Измени себя — изменится Мир вокруг

Малая джатака о соблазне

Не по морю…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, о бхикшу (монахе), также отступившем от веры. Учитель привёл его в зал для слушания Дхармы, где спросил, действительно ли он отступил от веры? Он ответил, что это так.

— Женщины, — сказал Учитель, — в былые времена сбивали с пути даже самые преданные своему пути души.

И после этого он поведал о былом.

— Однажды, когда в Варанаси правил царь Брахмадатта, он был бездетным, и как-то он сказал своей супруге:
— Давай будем молить о сыне.

Они начали возносить молитвы. Спустя много времени Бодхисаттва переродился из мира Брахмы как их сын. Когда он родился, его искупали и отдали кормилице. Как только кормилица начинала его кормить молоком, он плакал. Его отдали другой кормилице, но он не умолкал.

Тогда его передали в руки мужчине, и как только он оказался в его руках, он затих. После этого о нём стали заботится мужчины. Во время кормления за ширмой стояла кормилица, но держали его на руках мужчины. Даже когда он подрос, ему не могли показать женщину. Царь велел отвести сыну отдельное место, где он мог бы находиться, и также отдельную комнату для медитации.

Когда ему исполнилось шестнадцать лет, царь подумал:

«Другого сына у меня нет, а мой единственный сын неподвластен наслаждениям. Он даже не желает нашего государства. Что толку от такого сына?»

В те времена жила одна молодая танцовщица, искусная в танце, музыке и песнопениях, способная овладеть любым мужчиной. Она пришла к царю и спросила, о чём он думает. Царь всё ей рассказал.

— Позвольте, Государь, — сказала она, — соблазнить его, я заставлю полюбить меня.
— Что ж, если ты сможешь очаровать моего сына, который никогда не сталкивался с женщинами, ты станешь его женой!
— Предоставьте это мне, Государь,
— сказала она, — и не тревожьтесь.

Она пришла к страже и сказала:

— На рассвете я приду в покои царевича и буду петь возле комнаты для медитации. Если он разозлится, вы должны будете сказать мне об этом, и я уйду, но, если он будет слушать, восхваляйте меня.

Они приняли её указания.

Так утром она заняла своё место и принялась напевать своим медовым голосом, её пение было таким же сладким, как музыка, а музыка такой же сладкой, как пение. Царевич лежал и слушал. На следующий день он велел ей петь ближе к покоям. И на следующий день петь уже в его покоях, а на следующий петь уже в его присутствии. Так мало-помалу в нём просыпалось желание; и он сошёл с пути и познал радость любви.

— Я не позволю другому мужчине заполучить эту женщину, — решил он, взяв меч, и в бешенстве побежал по улице, преследуя людей.

На всё это царь приказал схватить его и изгнал из города вместе с девушкой.

И они отправились в джунгли вдоль по течению Ганги. В месте, окружённом рекой и морем, построили они хижину и стали в ней жить. Девушка не покидала дом и готовила коренья и луковицы. Бодхисаттва добывал дикие плоды в лесу.

Однажды, когда он занимался добычей пропитания, отшельник с острова в море пролетал неподалёку в поисках пищи. Когда отшельник увидел дым, ведущий к хижине, он проследовал за ним.

— Присядь здесь, пока готовится пища, — сказала женщина.

Затем её женские чары пленили душу отшельника, и он потерял способность к глубокому сосредоточению, сойдя с Пути Дхармы. И он, как ворон со сломанным крылом, не в силах покинуть её, просидел там весь день, пока не увидел приближающегося Бодхисаттву и быстро не сбежал в сторону моря.

«Это, должно быть, враг», — подумал Бодхисаттва и пустился в погоню.

Но отшельник, делая вид, что вот-вот поднимается в воздух, пал в море.

Бодхисаттва подумал: «Этот человек, несомненно, аскет, который пришёл по воздуху, и, потеряв способность к глубокому сосредоточению, он упал в море. Я должен помочь ему».

И, оставаясь на берегу, он произнёс такую гатху:

Не по морю, а благодаря мистическим силам, ты отправился в ранний час;
Присутствием женщины грозит истощение силы и вкус солёного дна.
Полны соблазна, обманчивы их речи, они введут в искушение самое чистое сердце.
Все ниже и ниже они опускают тебя: в стороне держись и лучше не знай их.
Но если они служат ради денег или желания, то быстро поглотят всё, что смогут, словно пламя.
Когда аскет услышал слова Бодхисаттвы, он встал посреди моря и, обретя силы, удалился в свою обитель.

Бодхисаттва подумал:

«Этот аскет с такой ношей летит по воздуху, словно пучок хлопка. Почему бы и мне, подобно ему, не обрести силы и не летать по воздуху».

Бодхисаттва вернулся за женщиной и отвёл её в город, веля ей уйти. Затем отправился в джунгли, построил себе хижину в благоприятном месте и отрекся от мира. Он подготавливал себя к глубокому сосредоточению и обрёл пять духовных способностей и восемь знаний. Впоследствии он отправился в мир Брахмы.

Закончив это наставление в Дхарме, Учитель так связал нынешние рождения с прошлыми:

— Тогда я был тем царевичем, что не обольщался ни одной женщиной.

По окончанию проповеди отступивший брат стал сротапанной (вошедшим в поток).

Это интересно
Джатака о женской неверности

"Ты всё добро моё забрал" – это сказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу одного монаха, которого соблазняла его бывшая мирская жена. "Почтенный, я тоскую по своей бывшей жене", – сказал Учителю этот монах. "Эта женщина, о монах, не только ныне вредит тебе. И в прошлом случилось так, что тебе из-за неё отрубили голову", – сказал Учитель и по просьбе монахов рассказал о былом: