Измени себя — изменится Мир вокруг

Субъект и объект

Слушать аудиоверсию 0:00 / 10:46
Текст читает: Павел Каминский

В восточных духовных религиях есть такое понятие, как «чистое видение». Что это значит? Это значит видеть вещи такими, какие они есть, без проецирования своих внутренних кармических печатей, прошлого опыта и так далее. И тут возникает вопрос: кто видит и что, собственно, видит. Здесь мы сталкиваемся с такими понятиями, как субъект и объект. Что такое субъект и объект?

Объект и субъект неразрывно связаны друг с другом процессом восприятия. Субъект — это воспринимающий, то есть тот, в чьём сознании отражается действительность. А объект — это то, что отражается. Метафорически выражаясь, можно сказать, что субъект — это зеркало, а объект — это то, что в этом зеркале отражается. Тут разница в том, что зеркало, можно сказать, как раз-таки обладает тем самым чистым видением и отражает объект таким, какой он есть. Чего нельзя сказать про сознание человека.

Сознание человека — это далеко не зеркало: оно часто омрачено кармическими печатями, через призму которых человек видит окружающий мир. И некоторые философы сходятся во мнении, что разница между субъектом и объектом — весьма относительна. Ведь, если нет субъекта, фактически нет и объекта. В квантовой физике учёные уже пришли к выводу, что частица ведёт себя по-разному в зависимости от наличия или отсутствия наблюдателя. То есть субъект влияет на объект и наоборот. Видя какой-либо объект, субъект также реагирует в соответствии со своим восприятием.

Взаимодействие субъекта и объекта

Многие восточные философы говорят об иллюзорности мира. Эта идея нашла своё отражение в учении адвайта-веданты и в буддизме. И квантовая физика утверждает, что мир состоит из пустоты. Почему же считается, что мир иллюзорен? Сколько ни размышляй о пустоте, вещи остаются на своих местах, так есть ли смысл, словно мантру, твердить «Всё иллюзия»?

Вопрос иллюзорности мира можно рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, с точки зрения непостоянства явлений. Можно сказать, что мир иллюзорен потому, что он непостоянен — ни одно явление нельзя «законсервировать» в текущем состоянии. Уже, пока вы читаете эти строки, что-то поменялось в мире, в котором по большому счёту всё находится в процессе разрушения. В этом и есть цикл бытия: разрушение-созидание, разрушение-созидание и так далее. Поэтому Будда и говорил, что жизнь наполнена страданием, потому что всё переменчиво. Поэтому красота цветка в какой-то мере иллюзорна, ведь она непостоянна.

С другой стороны, мир иллюзорен потому, что всё, что мы видим, по большому счёту находится лишь в нашем сознании. И если мы глубоко погрузимся в вопрос отношений субъекта и объекта, то можно прийти к очень интересным выводам, после которых твёрдая земля наших убеждений о реальности мира может пережить неслабое землетрясение.

К примеру, попробуем выяснить, где мы находимся? Да, можно назвать дом, улицу, город, страну, планету Земля. А где же находится сама планета? Ну ладно, в Галактике. А где Галактика? Можно привести ещё много научных терминов — Вселенная и так далее, но по итогу мы дойдём до понятия, про которое нельзя будет сказать, что оно где-либо существует, кроме… нашего собственного сознания. То есть Вселенная существует лишь в нашем сознании — объект в сознании субъекта. И где же можно провести грань в таком случае между объектом и субъектом, если воспринимающий и воспринимаемое — это одно и то же.

Что же такое субъект и объект? С материальной точки зрения эти вещи не связаны. Есть сознание субъекта, в котором отражается независимый от него объект. Но такая версия не выдерживает никакой критики. Ведь восприятие объекта в первую очередь обусловлено состоянием субъекта. Если два человека будут смотреть на одно и то же яблоко, то восприятие этого яблока будет у каждого своё. И получается, что по итогу мы имеем два разных яблока.

Один будет считать, что яблоко кислое (просто потому что когда-то ему попалось кислое яблоко зелёного цвета, и теперь ему кажется, что по умолчанию все яблоки зелёного цвета кислые), а другой будет считать яблоко сладким (потому что когда-то он съел зелёное яблоко, и оно было сладким), один будет считать яблоко достаточно большим, чтобы насытиться, а другой — достаточно маленьким (и это отличие просто потому, что один сыт на данный момент, а другой голоден), и это перечисление можно продолжать бесконечно. Говорить при этом, что два человека видят одно и то же яблоко — можно лишь условно.

Субъектно-объектная дихотомия.

Субъектно-объектная дихотомия — это одно из заблуждений, которое вводит нас в иллюзию того, что реальность существует независимо от нас. Но так ли это на самом деле? Как мы уже выяснили, два человека, созерцающих один и тот же объект, могут видеть совершенно разные явления. Так что же такое объект и субъект? Кто первичен? В чём между ними отличия? Почему восприятие одного и того же объекта могут различаться?

Говоря о субъективно-объектной дихотомии, можно упомянуть такое понятие буддизма, как «шуньята», а именно пустотность. Некоторые ошибочно воспринимают это понятие, как утверждение того, что вообще ничего нет. Нет, вещи существуют, но они пустотны. Как такое может быть? Всё просто: под пустотностью следует понимать отсутствие у вещей и явлений независимой, самостоятельной и постоянной природы. То есть речь в данном случае идёт о том, что субъект и объект — связаны. Всё происходящее возникает в силу условий. Это и есть пустотность.

Поэтому различие между субъектом и объектом весьма условное. Ведь если нет первого, то можно сказать, что нет и второго. Хотя бы по той простой причине, что восприятие одного и того же объекта в глазах разных наблюдателей может отличаться. И это значит, что в любом явлении первичен сам человек, который это явление наблюдает.

На самом деле в вопросе познания мира отношения между субъектом и объектом — очень важная грань, потому что, если мы воспринимаем находящиеся вокруг нас объекты как нечто существующее независимо от нас, мы начинаем думать, что реальность существует независимо от нас, и это значит, что никаких рычагов влияния на неё мы не имеем. Но это не совсем так.

Опыты в области квантовой физики показывают, что частица зависима от наблюдателя не только потому, что каждый наблюдатель воспринимает эту частицу по-своему, а потому, что сам процесс наблюдения за частицей на эту частицу влияет. То есть здесь речь о материальности такого, казалось бы, нематериального явления, как мысль.

Чистое видение: философия или жизнь?

Так что же такое чистое видение? Чистое видение — это как раз-таки восприятие объектов и явлений как пустотных, то есть не обладающих самостоятельной природой. Важно не впадать в какой-то крайний нигилизм или солипсизм, утверждая, что всё происходящее — это сон, иллюзия и вообще ничего не существует. На востоке учителя очень просто приводят в чувство таких учеников, которые впали в такое состояние, — их просто бьют палкой и спрашивают, дескать, откуда боль, если всё иллюзия?

Вещи существуют, но существуют не сами по себе. Именно поэтому один христианский Святой и говорил: «Спасись сам — и тысячи спасутся вокруг тебя». Если мы меняем своё сознание, то и вещи, которые отражаются в этом сознании, начинают меняться. Метафора, которую сложно понять с точки зрения материального мира, но которая очень хорошо отражает процесс изменения мира через изменение сознания: если перед зеркалом лежит гнилое яблоко, то зеркало отражает гнилое яблоко.

Но если вдруг зеркало начинает отражать свежее яблоко, реальность обязана будет подчиниться — и яблоко станет свежим. И, может быть, проблема кажущейся нелогичности такой идеи лишь в том, что пока никто не научился создавать перед гнилым яблоком отражение свежего. Но в случае с нашим сознанием это вполне возможно: меняем себя — меняется мир вокруг.

Можно долго рассуждать о том, что первично: субъект или объект. Наверное, это две части одного целого. И реальность зависит от того, на что мы направляем своё внимание. И наша деятельность по изменению мира начинается в нашем сознании. Мысль — начало всего. Это первое, что нужно понять.

Взаимоотношения субъекта и объекта.

Помимо философского понимания отношений субъекта и объекта, есть также вполне практические и мирские понятия. Так, к примеру, в уголовном кодексе есть понятия «субъект» и «объект преступления». Субъект — тот, кто это преступление совершает и несёт за совершаемое ответственность. Объект — жертва, на которую направлено общественно-опасное деяние.

В экономике субъект — это частник экономических отношений, в психологии под субъектом подразумевается наше воспринимающее сознание, наше «Я», которое познаёт мир. В логике субъект — это некое суждение, относительно которого делаются логические выводы с целью доказать или опровергнуть это суждение.

Также существует такое понятие, как «субъект права» — то лицо, которое способно осуществлять права и обязанности. Ну а в философии, как мы уже выяснили, субъект — это познающий, воспринимающий, действующий. Объектом же, в свою очередь, является весь окружающий мир, на который направлен процесс познания.

Итак, что же мы выяснили? Субъект и объект — это две части процесса познания и восприятия. Субъект — сознание, в котором отражается окружающий мир, а объект — это то, что отражается. Объект и субъект связаны настолько, что носитель осознающего начала является в какой-то мере творцом окружающего мира. По большому счёту реальность существует только тогда, когда появляется воспринимающий. Поэтому процесс познания реальности — это процесс скорее её создания в своём сознании. И качество окружающего субъект мира зависит от качества восприятия самого субъекта.

С точки зрения адвайта-веданты всё, что мы видим, — это лишь формы сознания. То есть с этой точки зрения всё является как объектом, так и субъектом. Может, это странно прозвучит, но в какой-то мере не только мы являемся субъектом, который видит яблоко, но и яблоко, в свою очередь, является субъектом, который видит нас. По крайней мере, такое восприятие реальности предлагает адвайта-веданта, с точки зрения которой изначально было лишь чистое сознание, которое стало принимать различные формы, и в процессе этого образовался материальный мир. Это, разумеется, всего лишь версия, но то, что воспринимающий и воспринимаемое связаны, — это вполне очевидно.