Измени себя — изменится Мир вокруг

Стослоговая Мантра Ваджрасаттвы. О математике и Алмазной Душе

Слушать аудиоверсию 0:00 / 06:30
Текст читает: Наталия Подолян

Вопросы произнесения мантр очень неоднозначны и интересны, особенно когда дело касается буддийских мантр. Интернет изобилует большим количеством вариаций произношения этих сакральных строк, в которых санскрит переплетается с тибетским. Задаваясь вопросом: «А как правильно?», мы можем получить самые разные и противоречащие друг другу ответы. Прослушивая различные версии исполнения знаменитой 100-слоговой мантры Ваджрасаттвы, я обнаружила, что в некоторых из них больше ста слогов.

Транслитерация по слогам:

oṃ va jra sa ttva sa ma yam a nu
pā la ya va jra sa ttva tve no pa
ti ṣṭha dṛ ḍho me bha va su to ṣyo
me bha va su po ṣyo me bha va a
nu ra kto me bha va sa rva si ddhiṃ
me pra ya ccha sa rva ka rma su ca
me ci ttaṃ śre yaḥ ku ru hūṃ ha ha
ha ha hoḥ bha ga van sa rva ta thā
ga ta va jra mā me mu ñca va jrī
bha va ma hā sa ma ya sa ttva aḥ

У буддийских монахов другой подход. Они считают, что практика мантр – это не математика. Как рассказали знающие друзья, последователей Учения Будды (и монахов, и Лам) объединяет общий принцип – доверие Учителям: «Получили мантру – заучите её и читайте, а не считайте». Позитивный подход, согласитесь? В нём нет места сомнениям, есть вера и практика. Предлагаю последовать примеру буддийских монахов и сосредоточиться на образе Ваджрасаттвы, углубиться в понимании того, чьим именем названа 100-слоговая мантра.

Статуя Будды Ваджрасаттвы

Ваджрасаттва является одним из Будд, его имя переводят как ‘Алмазная Душа’, ‘Несокрушимое Существо’. Ваджра, то есть ‘алмаз’, олицетворяет природу Будды, ведь пробуждённое сознание – нерушимо. Это значит, что, обретая Просветление – понимание истинной природы всех явлений, – душа обретает фундамент мудрости, который не могут сломить чужие убеждения и сомнения. Алмаз является ярким и запоминающимся символом – это самый твёрдый из известных минералов, и именно такими должны быть наши стремления, воля, усердие – несокрушимыми.

Изображение Ваджрасаттвы можно узнать по характерным атрибутам – в правой руке он держит ваджру (сакральное оружие необычайной силы), в левой – колокольчик. Согласно легенде, Будда Шакьямуни, приняв ваджру из рук Царя богов Индры, трансформировал божественное оружие в изящный симметричный жезл. С тех пор ваджра напоминает последователям Дхармы Будды о необходимости победы над внутренними, а не внешними врагами. Неисчислимые желания, гнев, страсть, гордость, лень, нетерпение, страх, невежество – вот наши настоящие враги. А соединение двух атрибутов – ваджры и колокольчика – часто рассматривают как соединение сострадания и мудрости, искусной деятельности и пустоты, мужской и женской энергий.

Чаще всего Ваджрасаттву изображают с белоснежным цветом кожи, что является символом чистоты и свободы от любых загрязнений.

Транслитерация мантры:

oṃ
vajrasattva samayam anupālaya
vajrasattvatvenopatiṣṭha
dṛḍho me bhava
sutoṣyo me bhava
supoṣyo me bhava
anurakto me bhava
sarva siddhiṃ me prayaccha
sarvakarmasu ca me cittaṃ śreyaḥ kuru
hūṃ
ha ha ha ha hoḥ
bhagavan sarvatathāgatavajra mā me muñca
vajrī bhava mahāsamayasattva
āḥ

Смысл 100-слоговой мантры из книги Дуджома Ринпоче «Светильник, озаряющий путь к освобождению»:

Достойный наивысшей хвалы,
Ваджрасаттва! Между нами священная связь –
Неустанно храни её. О Ваджрасаттва,
Пребывай неизменно со мной.
Даруй мне совершенную удовлетворённость.
Приведи меня к полному созреванию.
Пусть не ослабнет твоя любовь ко мне.
Даруй мне все свершения-сиддхи.
Пусть все мои деяния
Осуществляются добродетельным умом.
hūṃ– Семенной слог Ваджрасаттвы.
ha ha ha ha – Слоги, обозначающие четыре безмерных качества1, четыре посвящения2, четыре радости3 и четыре каи4.
hoḥ – Радостный смех.
О Победоносный, Добродетельный, Ушедший за Пределы5 – суть всех Татхагат,
Ты несокрушимая ваджра, не оставляй же меня.
Сделай меня держателем ваджры,
О великое существо самай6,
Да пребуду я с тобой нераздельно.

Транслитерация шестислоговой мантры Ваджрасаттвы:

oṃ vajrasattva hūṃ

Дуджом Ринпоче говорит о практике Ваджрасаттвы как об очищении неблагих действий и омрачений. Он пишет: «Неблагие деяния можно очистить, если открыто их признать, раскаяться в них и оставить их позади, и если мы будем усердно применять эту технику, то легко сможем полностью очистить все свои неблагие деяния и нарушения обетов». Признание, раскаяние, оставление позади – все три этапа очень важны. Отсутствие признания ошибок не позволит нам проработать гордыню, отсутствие искреннего раскаяния может привести к повторному неблагому поступку в будущем. А если не оставить прошлое позади, чувство вины поглотит нас и нанесёт сильный вред здоровью – под укорами совести не выстоит ни психика, ни физическое тело, существо будет разрушать само себя. Поэтому прощение и оставление содеянного в прошлом не менее важный этап, чем первые два.

Те, кто медитируют на Ваджрасаттве
И повторяют его мантру,
Очистят все свои неблагие деяния
И станут такими же, как он сам.
«Тантра трёх строф об уме мудрости»

Несмотря на то, что древние тексты обещают нам щедрые блага, обретаемые после многократного чтения мантры, не стоит привязываться к результату и превращать практику в корыстный расчет. Сама по себе концентрация на Просветлённом существе – огромное благо, процесс, при котором утрачивается самость, эго, возрастает доверие Высшему. Практика повторения мантры ведёт к подъёму энергии, успокоению ума, ведь это один из инструментов йоги. А спокойный ум позволяет нам принимать взвешенные решения и сохранять гармонию в отношениях с окружающим миром. Силы Будд неизмеримы, и глубина нашего взаимодействия с этими силами будет зависеть от помыслов и стараний.

Пусть мантра Ваджрасаттвы раскроет в вас те самые нерушимые «алмазные» качества и поможет в обретении стойкости на пути взращивания Души нравственными победами.