Содержание
Я славлю того, кто есть всё.
Властелина всего, бесконечного,
нерождённого, непостижимого, нераздельного,
Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого,
обширнейшего из всего самого обширного!
Он — тот, кто есть всё,
от кого возник этот (мир);
он — бог всех богов,
он — высшее (прибежище) высших целей!
«Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41
В ведической традиции бог Вишну (санскр. विष्णु — 'всепроникающий', 'всеобъемлющий') — один из ключевых аспектов триединого божества, Тримурти. Эта триада воплощает три фундаментальные силы мироздания: творение (Брахма), хранение (Вишну) и разрушение (Шива). Роль Вишну — поддерживать космический порядок (дхарму) и оберегать мир от хаоса. Само понятие дхармы является центральным в восточной философии, обозначая не только космический закон, но и моральный долг каждого живого существа.
Единство божественных сил подчёркивается в образе «Харихара», где Вишну и Шива сливаются в одном теле, символизируя неразрывность созидательных и разрушительных энергий. Связь Вишну и Брахмы не менее глубока: Брахма, творец материальной вселенной, рождается из лотоса, растущего из пупа Вишну. Таким образом, Вишну выступает как изначальная, проявляющая сила, а Брахма — как её инструмент. Именно изначальная божественная мысль породила материальный мир, который мы постигаем органами чувств.
Вишну в ведической традиции и славянстве
В «Вишну-пуране» говорится, что наша земля, Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну. Он — хранитель Вселенной, у которого, согласно священным текстам, есть 1000 имён (Viṣṇusahasranāma). Каждое имя отражает одно из его качеств, а их полный список содержится в «Вишну-сахасранама-стотре» (часть «Махабхараты»).
Корень санскритского слова vish означает 'всепроникать', 'углубляться в природу сущего'. Это полностью отражает суть Вишну: он есть всё и одновременно находится внутри всего. Он несёт энергию гуны благости (саттвы), даруя всем существам гармонию и процветание.
(Ты) неотделим от нижних, средних и верхних (зон) земли, от тебя — эта Вселенная, от тебя — то, что было, и то, что будет, от тебя — этот мир, имеющий образ, со всем сущим!
«Вишну-пурана», кн. I, гл. XII, шлоки 60–61
Интересно, что аналог Вишну встречается и в славянской ведической традиции. Это бог Вышень, который управляет миром Слави (миром светлых богов) и покровительствует тем, кто несёт в мир добро и следует законам мироздания (стезёй Прави). Вышень помогает идущим по пути духовного развития и наделяет их способностью отличать правду от лжи.
Аватары Вишну: нисхождение бога в материальный мир
Слово «аватара» (санскр. अवतार) дословно переводится как 'нисхождение'. Оно обозначает воплощение божественной сущности в материальном мире в определённом образе. Понятие аватары теснее всего связано именно с Вишну, хранителем Вселенной.
Всякий раз, когда праведность приходит в упадок, а несправедливость и безбожие преумножаются в этом мире, я сам нисхожу, дабы оградить этот мир от зла, уничтожить злодеев и освободить праведников, восстановить правду и справедливость. Я прихожу сюда из века в век.
«Бхагавад-гита», гл. IV, тексты 7–8
Аватары приходят в мир, когда силы зла угрожают нарушить космическое равновесие, чтобы восстановить дхарму и наделить силой добро. Хотя в «Бхагавата-пуране» говорится, что воплощения Вишну бесчисленны, «как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника», традиционно выделяют десять основных, или маха-аватар, — дашаватара (санскр. दशावतार — 'десять аватаров').
Десять главных аватаров (Дашаватара)
«Гаруда-пурана» и «Агни-пурана» перечисляют десять канонических воплощений Вишну. Их последовательность отражает эволюционный путь: от простейших форм жизни до совершенного человека и далее — к божественному спасителю.
Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, и также Калки.
«Гаруда-пурана», гл. VIII, тексты 10–11
Эти аватары являлись в разные эпохи — юги:
- Сатья-юга (эпоха истины): Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха.
- Трета-юга (серебряный век): Вамана, Парашурама, Рама.
- Двапара-юга (бронзовый век): Кришна.
- Кали-юга (железный век, наша эпоха): Будда и грядущий Калки.
- Матсья (рыба): в этой форме Вишну спас прародителя человечества Ману и семерых мудрецов-риши от всемирного потопа. Он велел им построить лодку, собрать семена всех растений и ждать. Когда мир был затоплен, Матсья привязал лодку к своему рогу и увлёк её в безопасное место. Также он сразился с демоном Хаягривой, который похитил священные Веды, и вернул их миру.
- Курма (черепаха): во время пахтанья молочного океана богами и асурами для получения нектара бессмертия (амриты) гора Мандара, использовавшаяся как мутовка, начала тонуть. Вишну в образе гигантской черепахи опустился на дно океана и удержал гору на своей спине, позволив завершить великое деяние.
- Вараха (вепрь): когда демон Хираньякша одолел богов и утопил Землю в космическом океане, Вишну явился в образе вепря. После битвы, длившейся тысячу лет, он победил демона и поднял Землю из глубин на своих клыках.
- Нарасимха (человеколев): брат Хираньякши, могущественный демон Хираньякашипу, получил дар неуязвимости: его не мог убить ни человек, ни зверь, ни днём, ни ночью, ни в доме, ни на улице. Ослеплённый гордыней, он объявил себя богом. Его собственный сын Прахлада остался предан Вишну, за что отец подверг его жестоким пыткам. Чтобы защитить своего преданного и обойти дар неуязвимости, Вишну явился в сумерках на пороге дворца в образе существа, которое не было ни человеком, ни зверем, и растерзал демона.
- Вамана (карлик-брахман): могущественный царь асуров Бали (внук Прахлады) захватил власть над тремя мирами. Во время его жертвоприношения, когда он обещал исполнить любую просьбу, к нему явился Вишну в образе карлика-брахмана. Вамана попросил столько земли, сколько сможет отмерить тремя шагами. Получив согласие, он начал расти до гигантских размеров. Первым шагом он покрыл всю Землю, вторым — небеса. Для третьего шага места не осталось, и Бали, чтобы сдержать слово, подставил свою голову. За эту преданность Вишну даровал ему власть над подземным миром (Суталой) и обещал царствование в будущем.
- Парашурама (Рама с топором): сын брахмана Джамадагни, явившийся для истребления гордых и зарвавшихся кшатриев (воинов), которые узурпировали власть и угнетали народ. Вооружившись топором, он 21 раз обошёл Землю, уничтожая тиранов и восстанавливая справедливость.
- Рама: идеальный царь и совершенный человек, принц Айодхьи. Его история, полная подвигов, верности и самопожертвования, подробно изложена в великом эпосе «Рамаяна». Главный его подвиг — победа над десятиголовым демоном Раваной, похитившим его супругу Ситу.
- Кришна: одна из самых почитаемых аватар Вишну, чья жизнь и учение изложены в «Махабхарате» и «Бхагавата-пуране». Он выступил в роли колесничего и наставника Арджуны в битве на Курукшетре, где изложил ему философию «Бхагавад-гиты». Иногда девятой аватарой вместо Будды считают его брата Балараму. Личность и учение Кришны настолько многогранны, что ему посвящены отдельные священные писания, раскрывающие его божественную природу.
- Будда: по одной из версий индуизма, Вишну воплотился как Сиддхартха Гаутама (Будда), чтобы дать ложное учение и отвлечь грешников и атеистов от ведических ритуалов, тем самым ускорив их падение и подготовив мир к очищению. Эта трактовка является более поздней и спорной, но она прочно вошла в список Дашаватара.
- Калки (всадник на белом коне): будущая аватара, которая явится в конце нашей эпохи, Кали-юги. Он придёт, чтобы искоренить зло, уничтожить невежество и восстановить дхарму, после чего начнётся новая Сатья-юга. Согласно ведическим предсказаниям, конец Кали-юги наступит в 428 898 г. н. э.
Тривикрама: три шага Вишну
Один из древнейших подвигов Вишну, описанный ещё в «Ригведе», — Тривикрама ('три шага'). Эта история легла в основу легенды об аватаре Вамане. Тремя гигантскими шагами Вишну измерил все миры, утвердив своё владычество над Вселенной.
Я хочу сейчас провозгласить героические деяния Вишну,
Который измерил земные пространства,
Который укрепил верхнее общее жилище,
Трижды шагнув, (он,) далеко идущий.
«Ригведа» I.154 (Вишну-сукта)
Эти три шага имеют множество трактовок:
- Земля, атмосфера и небо.
- Восход, полдень и закат солнца.
- Сошествие божественного луча в дух, душу и материальное тело.
Изображения Тривикрамы, где нога Вишну поднята высоко вверх, можно найти в древних храмах, например, в пещерном комплексе Эллора. Этот миф подчёркивает солярную природу Вишну, его связь со светом и энергией, пронизывающей всё мироздание.
Иконография и символы Вишну
Вишну традиционно изображают как мужчину с кожей тёмно-синего или бледно-голубого цвета и четырьмя руками. В них он держит свои главные атрибуты:
- Шанкха (раковина): символ творения, из её звука «Ом» родилась Вселенная. Спираль раковины олицетворяет циклическую природу бытия.
- Сударшана-чакра (огненный диск): символ космического равновесия и высшей справедливости, оружие, уничтожающее зло и невежество.
- Каумодаки (булава): олицетворение божественной силы, власти и способности разрушать эго.
- Падма (цветок лотоса): символ духовной чистоты, красоты и божественного происхождения.
Вахана и спутники Вишну
Ваханой (ездовым животным) Вишну является Гаруда — царь птиц, могучий орёл с человеческим телом. Он символизирует просветлённый ум, скорость мысли и победу над змеями (символами эгоистичных желаний). Гаруда стал ваханой Вишну после того, как беззаветно и бескорыстно добыл для богов амриту, чтобы освободить свою мать из рабства.
Гаруда сказал Вишну: "Я тоже дам тебе дар, выбирай же и ты!". И великий Кришна избрал ту могучую птицу в качестве колесницы и поместил её (изображение) на своём знамени.
«Махабхараты». Адипарва, глава 29
В периоды покоя между циклами творения (пралайи) Вишну возлежит в состоянии космического сна на тысячеголовом змее Шеше, который плавает в водах Причинного океана. Шеша символизирует бесконечность времени и пространства.
Божественная супруга: Шри-Лакшми
Неотлучной спутницей Вишну является его супруга Шри-Лакшми, богиня процветания, удачи и красоты. Она сопровождает его во всех аватарах.
Подобно тому, как Хозяин мира, царь богов Джанардана рождается (в образах различных) аватар, так и его подруга Шри. Когда Хари был сыном Адити, она была рождена из лотоса; когда он был (рождён) как Рама из рода Бхригу, она была Дхарани. Он был рождён как Рагхава, она — как Сита; когда он был (рождён как) Кришна, она была (рождена как) Рукмини, и в других аватарах Вишну она была его подругой.
«Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 138–141
Лакшми родилась из молочного океана во время его пахтанья. Она воплощает созидательную энергию (шакти) Вишну и дарует благополучие тем, кто живёт праведно.
Космогония: мир глазами «Вишну-пураны»
Согласно «Вишну-пуране», Вишну — это не просто хранитель, а первопричина творения, сохранения и разрушения мира. Вселенная исходит из него и в нём же пребывает. Он устанавливает циклы существования, являясь прародителем предматерии (пракрити) и сознания (пуруши).
В начале времён из предматерии, аллегорически представленной водами Причинного океана, развёртывается весь проявленный мир. Из неё возникает принцип творения — сознание с тремя его качествами (гунами): благостью, страстью и невежеством. Сознание, в свою очередь, порождает первоэлементы и органы чувств.
Из первоэлементов создаётся космическое яйцо Брахмы (хираньягарбха), которое и есть Вишну. Проявляясь в образе Брахмы, он творит Вселенную (качество страсти, раджас). В образе самого себя он поддерживает созданный мир (качество благости, саттва). А в конце времён, приняв образ Рудры (Шивы), он разрушает и поглощает Вселенную (качество невежества, тамас).
Затем, после периода покоя, Вишну пробуждается, и цикл творения начинается вновь. Так повторяются кальпы — бесконечные циклы рождения, жизни и гибели Вселенной.
Всё, что воспринимает разум, воспринимает глаз и другие (органы чувств), а также все, что различается сознанием, — (всё) это твой образ!
«Вишну-пурана», кн. I, гл. IV, шлока 19
Духовная практика: янтры и мантры Вишну
Янтра Вишну: геометрия божественного
Янтра Вишну — это священный геометрический символ, используемый для медитации и концентрации. Созерцание янтры помогает настроиться на энергию благости, растворить иллюзии материального мира (майю) и ощутить единство всего сущего.
- Центр: точка (бинду) и два пересекающихся треугольника образуют гексаграмму. Треугольник, направленный вверх, символизирует мужское, активное начало (дух). Треугольник, направленный вниз, — женское, пассивное (материя). Их пересечение — символ единства противоположностей, проникновения духа в материю.
- Лотосы: гексаграмму окружают два лотоса (восьми- и двенадцатилепестковый), символизирующие чистоту и раскрытие духовного потенциала.
- Квадрат (бхупур): внешний квадрат с четырьмя «вратами» защищает священное пространство янтры и символизирует материальный мир.
Позднее этот древний символ был заимствован и стал известен как «Печать Соломона» или «Звезда Давида».
Мантры Вишну: звуковые вибрации гармонии
Воспевание мантр, посвящённых Вишну, помогает достичь состояния гармонии с миром и осознать нераздельность всего сущего.
- Восьмислоговая мантра: OM Namo Narayanaya
«Ом намо Нараянайя — эта мантра помогает в достижении любых благ. <...> Уничтожающая все грехи, благословенная, высшая из всех мантр». («Нарсимха-пурана») - Приветствие Вишну: OM Vishnave Namaha
- Поклонение Васудеве: Om Namo Bhagavate Vasudevaya
«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!» («Вишну-пурана») - Вишну-Гаятри мантра:
OM Narayanaya vidmahe
Vasudevaya dhimahi
Tanno Vishnuh prachodayat - Защитная мантра: Мантра Нарасимха-Кавача
На сайте OUM.RU можно найти записи мантр Om Vishnave Namaha и Vishnu-Gayatri в прекрасном исполнении Дарьи Чудиной — https://www.oum.ru/media/audio/mantry-kluba/mantry-v-ispolnenii-dari-chudinoy/.
Практикуя эти мантры, человек настраивается на вибрации божественного, и всё бытие предстаёт перед ним как единое творение, несущее в себе частицу изначальной природы.
ОМ.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. В чём главное отличие Вишну от Брахмы и Шивы?
В триаде Тримурти каждый выполняет свою функцию: Брахма — творец материального мира, Шива — его разрушитель, а Вишну — хранитель и поддержатель космического порядка. Вишну отвечает за равновесие, справедливость и защиту дхармы. Он активно вмешивается в дела мира через своих аватаров, в то время как Брахма более пассивен после акта творения, а Шива чаще всего пребывает в медитации, символизируя трансцендентное.
2. Почему у Вишну синий цвет кожи?
Синий или тёмно-синий цвет кожи символизирует бесконечность, подобно цвету неба или глубокого океана. Это указывает на его всепроникающую, безграничную природу. Как небо охватывает всё, так и Вишну присутствует во всём и является основой всего сущего.
3. Все ли индуисты поклоняются Вишну?
Нет, не все. Индуизм — очень многообразная религия. Основные течения — это вайшнавизм (поклонение Вишну и его аватарам), шиваизм (поклонение Шиве) и шактизм (поклонение Божественной Матери, Шакти). Для вайшнавов Вишну является верховным богом, источником всего.
4. Что такое юги и как они связаны с аватарами?
Юги — это эпохи в индуистском циклическом представлении о времени. Всего их четыре: Сатья-юга (золотой век праведности), Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга (наша эпоха, век деградации и невежества). Аватары Вишну приходят в разные юги, и их характер соответствует состоянию мира. В Сатья-югу, когда праведность сильна, аватары борются с космическими демонами, а в Кали-югу их миссия — бороться с внутренним злом и невежеством в самих людях.
5. Можно ли практиковать мантры Вишну, если я не индуист?
Да, можно. В йогической и ведической традициях мантры рассматриваются как универсальные звуковые вибрации, которые работают на энергетическом уровне независимо от религиозной принадлежности. Считается, что мантра OM Namo Narayanaya, например, несёт энергию гармонии и защиты, доступную любому, кто повторяет её с чистым намерением и уважением.
Эту статью мы посвятим довольно краткому описанию одного из величайших в индуистском пантеоне божеств — богу Шиве. Для того чтобы полностью описать всё, чем он является, потребовалась бы книга или даже несколько, потому что Шива есть Вселенная или Вселенные, Абсолют. Самые важные и яркие характеристики и аспекты бога будут рассмотрены в публикуемом материале.
