«Если яд скрыт…» — эту историю рассказал Учитель о личчавийском принце Дуттхе из Вайшали, когда тот жил в двухэтажном доме в большом лесу близ Вайшали. В те дни жители города Вайшали наслаждались его чудесным процветанием. Город окружала тройная стена, каждая из которых находилась на расстоянии лиги от другой, а также имелось трое ворот со сторожевыми башнями. В этом городе всегда находилось семь тысяч семьсот семь царей, управлявших царством, и столько же наместников, генералов и казначеев.
Среди царских сыновей был один, известный как Дуттхаликчави кумара, Князь Злой из Личчави, свирепый, вспыльчивый и жестокий юноша, всегда карающий, как разъярённая гадюка. Его страстный характер был таков, что в его присутствии никто не мог произнести более двух-трёх слов, и ни родители, ни родственники, ни друзья не могли его исправить. И тогда родители решили привести неуправляемого юношу к Наимудрейшему Будде, понимая, что никто, кроме него, не сможет укротить бушующий дух их сына. И вот они привели его к Учителю, которого с должным поклоном попросили прочитать юноше лекцию.
Затем Учитель обратился к принцу и сказал:
— Принц, человек не должен быть ни страстным, ни жестоким, ни злым. Злой человек — это тот, кто жесток и недобр как к матери, родившей его, так и к отцу, и к ребёнку, к братьям и сёстрам, к жене, друзьям и родственникам. Внушая ужас, как гадюка, бросающаяся вперёд, чтобы укусить, как разбойник, набрасывающийся на жертву в лесу, как якха-людоед, желающий пожирать, безжалостный человек сразу же после этой жизни переродится в аду или другом месте наказания; и даже в этой жизни, как бы он ни был украшен, он выглядит безобразно. Будь его лицо прекрасно, как шар Луны в полнолуние, но его ненавидят, как лотос, опалённый пламенем, как золотой диск, покрытый грязью. Именно такая ярость побуждает людей убивать себя мечом, принимать яд, вешаться и бросаться с обрыва; и так получается, что, встретив свою смерть по причине собственной ярости, они возрождаются в муках. Так и те, кто причиняет вред другим, ненавидимы даже в этой жизни и за свои пороки переходят по смерти тела в ад и испытывают наказание; а когда они снова рождаются людьми, болезни глаз и ушей и всякого рода недуги преследуют их с самого рождения. Поэтому пусть все люди проявляют доброту и делают добро, и тогда уж точно ад и наказание им не страшны.
Такова была сила воздействия этой лекции на принца, что его гордость сразу же смирилась, высокомерие и эгоизм ушли из него, а сердце обратилось к доброте и любви. Он больше никогда не оскорблял и не наносил ударов, а стал кротким, как змея с вырванными клыками, как краб с обломанными клешнями, как бык с обломанными рогами.
Отметив эту перемену в настроении, монахи вместе рассказывали в зале Дхаммы о том, как личчавийский принц Дуттха, которого не могли обуздать беспрестанные увещевания его родителей, был покорён и смирён одним наставлением Верховного Будды и как это было похоже на укрощение сразу шести слонов в гоне.
Хорошо было сказано:
— Укротитель слонов, монахи, направляет слона, которого объезжает, заставляя его идти вправо или влево, назад или вперёд по его воле; точно так же укротитель лошадей и бывший укротитель лошадей и волов; и также Татхагата, Премудрый Будда, направляет человека, которого он хочет обучить правильному, ведёт его по любому из восьми направлений и заставляет своего ученика различать формы, внешние по отношению к себе. Таков Будда и только он, — и так далее. Вплоть до слов:
— Тот, кого называют главным из наставников людей, верховным в преклонении людей перед ярмом Дхаммы.
— Ибо, господа, — сказали монахи, — нет такого наставника (людей), подобного Верховному Будде.
И вот Учитель вошёл в зал и спросил их, о чём они беседуют. Тогда они рассказали ему, и он сказал:
— Монахи, это не первый случай, когда одно моё увещевание покоряет принца; подобное случалось и раньше.
И, сказав так, он рассказал эту историю из прошлого.
— В прошлом, когда Брахмадатта царствовал в Бенаресе, Бодхисаттва снова появился на свет в качестве брамина в северной стране, а когда вырос, то сначала изучил Три Веды и все знания в Такшашиле и некоторое время вёл мирскую жизнь. Но когда его родители умерли, он стал отшельником, поселился в Гималаях и достиг Высших Знаний и обретения Достоинств. Там он прожил долгое время, пока нужда в соли и других необходимых вещах не вернула его на путь людей, и он пришёл в Бенарес, где расположился в королевских садах для отдыха. На следующий день он тщательно оделся и в лучшем одеянии аскета отправился за милостыней в город, и подошёл к царским воротам.
Царь сидел и увидел Бодхисаттву из окна и отметил про себя, как мудрый сердцем и душой аскет, устремив взгляд прямо перед собой, шёл с львиным величием, как будто на каждом шагу у него был кошелёк с тысячей монет. «Если где и обитает добро, — подумал царь, — то, должно быть, в груди этого человека». Призвав придворного, он велел ему привести подвижника к нему. Придворный подошёл к Бодхисаттве и, поклонившись, взял из его рук чашу для подаяний.
— Что вам, почтенный? — спросил Бодхисаттва.
— Царь посылает за вами, — ответил придворный.
— Моё жилище, — сказал Бодхисаттва, — находится в Гималаях, и я не пользуюсь благосклонностью царя.
Тогда придворный вернулся и доложил об этом царю. Сославшись на то, что у него нет по сей день тайного советника, царь велел привести Бодхисаттву, и Бодхисаттва согласился прийти.
Царь встретил его при входе с великой учтивостью и велел усадить на золотой трон под царским зонтиком. Бодхисаттву накормили изысканными яствами, которые были приготовлены для самого царя.
Затем царь спросил, где живёт подвижник, и узнал, что его дом находится в Гималаях.
— И куда же ты теперь направляешься?
— В поисках жилища на сезон дождей, государь.
— Почему бы тебе не поселиться в моих садах для развлечений? — предложил царь.
Тогда, получив согласие Бодхисаттвы и приняв пищу, он отправился со своим гостем в сады для отдыха и там построил скит с кельей для дня и кельей для ночи. Это жилище было снабжено восемью необходимыми атрибутами аскета. Устроив таким образом Бодхисаттву, царь передал его в ведение садовника и вернулся во дворец. Так и случилось: Бодхисаттва с тех пор жил в царских садах, и дважды или трижды в день царь приходил навестить его.
У царя был вспыльчивый и страстный сын, которого звали Дуттха кумара, Злой Принц, и он был неподвластен своему отцу и родне. Советники, брамины и горожане указывали юноше на ошибки в его пути, но тщетно. Он не внимал их советам. И царь почувствовал, что единственная надежда вернуть сына связана с добродетельным аскетом. Поэтому в качестве последнего шанса он взял принца и передал его Бодхисаттве, чтобы тот разобрался с ним. Затем Бодхисаттва гулял с принцем по саду для отдыха, пока они не пришли туда, где рос саженец дерева нимб, на котором пока росло только два листа, один с одной стороны, другой с другой. — Попробуй лист этого маленького деревца, принц, — сказал Бодхисаттва, — и посмотри, каково оно.
Юноша так и сделал, но едва он положил лист в рот, как тут же выплюнул его с ругательством и стал захлёбываться и плеваться, чтобы выгнать вкус изо рта.
— В чём дело, принц? — спросил Бодхисаттва.
— Господин, сегодня это дерево лишь намекает на смертельный яд, но, если его оставить расти, оно станет причиной смерти многих людей, — ответил принц. И тут же сорвал и раздавил в руках крошечный росток, произнося такие строки:
Если яд затаился в маленьком дереве,
Сколько же будет яда в большом дереве?
— Каким оно будет, когда вырастет? Но когда оно вырастет и станет большим, оно, конечно, будет убийцей человечества. Разорвав и раздавив его, я остановил его, — сказал юноша.
Тогда Бодхисаттва сказал ему:
— Принц, опасаясь того, во что может вырасти ядовитый саженец, ты вырвал его и разорвал на части. Как ты поступил с деревом, так и народ этого царства, опасаясь, что столь яростный и вспыльчивый принц может стать царём, не посадит тебя на трон, а вырвет с корнем, как это дерево нимб, и отправит в изгнание. Так что прими предостережение от этого дерева и впредь проявляй милосердие и умножай любовь и доброту.
С этого часа настроение принца изменилось. Он стал смиренным и кротким, милосердным и переполненным добротой. Следуя наставлениям Бодхисаттвы, когда он стал царём после смерти отца, он проявлял щедрость, совершал добрые дела и в конце концов, ушёл из жизни, чтобы жить в соответствии со своими поступками.
Закончив урок, Учитель сказал: — Итак, монахи, я уже не в первый раз укрощаю принца Дуттху; я делал то же самое в давние времена.
Затем он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— Нынешний принц Личчави Дуттха был принцем Дуттхой из этой истории, Ананда — царём, а аскетом, который увещевал принца к добру, был я сам.