Измени себя — изменится Мир вокруг

Мантры Сите, или Ода терпению 🎼

Сита — знаменитая героиня древней легенды «Рамаяна», аватар1 Богини Лакшми, энергия созидания и гармонии, воплощённая на Земле. Как правило, о Сите знают как о похищенной супруге царевича Рамы2, которую отважный герой спасает из плена коварного демона Раваны. Красиво, но это — лишь часть священного эпоса. Приблизиться к пониманию образа Ситы можно, только узнав полную историю её земного воплощения, и история эта намного драматичнее, чем первая, наиболее часто пересказываемая часть «Рамаяны». В этой статье через описание мантр Сите мы постараемся разобраться, кто же она — одна из самых почитаемых женщин Индии.

Имена Ситы:

  • jānakī – ‘дочь царя Джанаки’
  • tārā – ‘переправляющая’, ‘переносящая’ (на другой берег, через океан Сансары)
  • bhūmijā – ‘рождённая Землёй’
  • pārthivī – ‘исходящая из Земли’
  • vaidehī – ‘царевна ведийского царства Видеха’ (основанного её отцом Джанакой)
  • sītā – ‘борозда’
  • maithilī – ‘принадлежащая городу Митхиле’, столице Видехи, иначе говоря, царевна Митхилы
  • bhavyā – ‘красавица’
  • hariṇī – ‘золотистая’, также одно из имён Богини Лакшми, указывающее на её свечение как признак Высшего существа
  • tāriṇī – ‘дающая возможность перейти’, ‘спасающая’ (вновь речь о Сансаре)
  • sarveśvarī – (sarva-īśvarī) ‘Владычица всего’, ‘Владычица мира’, ‘Повелительница всего’

Сита Гаятри мантра:

Транслитерация:
om janakanandīnye vidmahe
bhumījāyai dhīmahi
tannaḥ sītā prachodayāt

Перевод:
Да познаем мы любимую дочь (царя) Джанаки.
Медитируем на Рождённую Землей.
Пусть Сита направит нас (по истинному Пути).

Лакшми Деви. Автор: Nikhil Mishra

Многие имена Ситы указывают на то, что она является дочерью богини Земли — Притхиви. Именно Мать-Земля даровала царю Джанаке девочку во время совершения ритуального вспахивания поля. Управитель царства Видеха нашёл дочь прямо в борозде, оставленной его плугом, отчего Сита и получила своё имя, означающее ‘борозда’.

Много лет я царствовал в Митхиле, а боги всё не давали мне потомства. И решил я тогда умилостивить богов великой жертвой. Всеведущие брахманы, мои советники, выбрали место — поле — для возведения алтаря и велели мне вспахать это поле плугом. И вот когда я, царь Митхилы, шёл за плугом, из борозды мне навстречу поднялась вдруг прекрасная дева. То была Сита, моя возлюбленная дочь, дарованная мне Матерью-Землёй.

«Сказание о Раме», литературное изложение Э. Н. Тёмкина и В. Г. Эрмана

Земной путь Ситы был полон испытаний. Ни чудесное рождение, ни многочисленные достоинства, ни божественная энергия Лакшми Деви — ничто не позволило избежать тяжёлой кармы. Став супругой царевича Рамы и обретя своё счастье, Рождённая Землёй последовала за мужем в изгнание, будучи царевной, жила как отшельница, а затем была обманом похищена демоном Раваной. Могущественный правитель ракшасов3 обещал ей золотые горы, если она согласится стать его женой, но Сита продолжала хранить верность Раме.

Как солнце блистает над Меру-горой каждодневно,
Так, следуя солнца примеру, Видехи царевна,
Навечно душой со своим повелителем слита.
Послушная дхарме, супругу сопутствует Сита.

«Рамаяна», стихотворный перевод С. Липкина

Сита и Хануман, посланник Рамы, в саду Раваны. Автор: Sachin Nagar

Даже когда царевич Рама одержал победу над Раваной, испытания Ситы не закончились. Женщину, прожившую почти год у другого мужчины, общество считало порочной. Чтобы доказать свою чистоту и невинность, Сита совершила обряд, который вряд ли могут в полной мере осознать наши современники, — она вошла в огонь.

Сита приблизилась к костру и сказала, сложив ладони, обращаясь к огню: «О Агни4, да будешь ты свидетелем перед народом тому, что сердце моё никогда не отвращалось от Рамы!» И когда она скрылась в огне, заколебался костёр, и из пламени встал человек исполинского роста в красном платье с золотыми украшениями, с чёрными вьющимися волосами, и на руках его лежала Сита, целая и невредимая. Бог Агни — все узнали его — приблизился к Раме и сказал: «О Рама, вот твоя Сита. Она чиста перед тобою, грех не коснулся её — я, бог огня, свидетельствую о том перед народом».

«Сказание о Раме», литературное изложение Э. Н. Тёмкина и В. Г. Эрмана

Сита и Агни

Невиновность царевны стала очевидна для всех свидетелей. Рама вернулся с Ситой в царство Айодхья, где взошел на трон и справедливо правил царством десять тысяч лет, ведь человеческая жизнь в Трета-югу5 может длиться столь невообразимо долго.

Но даже спустя десять тысяч лет подданные Рамы помнили о похищении Ситы и продолжали сомневаться в её добродетели. Они считали: коль кровожадный царь Ланки касался царевны, значит, она не достойна быть женой их правителя. Узнав, что народ его осуждает, Рама впал в отчаяние, но не смог отдать на поругание свою славу. Не решившись честно объясниться с супругой, он поручил брату Лакшмане отвезти Ситу в обитель отшельника Вальмики, которого та собиралась навестить, и оставить там. Исполнив волю брата, Лакшмана с тяжёлым сердцем признался Сите, что Рама отрёкся от неё. И только одна причина жить осталась у дочери Джанаки — она ждала наследника и не могла допустить, чтобы род её супруга прервался. Царевна, повинуясь воле мужа, осталась в обители Вальмики, где её окружили добром и заботой. Там же родились двое её сыновей — Лава и Куша.

Была эта дева, как мысль об ушедшем богатстве,
Как путь к совершенству сквозь тысячи бед и препятствий,
Как дымное пламя и в прах превращённое злато,
Как робкой надежды крушенье и веры утрата.

«Рамаяна», стихотворный перевод С. Липкина

Почему же столь драматичные события произошли с аватарами Вишну и Лакшми, созидателями мироздания? Ответ кроется в древнем тексте Падма Пурана. Этот Ведический источник содержит описание истории Джаландхары6 и его супруги Вринды. Став повелителем дайтьев, демонических существ, Джаландхара возгордился и пожелал сокрушить богов, и никто не мог помешать ему: Вринда силой своей верности создала для мужа незримую защиту.

Невозможно его убить, ибо защищает его целомудрие его жены.

Падма-Пурана, Уттара-Кханда

За помощью боги обратились к Вишну, и он был вынужден обманом прийти к Вринде в иллюзорном теле – в образе её супруга, чтобы она потеряла своё благочестие и тем самым разрушилась защита Джаландхары. Узнав об обмане, Вринда прокляла Вишну, сказав, что и он однажды лишится своей жены — она будет похищена посредством майи, иллюзии. Как мы знаем из «Рамаяны», так и произошло: Равана, представ в иллюзорном теле отшельника, обманул Ситу и забрал её в своё царство на остров Ланку. Так древний эпос повествует, что даже Боги не могут уйти от кармы: воплощённая в мире людей Лакшми, которую именуют sarveśvarī — ‘Владычица всего’, была вынуждена явить пример терпения и стойкости под ветром перемен.

Вишну и Лакшми. Автор: Nikhil Mishra

Когда сыновья Ситы выросли, она посчитала свою дхарму исполненной. Несмотря на то, что Рама попытался вернуть её во дворец, а Вальмики перед жителями царства объявил, что Сита непорочна и следует по стезе добродетели, дочь Земли решила воззвать к своей матери как к свидетелю её верности и честности перед супругом и людьми.

И Земля разверзлась на глазах у всех, и поднялся из неё драгоценный трон, сверкающий, как солнце, несомый на головах чудовищных змей — нагов; на троне том сидела Притхиви, богиня земли. Она заключила Ситу в свои объятия, посадила её рядом с собою на трон и исчезла с нею в подземных глубинах. С неба просыпался дождь благоухающих цветов, и земля сомкнулась над головами Ситы и её матери.

«Сказание о Раме», литературное изложение Э. Н. Тёмкина и В. Г. Эрмана

И только тогда народ поверил в непорочность Ситы, возликовал и стал прославлять ушедшую в иномирье царевну Митхилы. Рама же был безутешен, и тогда Брахма7, тронутый его горем, предстал перед правителем Айодхьи и сказал, что тот вновь обретёт свою супругу на небесах.

Жизнь Ситы была настолько драматична и полна испытаний, что мантра ей могла быть очень печальной по настроению, минорной, отражающей события трудного жизненного пути. Но мы представляем вам музыкальную композицию с позитивным настроем, напоминая, что за каждым испытанием стоит скрытое благо и что любая карма конечна.

Встречая на своем пути коварство, ложь и предательство, Сита как дочь Земли проявляла главное её качество — терпение. Это то, чему стоит учиться в любые времена, — от Сатья до Кали-юги. Возможно, именно поэтому её называют tārā — ‘переносящая’, так как терпение — высшее подвижничество, необходимое для преодоления оков Сансары.