Посредством слов мудрецов, твёрдости и осознания…» — это рассказал Учитель, прибывая в роще Джеты, по поводу поучения об искушении дочерями Мары под фиговым деревом Аджапа1. Когда Бхагаван произнёс это поучение об искушении дочерями Мары от начала и до конца:
«Ярко светясь, приблизились они,
Танха, Арати и Рага2;
но их отогнал Учитель,
как ветер хворост»,
монахи завели такой разговор в зале для чтения Дхармы:
— Друг, Полностью Пробуждённый даже не направил глаза чтобы посмотреть на дочерей Мары, которые создали несколько сотен божественных обликов, и пришли, дабы соблазнить его. О, как чудесна сила Будды.
Тут в зал вошёл Учитель и захотел узнать, что там монахи обсуждают. Получив ответ, Он сказал:
— Монахи, то, что сейчас, когда я избавился от любого омрачения и достиг всезнания, я не смотрю на дочерей Мары, не является чудом. Ведь я и в прошлом, когда я искал просветления и, пребывая в омрачении, закрыв органы чувств, не посмотрел из-за омрачения на созданный божественный облик, а ушёл прочь и получил большое царство.
И после этого Он поведал о былом.
— Однажды, когда в Бенаресе правил Брахмадатта, Бодхисаттва был младшим из ста братьев. Всё произошло так, как описано в джатаке о Таккасиле3.
Жители города Таккасила посетили Бодхисаттву в зале за городом, попросили его принять царство, получили его согласие и сделали его царём. Они разукрасили город, как город богов, а царский дворец — как дворец Индры. Тогда Бодхисаттва вошёл в город и с грацией Царя богов сел на украшенную драгоценными камнями подушку, расположенную под белым зонтом в галерейном зале. Министры, а также брахманы, мужья семейств и благородные сыновья, все в украшеньях стояли вокруг него. Шестнадцать тысяч очаровательных танцовщиц, похожих на небесных дев, и искушённых в танцах, песнопении и рассказах, танцевали, пели и вели рассказ; и из-за звучания песен и рассказов царский дворец был наполнен звуками, подобными шуму океана, которым откликается он на громыхающие облака. Когда Бодхисаттва посмотрел на свой блеск и своё великолепие, он подумал: «Если бы я посмотрел на божественный облик этих демониц, я бы погиб и не увидел бы этого блеска и этого великолепия. Но из-за того, что я остался верен наставлениям Пратьекабудд, я достиг этого».
Обдумывая это, он произнёс, издав громкий возглас, такую гатху:
Посредством слов мудрецов, твёрдости и осознания,
так как я не испугался, остался совершенно свободным от страха, —
так избежал я власти демониц;
значит, я нашёл спасение из большой беды.
После того как Бодхисаттва огласил этими гатхами истину, он правил справедливо. Он совершал такие благие поступки, как пожертвование и тому подобное, и попал в место, соответствующее его заслугам.
И завершив таким образом повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— Тогда я был принцем, который пришёл в Такасилу и получил царство.