Содержание
Расположенная к югу от Катманду деревня Парпинг — важное место паломничества для буддистов, в особенности для последователей Ваджраяны. Ваджраяна (в переводе с санскрита ‘Алмазная колесница’) — это одно из направлений буддизма, отличающееся сложной системой практик и ритуалов. Оно предлагает методы, позволяющие достичь духовной реализации в течение одной жизни. В этой традиции гуру (учитель) считается источником всех благ, и именно взаимодействие с ним делает возможным столь быстрое духовное продвижение.
Традиции и практики Ваджраяны в Тибет и Непал принёс великий индийский мастер Падмасамбхава, более известный как Гуру Ринпоче — ‘Драгоценный Учитель’. Практикуя в разных уголках этих стран, он благословил множество мест для медитации, которые со временем обрели такую же духовную силу, как и главные святыни Индии.
Две такие пещеры находятся в Парпинге: пещера Асуров и пещера Янглешо. По словам многих учителей, включая Его Святейшество Дуджома Ринпоче, для практикующих Ваджраяну эти места так же важны, как Бодхгая для буддистов всего мира. Они служат мощным источником духовной энергии для всей традиции.
Пещера Асуров (Asura Cave)
Пещера Асуров расположена на склоне холма, примерно в 500 метрах к северо-западу от деревни Парпинг. Весь путь к ней украшен молитвенными флажками, которые создают особую атмосферу умиротворения и святости. Сегодня пещера находится на территории небольшого монастыря, и чтобы попасть в неё, необходимо пройти через несколько монастырских построек.
Священные отпечатки Гуру Ринпоче
Одним из главных чудес этого места считается отпечаток руки Падмасамбхавы, оставленный в камне. Создаётся впечатление, что под воздействием огромной духовной энергии скальная порода стала податливой, словно воск, и запечатлела мельчайшие детали ладони великого мастера. Подобные знаки призваны помочь людям расширить свои представления о возможном и преодолеть ограничения ума. Хотя ум ищет рациональное объяснение, отсутствие следов искусственной обработки камня заставляет предположить, что в наш мир действительно приходили существа со сверхъестественными способностями.
Для европейца такой отпечаток — настоящее чудо, тогда как для тибетцев и непальцев, привыкших к мистическим явлениям, это скорее обыденность. Считается, что любой тулку (сознательное перерождение реализованного мастера) способен оставить подобный след. Это знак достижения высокого уровня духовной реализации. Паломники прикладывают свои ладони к отпечатку в скале, чтобы соприкоснуться с благословением учителя.
Перед входом в пещеру расположены также отпечатки стоп Гуру Ринпоче, покрытые красным порошком, который используется как подношение. Обычай поклоняться следам просветлённых существ возник даже раньше, чем традиция создавать их статуи. Такие следы встречаются в двух формах:
- Реальный отпечаток в почве или камне. Согласно священным текстам, тело великого существа имеет особые признаки, один из которых — плоская стопа. Поэтому отпечатки ног будд не имеют привычной нам выемки.
- Символическое изображение — контур или рельеф ступни на кирпичном или бетонном постаменте. Это не буквальный след, а знак присутствия мастера.
- Дордже Кундрагма;
- Дордже Яма Кёнг;
- Дордже Кунту Санг;
- Дордже Гегки Цо.
- Горакшанатх. В пещере Асуров долгое время практиковал Горакшанатх, один из 84 махасиддхов (великих мастеров Индии) и автор «Горакша-самхиты». Местные жители иногда называют эту пещеру его именем. По некоторым версиям, отпечатки руки и стоп принадлежат именно ему. Исторические данные указывают, что он мог практиковать здесь около 1200 года н. э.
- Марпа Лоцава (1012–1097). Великий переводчик и основатель линии Кагью тибетского буддизма останавливался в Парпинге и выполнял ритуалы, возвращаясь из своей третьей поездки в Индию.
- Современные мастера. В XX и XXI веках здесь медитировали многие выдающиеся ламы, подтверждая непреходящую духовную силу этого места. Среди них были Тулку Ургьен Ринпоче, Джигме Пунцок Ринпоче, Намкай Норбу Ринпоче, Согьял Ринпоче и многие другие. Посещение этих мест великими учителями современности подтверждает их актуальность для практикующих сегодня.
Хотя следы в Парпинге выглядят как второй тип, предания утверждают, что это реальные отпечатки, которые были подняты с земли и установлены на уровне пояса для удобства поклонения.
Устройство пещеры
Вход в пещеру обрамлён обычной деревянной рамой, но за ней открывается пространство, наполненное спокойной духовной энергией. Сама пещера невелика, её стены закопчены от сотен масляных лампад, которые верующие зажигают здесь ежедневно. Свет лампады символизирует свет учения (дхармы), рассеивающий тьму невежества. Благодаря тому, что пещера хорошо прогревается солнцем, она служит прекрасным местом для медитации в холодное время года.
Внутри находится небольшой алтарь со статуей Падмасамбхавы в форме Цокье Дордже. По легенде, её нашёл на поле местный фермер. Слева и справа от неё установлены статуи Ваджракилаи и Вишуддха Херуки — йидамов (медитативных образов просветлённых существ), практики которых Гуру Ринпоче выполнял в этих пещерах. В отблесках огня статуи кажутся живыми. На стене можно увидеть самопроявленный тибетский слог «А» (ཨ), расположенный чуть ниже электрической лампы.
Туннель в пещеру Янглешо
В глубине пещеры Асуров есть туннель, который, как считается, соединяет её с пещерой Янглешо, расположенной ниже. Этот проход выглядит как небольшое отверстие, через которое ощущается сквозняк. Хотя Падмасамбхава мог свободно проходить сквозь твёрдые предметы, он использовал этот узкий туннель для перемещения между пещерами.
Тулку Ургьен Ринпоче рассказывал об этом в своей книге:
Когда мы восстанавливали пещеру несколько лет назад, смотритель обнаружил эту дыру, через которую дул ветер. Он сказал: «Падмасамбхава, должно быть, путешествовал по этому туннелю, но он настолько узкий, что через него могла проползти только крыса или насекомое. Возможно, Падмасамбхава мог уменьшаться до такого размера!
Это предание подчёркивает веру в безграничные способности великого учителя.
Современное состояние
Восстановление пещеры Асуров началось в конце 1980-х годов под руководством Тулку Ургьена Ринпоче. Позднее здесь были основаны монастырь и ретритный центр. Сегодня за пещерой ухаживают тибетские монахи. Пространство, которое ещё несколько десятилетий назад было тёмным и пустым, теперь освещено, оборудовано мраморной столешницей для ритуальных предметов и ящиком для пожертвований.
При посещении монастыря рекомендуется соблюдать тишину и уважительно относиться к монахам и паломникам, особенно к тем, кто находится в уединении (ретрите).
Пещера Янглешо (Yanglesho Cave)
Вторая пещера, Янглешо, находится ниже, примерно в пяти минутах ходьбы от деревни. Рядом с ней расположены небольшие пруды, а также монастырь и ретритный центр.
Природное окружение и индуистское святилище
Пещера расположена у подножия высокого скального склона и большую часть дня находится в тени леса, что делает её идеальным местом для медитации в жаркие летние месяцы. Слева от тропинки, ведущей к пещере, находятся пруды, которые наполняются из природных источников.
Это место также почитается индуистами как святыня бога Вишну. Построенный здесь храм Шеши Нараяны — один из четырёх главных храмов Вишну в долине Катманду. Каскад прудов символизирует змея Ананта-шешу, на котором Вишну покоится в мировом океане. Вход в храм для неиндуистов закрыт.
Буддийская святыня и легенда о нагах
Сама пещера Янглешо находится справа от индуистского храма. Внутри установлена статуя Гуру Ринпоче, а в потолке виден чёткий отпечаток его головы. Легенда гласит, что во время медитации Падмасамбхавы здесь появилось множество ядовитых змей-нагов. Чтобы усмирить их, гуру ударил главного нага ритуальным кинжалом (пхурбой) и превратил их всех в камень. Над скалой и сейчас можно разглядеть окаменевшие змеевидные фигуры. Считается, что в благоприятные моменты в месте удара на голове центральной змеи проступают капли священной воды.
Духовные практики Падмасамбхавы в пещерах
Из жизнеописаний Падмасамбхавы трудно точно установить, как он распределял свои практики между верхней и нижней пещерами. Однако именно в Парпинге он достиг важнейших духовных реализаций.
Достижение Махамудры
Здесь Падмасамбхава реализовал Махамудру — ‘Великую Печать’, постигнув, что пробуждённая мудрость является естественным состоянием ума. Махамудра — это учение о природе реальности и ума, согласно которому наш ум в своей основе чист, ясен и свободен. Негативные концепции и омрачения, созданные кармой, лишь временно скрывают от нас нашу изначальную природу будды. Это состояние было достигнуто им через практики, связанные с йидамами Янгдаг Херукой и Ваджракилаей, которые он выполнял вместе со своей духовной супругой Шакья Дэви.
Устранение препятствий с помощью Ваджракилаи
Практика Ваджракилаи (гневного божества, символизирующего активность всех будд) известна в тибетском буддизме как самое мощное средство для устранения препятствий на духовном пути. Гуру Ринпоче говорил: «Практика Вишуддха Херуки приносит великую реализацию. Но эта практика подобна торговцу, который встречает множество препятствий, тогда как практика Килаи подобна необходимому сопровождению».
Именно с такими препятствиями, которые чинили демоны, великий учитель и столкнулся в Парпинге.
Укрощение демонов и защитников учения
Предания гласят, что Падмасамбхава был способен доносить учение не только до людей, но и до враждебных духовных сущностей. Когда он вместе с Шакья Дэви приступил к практике в Парпинге, демоны наслали на Индию, Непал и Тибет трёхлетнюю засуху, голод и болезни. Падмасамбхава отправил учеников в Индию за текстами учения Ваджракилаи. Как только они были доставлены в Непал, препятствия исчезли: пошёл дождь, болезни отступили, а духи и демоны явились к Гуру Ринпоче и принесли ему клятву защищать учение Будды.
Как говорится в текстах-сокровищах (терма), открытых великим мастером Чокгьюром Лингпой:
В верхней пещере Янглешо,
«Великий Тертон: Жизнь и деятельность Чокгьюра Лингпы»
Чтобы достичь сиддхи Великой Печати,
Я исполнил практику Высшего славного Херуки.
Возникли помехи, причинившие боль Индии и Непалу,
И поэтому я попросил моих мастеров прислать мне методы учения, чтобы отразить их.
Посланники вернули возвышенное знание Килаи.
Когда оно только прибыло в Непал, все помехи были подавлены,
И я достиг высшей сиддхи Великой Печати
В пещере Асуров Падмасамбхава также связал клятвой двенадцать богинь-защитниц местности (Тенма), поручив им охранять Тибет. Среди них:
Другие известные посетители пещер
Пещеры Парпинга привлекали многих великих практиков на протяжении веков.
Духовное значение Парпинга для паломников
Для последователей Ваджраяны Парпинг — это место, где Гуру Падмасамбхава достиг уровня Махамудры, преодолев все препятствия, подобно тому как Будда Шакьямуни победил искушения Мары под деревом Бодхи. Эти места помогают расширить представления о возможном, соприкоснуться с миром, который обычно скрыт от наших органов чувств.
Чудеса, связанные с Парпингом, — отпечатки в скале, крошечный туннель, укрощение духов — бросают вызов нашему привычному восприятию реальности. Великие йоги прошлого обладали полным контролем над телом и умом, и в местах их практики создавалась особая атмосфера. Паломники отмечают, что здесь обостряется внимание, возрастает способность к концентрации и появляется возможность взглянуть на мир шире. Пещеры, традиционно служившие для уединённых ретритов, и сегодня помогают соприкоснуться с этой атмосферой глубокого самопознания.
Приглашаем в тур по Индии и Непалу с Андреем Верба, где вы сможете прочувствовать места силы, связанные с Буддой Шакьямуни.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Что такое Ваджраяна?
Это одно из трёх основных направлений буддизма, также известное как ‘Алмазная колесница’ или тантрический буддизм. Оно зародилось в Индии и получило наибольшее развитие в Тибете. Ваджраяна использует медитативные техники, визуализации и ритуалы для быстрого достижения просветления.
2. Кто такой Падмасамбхава (Гуру Ринпоче)?
Падмасамбхава, или Гуру Ринпоче (‘Драгоценный Учитель’), — индийский мастер VIII века, который сыграл ключевую роль в распространении буддизма в Тибете. Он почитается как второй Будда, особенно в школе Ньингма тибетского буддизма.
3. Можно ли посещать пещеры Парпинга, если я не буддист?
Да, пещеры открыты для всех посетителей. Это уникальная возможность прикоснуться к живой духовной традиции. Однако важно проявлять уважение: вести себя тихо, не мешать молящимся, не фотографировать со вспышкой внутри пещер и следовать указаниям монахов. Одежда должна быть скромной, прикрывающей плечи и колени.
4. Как добраться до Парпинга из Катманду?
Парпинг находится примерно в 20 километрах к югу от Катманду. Самый удобный способ — нанять такси (поездка займёт около 1–1,5 часов). Также можно доехать на местном автобусе от автостанции Ратна Парк, но это займёт больше времени и будет менее комфортно.
5. Что такое терма?
Терма (тиб. ‘сокровище’) — это скрытые учения, ритуальные объекты или реликвии, которые, согласно традиции, были спрятаны Падмасамбхавой и другими мастерами для будущих поколений. Их находят особые люди, называемые тертонами (‘открыватели сокровищ’), в нужный исторический момент.