Измени себя — изменится Мир вокруг

Бог Индра [Полный разбор] ᗓ Мифы, оружие, символы и Сеть Индры

Ом! О, дэвы, пусть наши уши слушают то, что благоприятно;
Пусть наши глаза видят то, что благоприятно, о достойные поклонения!
Пусть славный Индра благословит нас!
Пусть всеведущее Солнце благословит нас!
Ом! Пусть покой пребудет в нас!
Пусть покой пребудет в нашем окружении!
Пусть покой пребудет в тех силах, которые действуют на нас!

«Атхарваведа», «Шандилья-упанишада», глава III

Индра (санскр. इन्द्र — 'владыка', 'сила') — громовержец, царь богов и владыка небесного царства Сварги. В ведическую эпоху он был центральной фигурой пантеона, могущественным воином, чьи подвиги воспевали гимны «Ригведы». Но со временем его образ изменился, уступив место верховной троице — Тримурти. Эта статья — путешествие к истокам, попытка увидеть Индру не через призму поздних пуранических историй, где он часто предстаёт капризным и подверженным человеческим порокам, а глазами древних риши — как космическую силу, устанавливающую порядок во Вселенной.

Кто такой Индра: роли и ипостаси

Индра — многогранный бог, чья власть простирается на небо, землю и войну. Он — не просто громовержец, а истинный демиург, тот, кто формирует мир.

  • Бог-громовержец: повелитель дождя, грома и молний, дарующий плодородие и жизнь.
  • Бог-воин: предводитель богов (дэвов) в их вечной битве с асурами, силами хаоса.
  • Царь богов: владыка Сварги и райской обители Индра-локи, расположенной на вершине священной горы Меру.
  • Хранитель мироздания: он держит небосвод, «кто своими силами установил врозь Небо и землю, словно колёса с помощью оси» («Ригведа», X.89.4). Он вращает звёздное пространство, как возничий — колёса своей колесницы.

Символически Индра олицетворяет мировое древо — универсальный мифологический образ, объединяющий три мира: его крона — в небесах (мир богов), ствол — в земном мире, а корни уходят в подземное царство (обитель асуров).

барельеф индры
Будучи сыном Кашьяпы и Адити, Индра входит в число адитьев — двенадцати божеств, поддерживающих мировой порядок, и неизменно занимает среди них ведущее положение

Божественная семья и окружение

Индра был рождён от союза мудреца Кашьяпы и богини Адити, что делает его одним из адитьев — двенадцати божеств, поддерживающих мировой порядок. В разных текстах их состав варьируется, но Индра всегда занимает среди них почётное место.

Он также входит в число локапалов — восьми хранителей сторон света, где ему доверен восток.

Его рождение — событие поистине грандиозное. В первые мгновения после появления на свет он, облачённый в золотые доспехи, наполнил своим сиянием всю Вселенную. Его предназначением было стать великим воином, призванным сразить силы тьмы.

  • Супруга: тысячеокая царевна Индрани (также известная как Шачи, Пуломая, Махендри).
  • Сын: Арджуна, один из главных героев «Махабхараты» и братьев-пандавов, которому Кришна поведал знание «Бхагавад-гиты».
  • Соратники: его всегда сопровождают боги ветров маруты, бог грозы Парджанья, хранитель Вселенной Вишну, бог ветра Ваю, бог водной стихии Варуна, бог огня Агни, бог солнца Сурья и неистовый Рудра.

Обитель Индры — тысячевратный город Амаравати у горы Меру. Здесь раскинулась чудесная роща Нандана ('блаженство'), куда попадают доблестные воины (кшатрии), павшие в бою. В ведическом обществе кшатрии составляли варну воинов и правителей, чей долг (дхарма) заключался в защите справедливости. Величайший эпос «Махабхарата», повествующий о судьбах царей и героев и раскрывающий ключевые принципы дхармы и кармы, описывает это место как «восхитительный город, населённый сиддхами и чаранами… овеваемый благовонным ветром, смешавшим дивные ароматы различных деревьев».

От зенита славы к забвению: ведический и пуранический Индра

В ведическую эпоху Индра был абсолютным владыкой. Ему посвящена большая часть гимнов «Ригведы». Однако в постведический период, с развитием индуизма и возвышением Тримурти (Брахмы, Вишну и Шивы), его роль стала уменьшаться. Пураны — более поздние тексты — часто наделяют его человеческими слабостями: гордыней, ревностью, коварством.

В этой статье мы сознательно обращаемся к истокам — к «Ригведе», где Индра предстаёт как величайший из богов, защитник космического закона (риты) и победитель сил хаоса.

Согласно «Падма-пуране», после ста лет божественной тапасьи у Адити родился сияющий, как миллионы солнц, сын с четырьмя руками, известный под многими именами, такими как Индра, Шакра и другими

Имена и эпитеты: отражение могущества

Адити совершала тапасью в течение сотни лет по исчислению богов. После чего у неё родился сын, он имел четыре руки и сиял ослепительным блеском миллионов солнц. Он имел множество имён, в том числе: Индра, Шакра, Пакшасана, Магхава, Видьюджа, Марутвана, Акхандала, Васуда, Васудатта.

«Падма-пурана»

Эта практика, известная как тапас, представляет собой аскетическое усилие, направленное на накопление духовной энергии и очищение сознания.

Многочисленные имена Индры раскрывают его качества и деяния:

  • Шакра: могучий, сильный;
  • Ваджрапани, Ваджрин: владеющий ваджрой, носящий ваджру;
  • Махендра: великий Индра;
  • Мегхавахана: восседающий на облаках;
  • Магхава: щедрый;
  • Дэвапати: владыка дэвов;
  • Дэврадж: царь богов;
  • Вритрахан: победитель Вритры;
  • Балахан: победитель Балы;
  • Сахасракша: тысячеокий;
  • Пурандара: разрушитель твердынь (или сокрушитель вражеских городов);
  • Сваргапати: владыка Сварги;
  • Джишну: предводитель небесной рати;
  • Парджанья: дождевое, грозовое облако;
  • Пурухута: призываемый многими;
  • Шата-крату: повелитель ста жертвоприношений;
  • Амита-крату: обладающий безмерной силой воли (или замыслами).

В «Ригведе» его также называют «мастером с тысячей замыслов» и «неколебимым, как гора».

Арсенал бога-громовержца

Оружие Индры — это не просто инструменты для битвы, а проявления его космической силы.

индра с оружием
В Пуранах упоминается, что Индра побеждал асуров с помощью астр — мистического оружия, приводимого в действие мантрами и волей

Божественное и мистическое оружие (астры)

В пуранах описаны различные виды мистического оружия (астр), которые Индра применял в битвах с асурами. Это оружие приводилось в действие не физической силой, а силой мантр и воли.

…Шакра выпустил оружие Тваштра. Когда это оружие было заправлено в лук, от него разлетались огненные искры, от этого появились тысячи механических созданий… Увидев, что оружие Агнея отбито, Индра запустил несравненное оружие Вайавйа, и силой его тучи были разогнаны… Шакра… выпустил оружие Гаруды. Вслед за этим из него изошло тысячи Гаруд… он выпустил Нарайана астру.

«Сканда-пурана», глава 21

Некоторые астры, как оружие Нарасимхи, требовали произнесения особых мантр, например, Агхора-мантры. В «Махабхарате» упоминается «пламя Индры» — оружие, «извергающее языки пламени» и «наполненное молниями», а также разящий дротик Васавы и высокочтимая восьмигранная палица.

индра на слоне айравате
Могущественного Индру традиционно представляют могущественным божеством на золотой колеснице или верхом на его вахане — белом слоне Айравате

Индрадханус: лук-радуга

Лук Индры (Индрадханус) — это радуга, которая украшает небесный свод после грозы. Это прекрасный символ того, как после битвы и бури в мир возвращаются красота и гармония.

Ваджра: алмазная молния

Из своих рук вручил ему Шакра любимое оружие своё — ваджру, удара которой не перенесть никому.

«Махабхарата», книга III «Араньякапарва», глава 45

Ваджра (санскр. वज्र — 'удар молнии' и 'алмаз') — главное оружие Индры. Это двуглавая палица, символизирующая несокрушимую силу и твёрдость духа. Её выковал божественный кузнец Тваштар специально для победы над демоном Вритрой.

Ваджра — не просто оружие. Она олицетворяет могущественную силу, освобождающую от оков невежества и тьмы. Алмаз символизирует нерушимую природу истины, а молния — мгновенное просветление, которое эту истину открывает.

ваджра индры
Ваджра — двуглавая палица Индры, символизирующая несокрушимую силу, выкованная Тваштаром для победы над Вритрой, её название переводится как «молния» и «алмаз»

Её также именуют Бхаудхара, Шата-брадхна ('о ста остриях') и Сахасра-парна ('тысячелистная').

Величайший подвиг: поединок с Вритрой

Мы хотим сейчас прославить, о Индра, твои прежние великие деяния… Мы хотим прославить ваджру в твоих руках, жаждущую подвигов…

«Ригведа», II.11.6

Центральный космогонический миф «Ригведы» — это битва Индры с демоном Вритрой. Вритра (санскр. वृत्र — 'затвор', 'препятствие') — гигантский змей, олицетворяющий хаос, засуху и тьму. Он сковал мировые воды, погрузив мир в стагнацию и смерть. Индра, «рождённый для убийства Вритры», должен был сразить его и освободить жизнь.

Этот поединок — не просто древняя легенда. Это глубокий символ вечной борьбы:

  • Порядка и хаоса: Индра создаёт структуру из первозданного хаоса Вритры.
  • Света и тьмы: Индра возвращает миру солнце, поглощённое мраком.
  • Жизни и смерти: освобождая воды, Индра дарует земле плодородие и процветание.
  • Духовного освобождения: победа над Вритрой — это аллегория преодоления внутренних «демонов» — невежества и эго, которые сковывают наш дух.
день и ночь
По арктической теории Б. Г. Тилака, миф об Индре, разрушающем крепости Вритры, — это воспоминание ариев о полярной ночи, бог, побеждающий 100-дневную тьму, символизирует возвращение Cолнца

Согласно арктической теории Б. Г. Тилака, этот миф может быть воспоминанием древних ариев о долгой полярной ночи. Индра, разрушающий 99 крепостей Вритры, — это бог, который после стодневной тьмы возвращает людям свет долгожданного солнца.

Параллели в мировых мифологиях

Сюжет о битве бога-громовержца с драконом или змеем — один из древнейших архетипов, встречающийся в культурах по всему миру.

  • Вавилон: бог Мардук побеждает чудовище хаоса Тиамат.
  • Славянская мифология: бог-громовержец Перун сражается со Скипер-змеем.
  • Древний Египет: бог солнца Ра каждую ночь борется со змеем Апопом.
  • Иран: бог войны Веретрагна (этимологически близкий к Вритрахану) защищает ариев.
  • Греция: Аполлон побеждает змея Пифона, а Геракл — Лернейскую гидру.
  • Скандинавия: бог грома Тор противостоит мировому змею Ёрмунганду.

Этот универсальный сюжет отражает фундаментальную человеческую интуицию: для того чтобы возникла жизнь и сознание, изначальная, инертная сила хаоса должна быть преодолена и структурирована.

планеты в космосе
Универсальный сюжет о битве громовержца с драконом символизирует ключевой акт творения: преодоление первичного хаоса для установления порядка, дающего начало жизни и сознанию

Иконография: как изображают Индру

Индру обычно изображают как могущественного четырёхрукого бога, восседающего на золотой колеснице или на своей вахане (ездовом животном) — белом слоне Айравате.

  • Атрибуты: в руках он держит ваджру, стрелы, лук, большой крюк и сеть (символ всеобъемлющей власти). Одна из его рук может быть сложена в абхая-мудру — жест божественной защиты и бесстрашия.
  • Тысяча глаз: иногда его тело покрыто тысячью глаз (Сахасракша), что символизирует его всеведение. Ничто во Вселенной не может укрыться от его взора.
  • Ваханы:
    • Айравата (санскр. ऐरावत — 'восставший из вод') — царь слонов, появившийся при пахтании Млечного океана. Слон символизирует царское достоинство, мудрость и силу, способную устранить любые препятствия.
    • Уччайхшравас (санскр. उच्चैःश्रवस् — 'навостривший уши') — семиголовый летающий конь белой масти, также рождённый из океана.
барельеф индры
Мантры, обращённые к Индре, призывают его сущностные качества: мощь, решимость, щедрость и дар побеждать любые преграды — как внешние, так и внутренние

Мантры Индре

Мантры, посвящённые Индре, призывают его качества: силу, решимость, щедрость и способность преодолевать препятствия как внешние, так и внутренние.

  1. «Индра Сахасранама»: тысяча имён Индры.
  2. «Индра-гаятри»: вариация знаменитой Гаятри-мантры.

    Om bhur bhuvah svaha
    Tat savitur varenyam
    Om sahasranetraya vidmahe
    Vajrahastaya dhimahi
    Tanno Indrah prachodayat
  3. Индра-мантра из «Махабхараты»:

    Vajrasya bhartā bhuvanasya goptā; vṛtrasya hantā namucer nihantā
    Kṛṣṇe vasāno vasane mahātmā; satyānṛte yo vivinakti loke

    «О, владеющий ваджрой, защитник Вселенной, сразивший Вритру и Намучи. О, прославленный, ты выявляешь истину и ложь в этом мире».
  4. Индра-бхагаван-мантра:

    Oṁ namo bhagavate mahārājāya / rājadevāya

    «Приветствуем верховного царя дэвов!»

Алмазная сеть Индры: метафора всеобщего единства

Одна из самых глубоких и красивых концепций, связанных с Индрой, — это «Алмазная сеть». Эта метафора из буддийской «Аватамсака-сутры» описывает саму ткань реальности.

Представьте себе бесконечную сеть, раскинувшуюся над дворцом Индры. В каждом её узле сияет идеальный кристалл. Если вы посмотрите на один любой кристалл, вы увидите в нём отражение всех остальных кристаллов сети. И в каждом из этих отражений, в свою очередь, отражается вся сеть целиком, и так до бесконечности.

макрокосмос в микрокосмосе
Алмазная сеть Индры» из «Аватамсака-сутры» — метафора устройства реальности, это бесконечное полотно, где в каждом сияющем узле отражаются все остальные, создавая взаимопроникающую паутину бесконечных отражений

Это аллегория фундаментального принципа Вселенной:

  • Всё во всём: каждая частица содержит в себе информацию о целом.
  • Взаимосвязанность: ничто не существует изолированно. Любое действие, мысль или событие в одной точке сети мгновенно отражается во всей сети.
  • Единство: на глубинном уровне всё сущее — едино.

Современная наука приходит к похожим выводам через теорию фракталов, где каждая часть является уменьшенной копией целого, и квантовую физику, говорящую о нелокальной связи частиц. Постижение этой метафоры ведёт к осознанию единства бытия и ответственности за всё происходящее в мире. Весь окружающий мир — это зеркало, в котором отражается каждый из нас.

Заключение: единый во множестве

Несмотря на то что мы говорим о конкретном божестве, важно помнить о фундаментальном принципе ведической мудрости — единстве всего сущего. Разделяя богов, мы разделяем единую божественную реальность. Как напоминает «Шандилья-упанишада», верховный Бог един, но проявляет себя во множестве форм.

«Затем Всевышний… изъявил: "Да стану Я многими! Да распространюсь Я повсюду!"… Этот Всевышний Бог наделён всем в изобилии. Он пронизывает всё и пребывает в сердцах всех существ. Он — великий Маяви, играющий с майей. Он — Брахма; Он — Вишну; Он — Рудра; Он — Индра; Он — все боги и все существа… Он — всё!»


Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Почему Индра, будучи верховным богом в Ведах, позже утратил своё значение?

Это связано с эволюцией индуизма. Ведическая религия была сосредоточена на ритуалах (яджня) для поддержания космического порядка, и Индра как бог-воин и защитник был центральной фигурой. В более поздний, пуранический период фокус сместился на личную преданность (бхакти) и философские концепции. На первый план вышли божества, олицетворяющие фундаментальные процессы творения, поддержания и разрушения мира — Брахма, Вишну и Шива, а также Великая Богиня (Дэви). Индра стал восприниматься скорее как могущественный, но не всевышний царь небес.

2. Что символизирует «тысяча глаз» Индры?

Тысяча глаз (Сахасракша) — это символ всеведения и всепроникающего сознания. Индра видит всё, что происходит во Вселенной, от движения звёзд до помыслов живых существ. Это подчёркивает его роль как хранителя космического закона (риты). Согласно одной из пуранических легенд, эти глаза появились как знак проклятия, но позже были превращены в благословение, что символизирует трансформацию позора в мудрость.

3. В чём практический смысл метафоры «Сеть Индры» для современного человека?

Эта метафора учит нас взаимосвязанности и ответственности. Она напоминает, что каждый наш поступок, слово и даже мысль влияют на весь мир, подобно тому как вибрация одного кристалла передаётся всей сети. В практическом смысле это призывает к осознанности: быть добрее к окружающим, заботиться о природе, понимать, что наше внутреннее состояние (гнев или покой) не является только нашим личным делом, а вносит свой вклад в общее поле сознания.

4. Можно ли использовать мантры Индре в духовной практике?

Да, можно. Традиционно мантры Индре используются для обретения таких качеств, как смелость, решительность, лидерство и способность преодолевать препятствия. Обращение к архетипу Индры может помочь укрепить волю, защититься от негативных влияний и обрести ясность в достижении целей. Однако, как и в любой мантра-практике, важны намерение, уважение и, в идеале, наставничество со стороны знающего учителя.

5. Является ли Индра злым или отрицательным персонажем в более поздних текстах?

Нет, он не является злым. Скорее, его образ становится более «человечным». В Пуранах он часто изображается гордым, вспыльчивым, ревнивым к могуществу мудрецов и аскетов и порой совершающим неблаговидные поступки. Это можно трактовать как аллегорию того, что даже самая большая власть (царь богов) подвержена искушениям эго и мирских желаний. Его истории служат поучительным примером, а не образом абсолютного зла.

Это интересно
Бог Вишну: суть, мантры и символы для духовного пути

Я славлю того, кто есть всё. Властелина всего, бесконечного, нерождённого, непостижимого, нераздельного, Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого, обширнейшего из всего самого обширного! Он — тот, кто есть всё, от кого возник этот (мир); он — бог всех богов, он — высшее (прибежище) высших целей! «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41 В ведической традиции бог Вишну (санскр....