Измени себя — изменится Мир вокруг

Ом Намах Шивая Гураве – панчакшара мантра с продолжением

Слушать аудио 0:00 / 07:55
Текст читает: Наталия Подолян

Согласно Ведам, Шива – божество, разрушающее Вселенную в конце временной эпохи. Спустя время, в положенный срок она будет создана вновь – созидающей волей Брахмы. Цикличность возникновения и прекращения жизни целой Вселенной, как и жизни одного проявленного существа, – это необходимая грань обучения душ в нашем мире. Всё, что имеет свой конец, обретает особую ценность. И Шива несёт на себе груз ответственности – завершить виток эволюции, чтобы однажды он начался вновь.

Махадеву посвящено множество ведических гимнов, поэтичных славлений на санскрите, красивых мантр. И некоторые из них заставляют задуматься: «А точно ли Шива – разрушитель?» Такова мантра «Om Namah Shivaya Gurave», очень похожая на знаменитую панчакшара мантру «Om Namah Shivaya» («Ом Нама Шивая»), но имеющая продолжение.

Транслитерация:
oṃ namaḥ śivāya gurave
saccidānandamūrtaye
niṣprapañcāya śantāya
nirālambāya tejase

Перевод мантры Шиве:
Ом! Поклон Благому, Учителю,
Воплощению Бытия-Сознания-Блаженства,
Чистому, Мирному,
Самодостаточному (независимому), Сияющему!

Благой (śiva) – так переводится само имя Божества. Получается, что мантра Шиве с первых слов задаёт вектор для понимания энергии, стоящей за текстом. Эта энергия несёт благо, служит развитию, в ней есть необходимость.

Обращаясь к Шиве как к Учителю (guru), мы становимся в позицию ученика, прорабатываем гордость, взращиваем смирение и принятие уроков жизни, даже тех, которые, на первый взгляд, могут казаться «разрушительными», но на самом деле несут в себе сокрытое благо.

Слово «saccidānanda» состоит из трёх: «sat» – ‘бытие’, «cit» – ‘сознание’, «ānanda» – ‘блаженство’. Объединить все три слова в одно и осознать его смысл непросто. Мы можем предположить, что «saccidānandamūrtaye» – это воплощение вечного Бытия, божественного Сознания и одновременно – Блаженства. Важно отметить, что под «Блаженством» не стоит понимать расслабленное состояние отдыха и наслаждения от «ничегонеделания».

Значение слова «ānanda» лучше рассмотреть в контексте йоги – это равновесие, спокойствие и гармония, которые можно испытать в глубокой медитации. В этом состоянии мы не получаем сигналов от органов чувств, всё внимание направлено внутрь, на изучение сути, присутствующей в нас, но сокрытой под оболочкой материального тела.

Статуя Шивы в Ришикеше, Индия

Качества чистоты и мирности (niṣprapañcāya śantāya) говорят нам о том, что энергия Шивы сама по себе спокойна и не несёт воинственности. Согласно писаниям, Махадев порождал разрушение именно тогда, когда это было необходимо для благополучия других. Так поступают мудрые родители и наставники, когда юное создание не понимает по-хорошему, то есть не воспринимает мягкие советы и деградирует. О том, что Шива обладает мирностью, говорит и тот факт, что он передал миру знание о йоге.

Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке Хатха-йоги – лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа-йоги.

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика», 1.1

Слово «nirālamba» означает ‘без поддержки’, т.е. ‘самодостаточный’ и ‘независимый’. Древние эпосы донесли до нас описания, что Боги не раз обращались к Шиве в периоды серьёзных испытаний, когда без его помощи было не обойтись. Порой только он мог разрешить проблему, нависшую над мирозданием. И при этом Махадев мог оставаться отрешённым и независимым.

Эпитет «Сияющий» несёт в себе важный контекст – способность дарить свет (tejas). Этим качеством может обладать только созидающая Душа, обладающая альтруизмом, в буддизме называемая Бодхисаттвой. Сияющие звёзды вместе со светом дарят тепло и саму жизнь. Они являются примерами самоотдачи и служения. В заключении мантры Махадеву Шиве говорится именно об этом – о светоносной силе Божества.

Образы пантеона санатана-дхармы многогранны. Важно понимать, что Боги – могущественные энергии, способные принимать различные формы. И этим энергиям свойственны определённые качества, как те, что были перечислены в этой статье. Можно слушать мантру Шиве, можно практиковать её самостоятельно – концентрация на звуках санскрита и размышления об их значении со временем помогут нам стать на один шаг ближе к Сияющему.

Вовне мы видим лишь то, что есть у нас внутри. И если нам никогда не встречаются Боги, то лишь потому, что мы не приютили их в своём сердце.

Ральф Эмерсон

Екатерина Чумачек