Содержание
- Исторические названия Бодхгаи
- Храмовый комплекс Махабодхи: сердце Бодхгаи
- Парк для медитаций: пространство тишины и практики
- Знаменитые паломники Бодхгаи: история свидетельств
- Современный облик Бодхгаи: плавильный котёл культур
- Известные храмы Бодхгаи: разнообразие архитектурных стилей
- Великая статуя Будды: символ спокойствия
- Фестивали в Бодхгае: время духовного единения
- Будда Пурнима (Buddha Purnima / Vesak)
- Кагью Монлам Ченмо (Kagyu Monlam Chenmo)
- Когда лучше всего ехать в Бодхгаю: климат и сезоны
Для буддистов всего мира Бодхгая — это своего рода духовный центр, средоточие их мироздания. Это место хранит память о Будде Шакьямуни, о том моменте, когда Сиддхартха Гаутама, наследный принц из рода Шакьев, достиг просветления и стал Буддой — полностью просветлённым существом.
Эта память живёт в храмах, зданиях, деревьях и на улицах Бодхгаи. Конечно, важна и история, запечатлённая на бумаге, записанная в древних манускриптах.
Однако подлинная память — это нечто большее. Она ощущается в самой атмосфере и тишине этого места, буквально витает в воздухе, наполняя каждого, кто сюда приезжает.
Даже когда храм Махабодхи пребывал в запустении во времена мусульманского владычества в Индии, эта память не исчезала. Весь мир помнил о дереве Бодхи и его связи с главным событием в жизни Будды, что подтверждается многочисленными буддийскими текстами, писаниями и художественной литературой. Память об этом священном месте не прерывалась: тысячи буддистов продолжали думать о нём, наполняя его своей энергией. Паломники со всего мира и по сей день приезжают сюда, чтобы прикоснуться к этой чистой и светлой энергии, погрузиться в неё.
Бодхгая — небольшой городок. Это название появилось относительно недавно, в XVIII веке, чтобы отличать священное место у дерева Бодхи, под которым Сиддхартха достиг просветления, от более крупного города Гая, расположенного недалёко.
Исторические названия Бодхгаи
До этого момента место просветления Будды Шакьямуни называлось по-разному. В сутрах (священных буддийских текстах, излагающих учение Будды) часто упоминается, что Будда отправился в Урувеллу и достиг просветления в одноимённой роще. Например: «Однажды Благословенный жил в Урувелле на берегу реки».
Так называлась деревушка, расположенная неподалёку. Согласно комментатору V века Дхармапале, это название произошло от большого количества песка (на санскрите — вела), накопленного в этой местности. Другие источники утверждают, что деревня и одноимённая роща получили своё имя благодаря росшему поблизости дереву вилва.
Со временем название Урувелла забылось, и появились другие, поэтичные имена:
- Бодхимандала — место, где достигается просветление.
- Самбодхи — проницательность, мудрость, необходимая для достижения высших ступеней архатства (состояния полного освобождения от страданий, достигаемого последователями буддизма).
- Ваджрасана — алмазный трон.
- Махабодхи — великое просветление.
Однако ни одно из этих благозвучных названий не закрепилось за городком, и сегодня он известен нам как Бодхгая.
Изначально это место было малоизвестным, но паломники, веками посещавшие дерево Бодхи, превратили его в оживлённый центр буддийской культуры. Считается, что сам Будда никогда не возвращался сюда после достижения просветления.
Однако его учение распространялось, привлекая всё больше последователей. Многие из них желали увидеть место, где их учитель достиг просветления. Понимая, что посещение этого места может укрепить веру его учеников, Будда поощрял такие поездки. Так зародилась буддийская традиция паломничества. В Бодхгае паломники в первую очередь направляются к дереву Бодхи, которое сегодня окружено храмовым комплексом Махабодхи.
Храмовый комплекс Махабодхи: сердце Бодхгаи
Бесспорно, культурным, духовным и смыслообразующим центром города является храмовый комплекс, возведённый на том самом месте, где Будда Шакьямуни достиг просветления. По преданию, здесь же постигали свою природу Будды предыдущих эпох: Дипанкара, Канакамуни и другие. Считается, что сюда же через многие тысячи лет придёт и Будда Майтрея.
Согласно буддийским представлениям, это место настолько насыщено духовной энергией и значимо, что оно будет разрушено последним в конце времён и возродится первым в новом мире. По другим версиям, оно переходит неразрушаемым из кальпы в кальпу (кальпа — в буддизме и индуизме огромный период времени, сопоставимый с мировым циклом).
Современный комплекс храма Махабодхи в Бодхгае включает величественный храм-ступу (буддийское монументальное культовое сооружение, имеющее обычно полусферические очертания и хранящее реликвии) высотой 50 метров, Ваджрасану (Алмазный трон), священное дерево Бодхи, а также множество небольших ступ и памятных мест, расположенных на его территории.
Священное дерево Бодхи: символ просветления
Для многих буддистов именно дерево Бодхи — место, где Будда достиг просветления — является центром мира. Оно несёт глубокое священное и символическое значение.
В раннем буддийском искусстве дерево Бодхи было одним из образов, используемых для изображения Будды.
На протяжении веков паломники развозили семена и отростки дерева Бодхи по своим домам и монастырям. Так потомки священного дерева распространились по всей Индии и окрестным странам. В бирманской надписи XIII века упоминаются паломники, возвращавшиеся из Бодхгаи с такими семенами. Сегодня принято сажать дерево Бодхи в каждом буддийском монастыре как символ присутствия Дхармы (учения Будды, совокупности установленных норм и правил).
В Бодхгае дерево Бодхи — излюбленное место для медитации. Многие паломники оставляют здесь ритуальные пожертвования. Если на медитирующего упадёт сорванный ветром лист с кроны дерева, это считается особым благословением — знаком того, что человеку суждено достичь просветления. Многие увозят такие листья домой как драгоценное напоминание о Бодхгае.
Дерево Бодхи, растущее в Бодхгае сегодня, — это не то самое дерево, под которым медитировал Будда Шакьямуни, а его прямой потомок.
Ваджрасана: Алмазный трон Будды
Ваджрасана (Алмазный трон) — это плита из отполированного красного песчаника, установленная у западной стены храма Махабодхи. Считается, что её воздвиг император Ашока в III веке до н. э., чтобы отметить то самое место, где сидел и медитировал Будда. Когда-то этот участок под деревом Бодхи окружала каменная ограда (балюстрада), но до наших дней сохранились лишь некоторые её столбы. На них можно увидеть искусную резьбу: изображения человеческих лиц, животных и декоративные узоры.
Главный храм Махабодхи: архитектура и значение
Величественный пятидесятиметровый храм Махабодхи — один из старейших буддийских храмов Индии, полностью построенных из кирпича и сохранившихся, по некоторым оценкам, со времён поздней эпохи Гуптов (IV–VI вв. н. э.). Храм выполнен в характерном для того периода архитектурном стиле, оштукатурен и богато украшен орнаментом. Этот орнамент включает рельефные изображения сцен из жизни Будды, различных божеств, а также символов буддизма.
Изображения цветка лотоса — символа чистоты и просветления — встречаются в комплексе повсюду. Храм окружён специальными дорожками для совершения коры (ритуального обхода). Интересная особенность: весь комплекс расположен примерно на 5 метров ниже уровня окружающей земли.
За оградой храма открывается особая реальность, отличная от привычной суеты. Практикующие отмечают, что медитация на территории храма ощущается иначе: дискомфорт в теле во время сидения уменьшается, а уровень концентрации заметно возрастает. Кажется, будто неведомая сила помогает здесь стремящимся к духовному развитию, как когда-то она помогла и самому Будде Шакьямуни.
Именно здесь многим удаётся глубже погрузиться в свой внутренний мир, услышать голос души, осознать истинные желания и стремления. Многие посетители ощущают столь умиротворяющую и благостную энергию, что им не хочется покидать территорию комплекса.
Парк для медитаций: пространство тишины и практики
На территории храмового комплекса Махабодхи бывает довольно шумно, что может мешать сосредоточению, особенно начинающим практикам. Поэтому неподалёку от главного храма был создан специальный Парк для медитаций. Он предназначен для того, чтобы посетители могли практиковать медитацию в тишине и спокойствии.
Участок площадью около 12 акров (почти 5 гектаров) примыкает к восточной части храмового комплекса. В парке установлены два больших колокола, размещённые в специальных беседках, где можно укрыться от дождя. Вход на территорию парка платный (сумма символическая), что помогает поддерживать здесь атмосферу тишины и уединения.
Знаменитые паломники Бодхгаи: история свидетельств
Сохранились многочисленные записи о паломниках, прибывавших в Бодхгаю со всей Индии и практически из всех стран и регионов, где распространился буддизм.
Ранние свидетельства паломничества
Первым известным свидетельством визита паломника из-за пределов Индии считается надпись монаха Бодхиракшиты, датируемая I веком до н.э. Согласно «Расавахини» (палийскому тексту), монах Кулла Тисса с группой паломников совершил путешествие в Бодхгаю около 100 года до н.э. Король Шри-Ланки Силакала (правил в 518–531 гг. н.э.) провёл свою юность послушником в одном из монастырей Бодхгаи. И это лишь несколько примеров паломников из Шри-Ланки.
Знаменитые китайские и вьетнамские паломники
Фасянь — один из самых известных китайских монахов-путешественников, посетивших Индию, — побывал здесь в 399–414 годах н. э. Он отправился в путь из Чанъаня, древней китайской столицы, прошёл через Таксилу, Шравасти, Вайшали, Паталипутру и достиг Бодхгаи — главной цели своего путешествия. Фасянь стремился привезти в Китай тексты Винаи (свода монашеских правил буддийской общины) и другую каноническую буддийскую литературу. Именно благодаря его записям исследователи смогли идентифицировать множество мест, связанных с жизнью Будды. Его «Записки о буддийских странах» стали первым письменным свидетельством очевидца о буддизме на китайском языке.
В 402 году два вьетнамских монаха, Хюи Сун и Минь Вин, достигли на корабле западного побережья Индии и оттуда отправились пешком к святым местам.
Подобных свидетельств множество, а сколько было безымянных паломников, о которых мы, вероятно, никогда не узнаем! Именно благодаря им Бодхгая стала важнейшим центром буддизма, хотя традиция паломничества и прерывалась на некоторое время из-за мусульманских завоеваний.
Современный облик Бодхгаи: плавильный котёл культур
Именно паломничество во многом определяет современный облик Бодхгаи. Сюда издревле стекаются люди разных культур, каждая из которых имеет своё, несколько отличное от других, представление о буддизме. Прогуливаясь по улицам Бодхгаи, можно увидеть храмы самых разных традиций. Каждая культура по-своему представляет облик Будды (что отражено в храмовых статуях) и несколько иначе интерпретирует его слова.
Монастыри и храмы разных традиций
Вокруг храма Махабодхи со временем выросло множество монастырей и храмов, принадлежащих различным буддийским школам и странам. Они поддерживают главную святыню и способствуют распространению учения Будды. Ещё знаменитый китайский паломник Сюаньцзан (VII век) описывал своё пребывание в огромном монастыре Махабодхи Сангхарама, основанном, по преданию, в IV веке царём Шри-Ланки Мегхаванной. Считается, что этот монастырь просуществовал в Бодхгае более девятисот лет.
В целом, храмы и монастыри начали появляться вокруг Бодхгаи преимущественно во времена правления императора Ашоки (III век до н. э.). Однако эти древние сооружения не сохранились до наших дней. Большинство храмов и монастырей, которые можно видеть в Бодхгае сейчас, построены в XX веке.
Сегодня в Бодхгае насчитывается более сорока буддийских храмов. Многие из них — это уникальные архитектурные и художественные памятники, выполненные в стилях разных стран и представляющие собой великолепные достопримечательности, заслуживающие внимания. Кроме того, все буддийские комплексы в Индии, как правило, отличаются чистотой и ухоженностью.
Известные храмы Бодхгаи: разнообразие архитектурных стилей
Вьетнамский храм (Vietnamese Temple)
Вьетнамский храм построен относительно недавно, в 2002 году, и в его облике сочетаются традиционные черты и современные архитектурные решения. Храм выполнен в форме пагоды (многоярусной башни с характерными карнизами), распространённого типа культовых сооружений в Бодхгае, причём пагода вьетнамского храма — одна из самых высоких в городе. Внутри установлена статуя Авалокитешвары (в буддизме махаяны — бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд). Храм окружён прекрасным, ухоженным садом.
Японский храм Индосан Ниппон-дзи (Indosan Nipponji Japanese Temple)
Этот храм был построен в 1973 году. Японский храм в Бодхгае возведён по образцу традиционных японских деревянных храмов. Он отличается сдержанной красотой и отсутствием чрезмерных украшений, подчёркивая естественность материалов и простоту форм. Стены храма изнутри украшены росписями, изображающими различные эпизоды из жизни Будды.
Тайский храм и монастырь (Thai Monastery)
Тайский храм-монастырь в Бодхгае был построен в 1956 году по инициативе тайского монарха и при поддержке премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в знак укрепления дружественных отношений между двумя странами. Этот храм ярко демонстрирует элегантность традиционной тайской архитектуры. Его украшает характерная многоярусная покатая крыша, покрытая позолоченной черепицей, что придаёт всему сооружению очень изысканный вид.
Конечно, нет смысла подробно описывать каждый из многочисленных храмов Бодхгаи. Знакомство с ними позволяет не только насладиться архитектурным разнообразием, но и воочию увидеть, как широко распространилось учение Будды по всему миру, полюбоваться на «разные лики» буддизма из разных стран. Часто даже не нужно совершать специальные экскурсии: по пути от отеля к комплексу Махабодхи вы, так или иначе, непременно пройдёте мимо нескольких таких храмов.
Великая статуя Будды: символ спокойствия
На момент своего открытия в 1989 году Великая статуя Будды, возможно, была самым высоким изваянием Будды в Индии (её высота составляет около 26 метров). Будда изображён сидящим в позе для медитации (падмасане) на цветке лотоса, его глаза полуприкрыты, выражая глубокое спокойствие. Автор статуи — известный индийский скульптор В. Ганапати Стхапати, а работы по камню выполнила компания «Тхакур и сыновья». В основании статуи находится прочный бетонный пьедестал, сама же она высечена из розового песчаника.
Внутри статуя полая: там находится спиральная лестница, ведущая наверх, а вдоль стен расположены деревянные полки. На них размещено 16 300 маленьких бронзовых статуэток Будды, привезённых из Японии. Великая статуя Будды быстро стала одной из ключевых достопримечательностей современной Бодхгаи, привлекающей множество паломников и туристов.
Фестивали в Бодхгае: время духовного единения
Наибольшее число паломников собирается в Бодхгае во время проведения традиционных буддийских фестивалей. Самые известные из них — Будда Пурнима и Кагью Монлам Ченмо.
Будда Пурнима (Buddha Purnima / Vesak)
Это главный буддийский праздник, посвящённый одновременно трём важнейшим событиям в жизни Будды Шакьямуни: его рождению, просветлению и уходу в паринирвану (окончательную нирвану, достигаемую буддой или архатом после смерти физического тела). Праздник приходится на полнолуние месяца вайшакха по индийскому лунно-солнечному календарю (обычно апрель–май).
В программу праздника входят молитвенные собрания, проповеди и религиозные диспуты, чтение буддийских священных текстов, групповые медитации, торжественные шествия и поклонение статуям Будды. В эти дни храм Махабодхи и вся его территория пышно украшаются разноцветными флагами и цветочными гирляндами.
Кагью Монлам Ченмо (Kagyu Monlam Chenmo)
Бодхгая считается одним из самых благоприятных мест для проведения Великого молитвенного фестиваля Монлам Ченмо, особенно в традиции Кагью тибетского буддизма. Этот фестиваль проводится ежегодно и длится несколько дней. Согласно буддийским представлениям, восходящим к учениям таких мастеров, как Нагарджуна, благие пожелания, произнесённые коллективно во время подобных молебнов, обретают особую силу.
Считается, что они способны предотвращать войны, стихийные бедствия и эпидемии, а позитивный настрой каждого участника многократно усиливается благодаря общему полю молитвы. Традиционно на этом фестивале читаются различные буддийские тексты, содержащие пожелания счастья и благополучия всем живым существам.
Эта традиция пришла из Тибета, поэтому фестиваль проводится в соответствии с тибетским лунным календарём (обычно с 4-го по 11-й день первого тибетского месяца). По григорианскому календарю это время чаще всего приходится на февраль.
Когда лучше всего ехать в Бодхгаю: климат и сезоны
В Южном Бихаре, где расположена Бодхгая, жаркий сезон начинается с середины марта и длится два–три месяца. В начале этого периода, в марте, жара ещё умеренная, и поездка может быть достаточно комфортной. Однако затем температура воздуха часто поднимается до +40°C и выше. Поездка в это время подойдёт тем, кто хорошо переносит сильную жару.
В этот период здесь устанавливается сухая жаркая погода, типичная для субтропического климата, с волнами зноя, идущими от пустыни Раджастхан. В это время буддийских паломников в Бодхгае обычно немного.
С середины июня начинается сезон муссонных дождей, сопровождающийся сильными грозами и кратковременными, но обильными ливнями. За исключением редких посетителей из близлежащего города Гая, туристов и паломников в этот период здесь почти не бывает.
Муссонные дожди начинают ослабевать в начале сентября. Таким образом, наиболее благоприятное время для посещения святынь Бодхгаи — с октября по март. В эти месяцы погода обычно сухая и тёплая, но не изнуряюще жаркая, что делает пребывание и практики более комфортными.
Приглашаем вас посетить это прекрасное место вместе с клубом OUM.RU
В этом туре мы посетим места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни, как он завещал тем, кто идёт по Пути саморазвития, а также места практик других великих йогов и йогинь. Он будет интересен всем, кто идёт по пути самосовершенствования.