Пучок волос не от добродетели там…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, также по поводу одного лицемера.
Когда в былые времена в Бенаресе правил Брахмадатта, Бодхисаттва был царём крыс и жил в лесу. Когда однажды в лесу вспыхнул пожар, один шакал не мог убежать от него и остановился, прислонив голову к дереву. Волосы на всём его теле сгорели. Но на его голове, там, где он прислонился к дереву, осталось несколько волос, похожих на ушнишу. Когда этот шакал однажды пил воду из пруда, он увидел своё отражение и пучок волос на голове. Тогда он подумал: «Теперь я получил ценное имущество»1. Находясь в лесу, шакал увидел крысиную нору и, подумав: «Я обману и съем этих крыс», он встал над ней. Бодхисаттва увидел шакала, когда искал корм; он подумал, что этот шакал является добродетельным, подошёл к нему и спросил:
— Как тебя зовут?
— Я огнепоклонник Бхарадваджа23.
— Зачем ты пришёл?
— Чтобы охранять вас.
— Что ты хочешь делать, чтобы охранять нас?
— Я могу считать на пальцах. Когда утром вы пойдёте искать корм, я буду считать столько-то и столько-то; а когда вы вернётесь, я буду вас считать. Так я буду вас охранять, считая вас утром и вечером.
Бодхисаттва ответил:
— Тогда охраняй нас, дядя4.
Шакал согласился, ответив:
— Хорошо.
Когда крысы уходили, он считал: «Один, два, три», а когда они возвращались, он также считал, но хватал самых последних и съедал их.
Так продолжалось некоторое время.
Но тут крысиный царь повернулся и сказал:
— Эй, огнепоклонник Бхарадваджа, этот пучок волос на твоей голове находится там не от твоей добродетели, но ради твоего живота.
А после этого он произнёс такую гатху:
Пучок волос не от добродетели там,
из-за обжорства он там.
Не будет более счёта на пальцах;
Да будет с тобой покончено, Аггика.
После того как Учитель закончил своё наставление, он соотнёс перерождения, произнеся:
— Тогда шакалом тоже был этот монах, крысиным царём же был я.