Содержание
Для начала дадим толкование понятию «зависть». Обратимся к словарю Ожегова, где «зависть — чувство досады, вызванное благополучием и успехом других».
Что про зависть говорится в писаниях:
- в Библии: «Зависть — печаль души, приходящая от благополучия ближнего»;
- в Бхагавад-Гите: «Все живые существа, появляясь на свет, оказываются во власти иллюзорной двойственности, возникающей из желания и ненависти»;
- в Коране: «Старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, как огонь пожирает древесину».
В шастрах говорится, что живое существо в этой материальной реальности двадцать четыре часа в сутки испытывает зависть. Из-за неудовлетворённости своим положением постоянно стремится его улучшить. Здесь речь идёт о материальном положении.
Огромное количество энергии тратится на то, чтобы следовать навязанным стандартам — улучшать свою внешность и приобретать различные предметы или аксессуары, которые в обществе принято считать символом успешной жизни. Находясь в погоне за призрачным счастьем, человек тратит жизнь на бессмысленные вещи, вместо того чтобы сконцентрироваться на поиске ответов на действительно сущностные вопросы: кто я? откуда пришёл? куда уйду? и так далее.
Причины зависти
Обратимся ещё раз к Бхагават-Гите, где объясняется, откуда появилась зависть: индивидуальная душа, отделившись от Единого, оказывается во власти иллюзии. В этот момент у неё возникает желание (Ичха) властвовать над материальной реальностью и зависть (Двеша) к Верховному Богу, то есть к тому, кто превосходит нас по своим качествам.
В век упадка духовных ценностей и преобладания материальных многие забыли о Боге, но чувство зависти осталось. И теперь человек завидует каждому, кто в чём-то хоть на шаг впереди — богаче, красивее, моложе и так далее. Причины зависти могут быть кармическими и энергетическими.
Кармические причины
Сравнивая себя с кем-то и завидуя его успехам, человек забывает об изначальном законе кармы — каждый получает то, что заслужил.
Проблемы или успехи — всё это результат наших собственных действий. Карма. Философия действия заключается в том, что никто другой не несёт мира и счастья. Ваша карма, ваши действия ответственны за счастье, успех или что-то ещё.
Махариши Махеш Йоги
Если у кого-то лучшие условия для жизни, более привлекательная внешность или высокий статус, значит, своими действиями в прошлом он создал благоприятные условия для этого.
Наши действия на трёх уровнях (речи, мысли, поступков) формируют карму, которая, будто семя, удобряется нашими самскарами (привычками благими или неблагими) и в момент, когда сходятся все условия (время, место, обстоятельство), проявляет себя как неотвратимое событие.
В высшей степени неразумно оглядываться на других, ведь всегда будут те, кто на шаг впереди, на одном уровне с нами и чуть позади нас.
Когда человек начинает сравнивать себя не с окружающими, а с самим собой прежним и прикладывать усилия, чтобы стать лучшей версией себя, — этот подход позволяет достичь максимальных результатов в этой жизни.
Энергетические причины
Помимо плотного физического тела, у нас есть более тонкие тела. В одном из них — Сукшма шарире — располагаются энергетические центры (чакры).
Традиционно в системе Йоги семь основных чакр:
- Муладхара — корневая чакра;
- Свадхистана — сакральная чакра;
- Манипура — пупочная чакра;
- Анахата — сердечная чакра;
- Вишудха — горловая чакра;
- Аджна — область третьего глаза;
- Сахасрара — коронная чакра.
Когда свободное течение энергии блокируется на какой-то из чакр, могут возникать негативные последствия, которые проявляются через преобладание деструктивного чувства или эмоции.
Как может проявляться чувство зависти на разных энергетических центрах
Свадхистана — наиболее активная чакра в современном мире, через неё уходит большое количество энергии вовне.
В балансе — эта чакра отвечает за наше взаимодействие в обществе, развитие творческого потенциала, способность управления своими сексуальными желаниями и так далее.
В дисбалансе — обиды, фобии, различные зависимости, в том числе вредные привычки. Возникающее чувство зависти будет подпитываться собственной неуверенностью и страхом взаимодействия с окружающей реальностью. Также это чувство может перейти в самоедство, когда человек, завидуя успехам других, замечает только лишь свои неудачи. Это опасный подход, поскольку мы блокируем возможность души (дживатмы) реализовать свою миссию и получить необходимый опыт в этой материальной реальности.
Кто может знать наверняка, когда в следующий раз представится возможность драгоценного человеческого рождения?
А драгоценно оно тем, что именно в человеческом мире, где страданий и радостей примерно поровну, имеются наиболее благоприятные возможности к развитию.
В нижних мирах — мире животных, голодных духов, адах — у существ слишком много страданий, им приходится думать о выживании, и практически нет возможности, чтобы заниматься саморазвитием.
В высоких мирах — мире богов и полубогов — много наслаждений, что тоже отвлекает от мыслей о саморазвитии.
Поэтому наш человеческий мир идеален для духовного роста и развития, главное — не упустить эту возможность!
На уровне манипуры и вишудхи может возникнуть чувство зависти как соперничество, противоборство и так далее.
Только на манипуре (пупочный центр) зависть будет проявляться к материальным благам: к статусным вещам, положению в обществе и благосостоянию в целом.
На вишудхе (горловой центр) зависть могут вызывать успешные общественные деятели, идейные вдохновители. Здесь важнее уже не материальная составляющая, а наличие знаний и выдающихся способностей, благодаря которым можно обрести власть над другими.
Как бороться с завистью на этих двух уровнях: прорабатывать собственный эгоизм через альтруистическую деятельность и служение другим, учиться не бороться с окружающей реальностью, а взаимодействовать с ней.
Когда энергия находится на уровне анахаты, но отсутствует возможность сорадования и понимание, что путь каждого уникален, может возникнуть зависть к тому, у кого, как это принято говорить, дом — полная чаша, муж — семьянин или хозяйственная жена, дети — умницы и так далее. Для гармонизации анахата-чакры работаем с уменьшением эго, развиваем равностное принятие и безусловную любовь ко всем живым существам.
Работая с энергией каждой чакры, важно помнить о действии трёх гун, которые пронизывают собой всю материальную реальность. Мы должны стремиться раскрыть в себе качества, которые относятся к гуне благости.
Зависть и гуны материальной природы
Разберём проявление зависти в соответствии со знанием о трёх гунах материальной природы:
- Тамас (невежество);
- Раджас (страсть);
- Саттва (благость).
Возможно, многие слышали о «чёрной» и «белой» зависти.
Чёрную зависть можно условно отнести к гуне тамаса (невежества). Когда один человек видит, что кто-то превосходит его, то может начать создавать другому разные препятствия с целью принизить его заслуги. Если человек не способен учиться и повышать свой уровень развития, а концентрируется только на причинении вреда, то лишает себя возможности роста и развития, обрекая на деградацию. Вот чем опасна зависть! Важно через инструмент осознанности отмечать у себя признаки «чёрной» зависти и вовремя их пресекать.
Проявление зависти в гуне раджаса (страсти) условно можно назвать «красной» завистью. Здесь, отмечая чьё-то превосходство, человек начинает желать приобрести не качества другого, а плоды его деятельности — богатство, славу, успех у противоположного пола и так далее. Завистливый человек в гуне раджаса может стать жалким подражателем, но вряд ли у него хватит мудрости и терпения, чтобы начать обучаться и перенимать качества своего кумира.
Теперь переходим к так называемой «белой» зависти —– в гуне саттвы (благости). Сразу обозначим, что такое деление крайне условно, так как если в человеке гуна благости преобладает, то говорить о зависти вряд ли приходится. Здесь обозначим переход из состояния раджаса в благость.
Когда один человек видит выдающиеся качества другого и желание, которое у него возникает, — служить и учиться у этой личности, то он сам наполняется благими качествами, присущими объекту своего почитания. Великое счастье — быть полезным тому, кто находится на более высокой ступени духовного развития!
К чему приводит зависть
В Библии говорится, что «зависть — это печаль души». Также в ведических текстах упоминается, что природа души — это радость и наслаждение, но, попадая под власть зависти, душа печалится. Это процесс отдаления от собственной природы — духовная деградация, стагнация. Зависть разрушает человека. Вот почему, пока человек захвачен завистью, его духовный прогресс невозможен.
Когда душа (дживатма) полностью отождествляет себя с этим материальным телом, то она находится под властью желаний, которые неизбежно приводят к страданиям. Когда человек одержим завистью, то, встретив того, кто в чём-то его превосходит, может начать испытывать злобу, когда видит того, кто обладает примерно такими же качествами, — чувство соперничества, а к тому, кто менее удачлив, — злорадство. Всё это — деструктивные состояния, которые, как вирус, в итоге, разрушают самого носителя.
Зависть, подобно вирусу, может разрастаться, захватывая новые территории и порабощая нас всё больше.
- На начальном этапе зависть может перерасти в критику. Человек стремится принизить заслуги другого, найти в его деятельности недостатки.
- Следующая стадия зависти: может возникнуть желание, чтобы другие завидовали. Здесь внимание уделяется форме, а не содержанию, появляется тенденция к хвастовству.
- Далее человек может перейти к злорадству.
- Завистливый человек может стать лицемером: на словах говорит одно, а в мыслях совершенно иное и так далее.
Чем опасна зависть
Человек, одержимый завистью, разрушает себя изнутри, лишая возможности к развитию.
Окружающие почувствуют неискренность: какие бы вежливые и учтивые слова не произносились, если они не соотносятся с внутренней сутью говорящего, то не произведут впечатления на слушателей!
Люди могут начать сторониться завистника, и этот человек рискует остаться в одиночестве.
Как избавиться от зависти
Три рекомендации, что делать с завистью:
-
Осознать.
Для начала нужно осознать присутствие чувства зависти. Пока человек не заметит наличие проблемы, не сможет начать двигаться по пути её решения.
-
Отстраниться.
Далее следует перестать вовлекаться в переживание этого чувства. Перестать отождествляться с ним. И попробовать посмотреть на него со стороны. Понять, что «я не есть зависть».
-
Отпустить.
После того как удалось разотождествиться с чувством зависти, подключаем «внутреннего наблюдателя» и будто под микроскопом стараемся рассмотреть это чувство: так вот ты какая, зависть?! Далее остаётся перестать его удерживать и отпустить.
Отпустить всегда проще, чем удержать. Отпускание — это процесс расслабления, обратный процесс — напряжение, когда мы прикладываем усилия, чтобы что-то удержать. Представьте, что в нашей руке мячик. Чтобы он продолжал там находиться, нам необходимо сжимать кулак, но стоит расслабиться, как пальцы разжимаются, и мяч обретает свободу. То же самое происходит с любыми нашими состояниями, чувствами и эмоциями.
Но, чтобы успешно реализовать третий — самый простой и в то же время сложный — пункт, потребуются знания об эффективных методах, которые нам могут в этом помочь:
- Медитация — на начальном этапе приводит к расслаблению, успокоению, повышает уровень нашей осознанности.
- Йога — не только физические упражнения на коврике, а глубокая система самосовершенствования.
- Тибетские простирания — поднимают уровень энергии и хорошо прорабатывают гордыню.
- Мантра Ом — универсальный инструмент, вибрации мантры позитивным образом воздействуют на человека и гармонизируют всё пространство вокруг.
- Изучение священных писаний — любой духовной традиции, которые могут приблизить нас к пониманию — «я не есть это тело» и «я не есть этот ум».
- Практика благодарности. Заведите «дневник благодарности» и каждый день записывайте туда всё, за что благодарны этому миру. Это поможет начать ценить то, что уже есть.
Будьте открыты этому миру! Смотрите на успешных людей с восхищением и радостью, учитесь у праведных и мудрых. Ибо общение с теми, кто выше нас по уровню духовного развития, может помочь и нам поднять свой уровень. Во благо всех живых существ!