вскоре появился царь во всём своём великолепии, а с ним украшения и другие предметы для церемонии.

Бодхисаттва, одетый, как принц, во главе своей свиты подошёл к царю со словами:

Неужели, о великий царь, ты собираешься лишить меня моего права? Ты собираешься передать управление этой церемонией другим браминам? Ты сказал, что собираешься отдать им различные украшения и сосуды, которые используются?

И он повторил первую строфу следующим образом:

Пять десятков чёрных слонов с бивнями белыми,
Твои, в золотое убранство одеты.
«Тебе и тебе я их доверяю», — скажешь ты,
Помня о моём древнем праве предков?

Царь Сусима, изменив своё первоначальное мнение, повторил вторую строфу:

Пять десятков черных слонов с бивнями белыми,
Мои. В золотом капище, в золотой одежде.
«Тебе и тебе я их доверяю», — так я говорю,
Мой отрок, помня право предков.

Тогда Бодхисаттву осенила мысль, и он сказал:

Господин, если ты помнишь моё древнее право и свой древний обычай, почему ты пренебрегаешь мной и делаешь других хозяевами своего праздника?

Мне сказали, что ты не знаешь ни трёх Вед, ни «Слоновьих преданий», и поэтому я поручил управление праздником другим.

Очень хорошо, господин. Если среди всех этих браминов найдется хоть один, кто сможет прочесть наизусть в сравнении со мной хоть часть Вед или «Слоновьих преданий», пусть он выступит вперёд! Во всей Индии нет ни одного человека, кроме меня, который знал бы три Веды и предания о слонах, чтобы устроить праздник слонов! — гордый, как львиный рык, прозвучал ответ. Ни один брамин не мог встать и поспорить с ним.

Так Бодхисаттва, соблюдая право предков, провёл церемонию и, нагруженный богатствами, вернулся в свой дом.

Когда Учитель закончил эту беседу, он провозгласил Истины и истолковал рождение; кто-то вступил на Первый Путь (Дхармы), кто-то на Второй, кто-то на Третий, а кто-то на Четвёртый:

Махамайя была в то время моей матерью, царь Суддходана — моим отцом, Ананда —царём Сусимой, Шарипутта — знаменитым Учителем, а я сам был молодым брамином.

Это интересно
Джатака об убийстве животных

«Освободиться если хочешь ты…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу обещанных подношений божествам. В те времена, когда люди отправлялись в торговые путешествия, они убивали животных, приносили их в жертву божествам и уходили с обещанием, что принесут им ещё [животных] в жертву сразу после того, как достигнут своей цели.