Измени себя — изменится Мир вокруг

Аскетизм: что это такое и в чём его польза

Из этой статьи вы узнаете, что такое аскетизм и как наиболее эффективно использовать эту древнюю методику сегодня. Древнегреческий термин «аскесис» означает ‘упражнение, тренировка’. Добровольные аскезы применяются во многих религиях и традициях по всему земному шару. Простыми словами, аскетизм — это отказ от того, что доставляет человеку удовольствие. Ещё это приверженность практикам, сопряжённым с физическими ограничениями. Таким образом человек укрепляет свой ум, очищает душу и становится лучшей версией самого себя.

Шива в одной из своих ипостасей предстаёт как бог отрёкшихся и может являться своим преданным в видениях как аскет со спутанными волосами. В древнеиндийском тексте «Законы Ману» говорится, что «тапасвину» (‘терпящему аскезу’) никогда нельзя причинять вред. В буддизме аскетизм — один из признаков духовно развитой личности. Это также верно для христианства и большей части других религий.

Формы аскетизма

В некоторых древних религиях принципы аскетизма возводились в культ. На территории современной Индии тех, кто добровольно отрекался от всего мирского, называли «санньяси» или «тапасвин». Такие люди могли жить в лесу, вдали от людских поселений, довольствуясь лишь небольшим набором вещей и плодами природы. Древнеиндийские эпосы описывают суровые аскетические подвиги людей и демонов. Благодаря огню аскезы, или «тапасу» (санскр.), они достигали исполнения заветных желаний. Иные обретали могущество, превосходящее даже силу богов.

Для многих подвижников тех времён концепция аскетизма становилась смыслом жизни. Некоторые аскетические практики, на санскрите иногда называемые «тапах», включали:

  • длительное стояние на одной ноге с воздетыми к небу руками;
  • многочасовое нахождение в холодной воде;
  • выполнение практик только в набедренной повязке под палящим индийским солнцем.

Нередко такое подвижничество приводило к серьёзным травмам и заболеваниям. Как правило, в наши дни методики аскетизма применяются в более умеренных формах. При этом они, наоборот, полезны для здоровья. Это могут быть:

Аскетизм начала ХХI века — это экологичный образ жизни, в котором нет места бездумному потреблению товаров. Отрекаясь от какой-то части благ цивилизации, человек вносит свой вклад в сохранение природы и жизни на Земле. Термин «аскетизм» означает этичный образ жизни, что в первую очередь выражается в отказе от поедания мясных и рыбных продуктов, покупки изделий из кожи и т. д.

Аскетизм связывают с соблюдением в жизни принципа безбрачия. Это справедливо, но лишь в какой-то степени. Философия аскетичной жизни не ограничивается вопросами половых взаимоотношений. Путь полного воздержания подходит не всем, и он вовсе не обязателен, тем не менее правила целибата применяются во многих религиях и традициях.

Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, утвердившись в воздержании от наслаждений, садхака (‘практик’) обретает знание и силу. Смысл аскетизма — полный или временный отказ от чувственных удовольствий, в том числе от сексуальных утех. Духовный аскетизм способствует практике йоги.

Он летит по воздуху,
Глядя вниз на все формы.
Аскет каждому богу добрый
Друг, готовый на благое деяние.

Ригведа, гимн «Косматые аскеты»
Аскезные практики — длительное стояние на одной ноге с воздетыми к небу руками

Правильная мотивация для аскезы

Переживание лишений не принесёт пользы, если преследуются эгоистические цели. Важно, чтобы усилия совершались как акт служения, то есть для блага других. В таком случае аскетизм имеет смысл, иначе, разменяв накопленную аскезой энергию на временные цели, духовный искатель в итоге придёт лишь к новым страданиям.

Даже если аскеза совершается с целью попадания после смерти в рай, это ошибочный путь. Райская жизнь рано или поздно закончится, и придётся начинать путь эволюции заново — с самых низов. Для понимания важности правильной мотивации рекомендуем прочитать историю Будды и Чунгавы. Важный момент: не хвастайтесь способностью претерпевать лишения, так как аскетический подвиг гибнет от гордости.

Что оставил, то пропало; что отдал, то твоё.

Народная мудрость
Аскетизм начала ХХI века — это экологичный образ жизни

Плюсы и минусы аскетизма

Проходят тысячелетия, сменяются эпохи, но аскетизм и в современном мире всё также актуален. Однако у этой методики, помимо положительных сторон, есть и отрицательные.

Плюсы аскетизма

  • Разумный (умеренный) аскетизм продлевает жизнь.
  • Улучшает здоровье и самочувствие.
  • Укрепляется ум, возрастает сила воли.
  • Тело становится более сильным и выносливым.
  • Потребляя меньше продуктов, человек наносит меньше вреда экологии.
  • Согласно «Йога сутрам» Патанджали, путём аскезы можно достичь сиддх (‘сверхспособностей’).
  • В Айтарея упанишаде говорится, что лишённые пороков аскеты видят Атман (высшее «Я»).

В «Законах Ману» об аскетизме говорится:

  • это одно из четырёх главных средств достижения заслуг наряду со знанием, жертвоприношениями и щедростью;
  • посредством аскетизма достигается то, что с трудом получается и исполняется;
  • аскетическим подвигом человек освобождается от совершённых грехов;
  • аскезой очищается душа человека.

Когда развязываются узлы, удушающие сердце, смертный становится бессмертным.

Катха упанишада

Минусы аскетизма

  • Это неприятно, доставляет неудобства и страдания.
  • Иногда, чтобы был результат, нужно делать сверхусилие, что также тяжело.
  • В некоторых техниках есть доля риска для здоровья.
  • При перегибании палки может потеряться вера в саморазвитие.
  • Возможно непонимание со стороны близких и коллег, к примеру при переходе на вегетарианство.
  • Возможны удивлённые взгляды прохожих, к примеру при занятиях физкультурой во дворе рано утром первого января.
  • Дополнительные затраты времени: тренировки, чистки, сортировка мусора и т. п.
  • В целом это движение против течения, оно более трудное.
Монахи, которые выбрали аскетичный образ жизни

Аскетизм в благости, страсти и невежестве

Аскеза — инструмент, который можно использовать совершенно по-разному. К примеру, молотком можно ломать, а можно строить — смотря в чьих руках он находится. Подобно этому, результат усилий аскета напрямую будет зависеть от того, в каком состоянии сознания он находится в момент практики.

Аскетизм в саттве (‘благости’)

Аскеза в саттва-гуне совершается в благостном умонастроении. Практикующий сосредоточен и ясно понимает, что и зачем делает; его сознание чисто, и он не привязан к результатам действий. Аскет прилагает усилия бескорыстно, с целью принести всеобщее благо. В саттва-гуне ум спокоен, в нём отсутствуют противоречия. В этом состоянии легче всего переносятся суровые аскезы.

Аскетизм в раджасе (‘страсти’)

В раджа-гуне человек действует страстно и эмоционально. Практикующий аскезу преследует эгоистичные цели — на пользу себе и ближайшему окружению (семье, родственникам). Аскеза совершается напоказ, из гордости или для воплощения страстных желаний. Возможны сверхусилия и травмы. Из-за беспокойства ума и эмоциональных перепадов совершающий аскезу действует необдуманно, импульсивно.

Аскетизм в тамасе (‘невежестве’)

Аскетизм в тамо-гуне приводит к негативным последствиям. Находясь в омрачённом состоянии ума, практикующий аскезу действует непоследовательно и ошибается. Мотивацией служит воплощение личных желаний — самых примитивных и эгоистичных. Находясь в энергии «тамас», практикующий инертен и прилагает мало усилий. В таком состоянии человек вообще редко по доброй воле способен заставить себя практиковать аскетизм.

Осознанное потребление как форма аскетизма

В начале XXI века в информационном пространстве планеты главную позицию занимает культ потребления. Желание отхватить кусок побольше порождает конкуренцию, конфликты, ненависть и войны. В погоне за прибылью и удовольствиями люди не замечают страданий окружающих.

Человечество движется к глобальной экологической, гуманитарной или военной катастрофе. Есть ли выход?

Никому не под силу изменить всё человечество, но каждый в силах изменить себя и свои привычки. Концепция минимализма и осознанного потребления призвана ослабить конкуренцию и понизить общий градус страданий на планете. Не нужно, следуя моде, постоянно обновлять предметы интерьера, гаджеты и одежду. В моду должны войти такие понятия, как аскетизм и минимализм. Тогда у человечества появится шанс.

Аскетизм в христианстве

В христианской традиции существует термин «умерщвление плоти». Так последователь христианского учения искореняет собственную греховную природу. Аскетизм способствует раскаянию человека в совершённых проступках. К примеру, христианский аскет может на голом теле носить вериги — тяжёлые металлические цепи, кольца, железные подошвы или шляпу. Христиане также практикуют посты и воздержание от приёма пищи.

Упоминания о голодании в Библии:

  • Иисус Христос голодал 40 дней,
  • Моисей — 40 дней,
  • Илия — 40 дней,
  • Давид — 7 дней,
  • Лука — два раза в неделю.

Примечательна история жизни иеромонаха Саровского монастыря Серафима Саровского. Этот святой также придерживался весьма аскетичного образа жизни: жил отшельником, ходил в одной и той же одежде. Известно, что Серафим Саровский около трёх лет питался одной только снытью. Также он совершил аскетический подвиг: 1000 суток провёл в молитве на каменном валуне. Три года Серафим провёл в полном молчании.

Другой выдающийся христианский аскет, итальянский католический монах Франциск Ассизский, отрёкшись от богатого наследства, несколько месяцев бродил как нищий. Затем он обошёл город Ассизи в поиске камней для восстановления собора Святого Дамиана. Франциск отнёс камни к собору и собственными руками полностью восстановил часовню. Ведя жизнь аскета, он ухаживал за прокажёнными в домах Лазаря близ Ассизи. Впоследствии Франциск стал основателем ордена францисканцев и издал для своих последователей свод правил, в которых утверждались аскетические нормы поведения.

Аскеза Серафима Саровского

Аскетизм в буддизме

Согласно буддийским текстам, перед просветлением принц Гаутама, будущий Будда, прошёл длинный аскетический путь, полагая, что аскезы позволят ему достичь совершенства. Покинув дворец, он шесть лет совершал суровые аскетические практики. На шестом году к Гаутаме присоединились пять отшельников. Сухим голоданием они довели себя до полного истощения; их тела высохли и стали походить на скелеты, обтянутые кожей; состояние было близкое к смерти. Однажды аскеты занимались совместной медитацией. В какой-то момент, глубоко погрузившись в себя, Гаутама вдруг осознал, что приверженность самоистязаниям проистекает от гордыни. Чрезмерный аскетизм — это крайность, такая же, как и жизнь ради удовольствий. В момент этого осознания получил своё начало «Великий Срединный Путь Будды».

Принц с трудом встал на ноги и побрёл к реке. Упав в воду, он начал пить. Течение понесло его ослабевшее тело. На рассвете местная девушка увидела тело обессиленного аскета, прибившееся к берегу. Пожалев подвижника, она накормила его. Увидев, что принц ест, оставшиеся пять аскетов разочаровались в нём. Они ушли практиковать аскезу в другом месте.

Спустя некоторое время Гаутама нашёл ветвистое дерево, сел около него и произнёс клятву, что не поднимется с места, пока не обретёт полное и окончательное Просветление. Затем он вошёл в состояние медитации и стал Буддой Шакьямуни.

Со временем у Будды появились ученики, которые странствовали вместе с ним, стараясь достичь духовной реализации. Благословенный установил свод правил для своих последователей. Монахи вели довольно аскетичный образ жизни. Им было запрещено иметь дом, носить одежду, помимо кусков старой материи. Имущество монаха составляло лишь несколько самых необходимых вещей. Питались они строго до полудня тем, что получали в качестве подаяния. После полудня есть было запрещено, как и откладывать еду на следующий день. Аскетичные правила жизнеустройства необходимы были для того, чтобы ученики полностью, без отвлечений, посвящали себя пути, ведущему к Просветлению. Великие мастера прошлого достигали вершин духовной эволюции благодаря тому, что отказывались от удовольствий и удобств. Многие жили в нищете и затворничестве. Одним из таких практиков был Миларепа. Долгие годы он провёл в холодных горных пещерах, питаясь лишь крапивой. Его кожа обрела серо-зелёный цвет, а изредка встречаемые люди принимали его за духа или выходца с того света.

Учитель школы Ньингма, Джигме Лингпа, так писал о своём ретрите, длившемся три с половиной года:

«В связи с недостатком пищи и суровыми погодными условиями вся моя негативная карма и кармические долги из прошлых жизней начали вызревать в моём теле. Из-за нарушения энергетического баланса моя спина болела так, словно меня закидали камнями. В результате взбудораженного кровообращения и циркуляции воздуха моя грудь болела так, будто в неё вбивали гвозди. Из-за ослабления обмена веществ в нижней части тела ноги больше меня не держали, и я не мог даже встать с места. Как столетнего старика, меня покинули все силы. У меня даже пропал аппетит. После трёх шагов моё тело начинало трястись и шататься. Но, несмотря на всё это, я думал: «Если я умру, то в совершенстве исполню наставления древних мастеров, которые учили: "Нацель свой ум на Дхарму. Нацель свою практику Дхармы на нищету"». Достигнув уверенной реализации в Великом совершенстве, я не испытывал ни малейших опасений и тревог о себе, напротив, во мне пробудилось великое сострадание ко всем страдающим от старости и мучающимся от болезней».

В одном из направлений буддизма, дзэне, суровые аскетические практики, напротив, не поощряются. В этой традиции приветствуется участие человека в общественной жизни. В дзен-буддизме считается, что труд помогает реализовать духовный потенциал человека. При этом, выполняя какую-либо работу, нужно быть полностью погружённым в процесс и поддерживать предельную осознанность.

Аскетизм как образ жизни

Аскеза — это духовная практика. Осознав пользу добровольных ограничений, каждый может добавить в свою жизнь долю самодисциплины. Принципы аскетизма отвергают излишний комфорт, бездумное потребление товаров, переедание, бесполезные развлечения и т. п. Если у вас появилось намерение изменить образ жизни, совсем не обязательно отказываться от всего и сразу, чтобы не превратить жизнь в одно сплошное страдание. При таком подходе в какой-то момент психика может не выдержать. Маятник сорвётся и с размаху качнётся в обратную сторону. Чтобы этого не случилось, следует повышать градус аскезы постепенно.

К примеру, можно приучить себя вставать раньше обычного на 1–2 часа. Комплекс Сурья Намаскар поможет проснуться. Поначалу это будет трудно, но только до тех пор, пока занятия не превратятся в привычку. Затем можно постепенно добавлять пранаяму или медитацию.

Если возможно, откажитесь от ежедневных поездок на транспорте. Пешие прогулки полезны для здоровья и не вредят экологии. Когда и это станет привычным, добавьте другие элементы. В процессе перехода на аскетичный образ жизни ум будет постепенно обретать качества саттва-гуны (‘благости').

Хотим мы того или нет, аскеза уже присутствует в наших повседневных делах. В «Законах Ману» говорится, что в зависимости от касты, аскетизм принимает разные формы:

  • для брахмана это изучение священных текстов;
  • для кшатрия — защита общества от врагов;
  • для вайшьев — труд по хозяйству;
  • для шудр — услужение.

Прилагая усилия в своих повседневных делах, нужно согласовывать действия с голосом совести и нравственными принципами, к примеру с Ямой и Ниямой.

Существуют и более радикальные методы аскетизма: чтобы достичь пробуждения сознания, йоги уходят от мира и помещают себя в суровые условия — в ашрам, пещеру и т. п. Так они ограничивают отвлечения ума. Для тех, кто идёт по пути йоги, ценность затворничества очень велика. Однако для того чтобы пробудиться, нужно накопить много заслуг и благой кармы. Без бескорыстной деятельности на благо других аскеза не принесёт желаемого результата. Одна из лучших форм служения — преподавание йоги и распространение знаний о саморазвитии.

Андрей Верба на курсах преподавателей йоги

Как аскезы применяются в йоге

Слову «аскетизм» соответствует санскритский термин «тапас/тапасья». Другие значения этого термина — ‘горение’, ‘жар’, ‘мучение’. Тапас — это магический жар, энергия, которую вырабатывает человек благодаря добровольным ограничениям, отказу от лишнего и терпению. В огне аскезы практик йоги сжигает все свои несовершенства и ментальные загрязнения. Как принцип аскетизма, тапас означает дисциплину и пылкое желание двигаться по пути саморазвития.

Тапас очищает ум от первопричины страданий — авидьи (невежества — одной из пяти клеш). Очистив в огне аскезы ум от невежества, практикующий совершит меньше эгоистичных поступков. Подобно тому, как прожаренное семя не даст росток, такой человек произведёт меньше самскар — психических отпечатков от совершённых действий. Его карма будет менее драматична.

Приверженность принципам аскетизма несёт пользу для окружающих. Сила авидьи побуждает человека быть эгоистом, жить для себя. Эгоист — это раковая клетка на теле общества, которая живёт за счёт других. Огонь тапаса выжигает из ума человека невежество.

При этом аскет обнаруживает в себе альтруистичные тенденции. Обществу, в котором живёт такой человек, становится легче.

При выполнении аскез физическое тело может нагреваться. Это свидетельствует о его очищении. Таким образом, при выполнении человеком асан или дыхательных упражнений, его тело избавляется от накопленных токсинов. Однако жар тапаса имеет в большей степени не физическую, а психическую природу. В комментариях к «Йога-сутрам» Патанджали Свами Сатьянанда Сарасвати отмечает, что огонь аскезы может вырабатываться:

Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств.

Патанджали

Превосходит йогин аскетов, йогин выше, чем тот, кто знает, йогин выше, чем делатель жертвы; устремляйся же к йоге, Арджуна!

Бхагавад-Гита

Истощение в аскезе Будды Шакьямуни

Чистое питание

Говоря об аскетизме, невозможно обойти тему питания. Великие духовные деятели и мыслители прошлого были аскетами. К примеру, Пифагор был вегетарианцем и голодал 40 дней, чтобы получить доступ к египетской школе философов. Вегетарианцами были Гиппократ, Леонардо да Винчи, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев.

В странах, которые считаются богатыми и развитыми, полки супермаркетов заполнены продуктами питания, большая часть которых полна вредных химикатов. Для сохранения здоровья выбирайте простую пищу, необработанные продукты.

Вегетарианство и веганство — типы питания, придерживаясь которых человек существенно экономит природные ресурсы. К сожалению, продовольствия на планете хватает не всем. Изменение кулинарных привычек людей в развитых странах поможет решить проблему голода. Чтобы умерить аппетит, нужно изучить правила здорового питания и начать применять их в жизни.

Вегетарианство – жизнь

Список использованной литературы:

  1. «Законы Ману». Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. И. Ильиным.
  2. Айтарея Упанишада. Перевод А. Я. Сыркина.
  3. «Вишну Смрити». Перевод и комментарий Н. А. Корнеевой.
  4. Свами Сатьянанда Сарасвати. «Йога-сутра Патанджали. Комментарии».
  5. Т. К. В. Дешикачар. «Сердце йоги».
  6. Б. К. С. Айенгар. «Йога-сутры Патанджали. Прояснение».
  7. Парамаханса Йогананда. «Автобиография Йога».
  8. Свами Сватмарама. «Хатха-йога прадипика». С комментариями Свами Муктибодхананды.
  9. А. Корниенко. «Буддизм. Просто о сложном».
  10. Кхенчен Трангу Ринпоче. «Наставления по медитации Срединного пути».
  11. Лама Сонам Дордже. «Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту».
  12. Дзонгсар Кхьенце. «Отчего вы не буддист».
  13. В. П. Андросов. «Будда Шакьямуни и индийский буддизм».
  14. Калу Ринпоче. «Углублённый буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне».
  15. Герберт Шелтон. «Ортотрофия: основы питания и лечебного голодания».