Чаша полна подаянием?» — эту историю о ссоре двух придворных высокого сословия в Косале Учитель рассказал в Джетаване. Обстоятельства данной джатаки описаны во Второй книге, за № 154, Джатака о змее.
В то время Бодхисаттва, будучи в предыдущем своём воплощении правителем Бенареса по имени Брахмадатта, перевоплотился в царстве Каши в семье брахмана. Повзрослев и получив образование в Таккасиле, он отказался от мирской жизни и отправился в путь в качестве риши (риши — древнеиндийские жрецы и певцы, исполнители ведийских гимнов — прим. пер.). В Гималаях на берегу реки Ганг Бодхисаттва построил себе уединённое жилище и жил там жизнью аскета, развивая в себе сверхъестественные способности и приобретая знания высшего порядка, пребывая в состоянии глубокой дхьяны.
Состояние сосредоточенности сознания Бодхисаттвы было настолько сильным, что он становился абсолютно равнодушен к тому, что его окружает. Однажды, когда он, погрузившись в медитацию, сидел у дверей своей хижины, сооружённой из листьев, к нему подошёл наглый, шаловливый самец обезьяны и засунул свои гениталии в ухо практика. Бодхисаттва даже не попытался его остановить, пребывая в совершенной отрешённости от всего внешнего.
Как-то раз, чтобы погреться на солнце, из воды вышла некая черепаха и улеглась с открытым ртом принимать солнечные ванны. Увидев её, тот же самый нахальный самец обезьяны поспешил засунуть свои гениталии ей в рот. Черепаха тут же проснулась и укусила наглеца за пенис, с силой захлопнув свой рот, словно шкатулку с драгоценностями. Самец обезьяны буквально взвыл от боли. Не в силах терпеть мучения, бедолага подумал: «Кто мне поможет избавиться от этих страданий? К кому мне обратиться?» И тут ему в голову пришла следующая мысль: «Никто, кроме аскета, не сможет избавить меня от этой боли. Я должен пойти к нему».
Подхватив черепаху обеими руками, горе-шалунишка отправился к Бодхисаттве. Бодхисаттва, в свою очередь, не преминул подшутить над бесстыдником и произнёс первую гатху:
Чаша полна подаянием?
Не брахман ли передо мной?
Что за праведник столько пожертвовал?
Или идёшь с похорон?
Услышав это, самец обезьяны произнёс вторую гатху,
Я всего лишь глупец, обезьяна,
Не ведаю, что творю;
Помоги мне, Благословенный,
Потом я сразу в горы убегу.
Теперь пришёл черёд Бодхисаттве поговорить с черепахой, и он произнёс третью гатху:
Все черепахи — Кашьяпы,
Все обезьяны — Конданны;
Отпусти, Кашьяпа, Конданну,
Не стоит впадать в блуд.
Когда черепаха услышала слова Бодхисаттвы, то осталась очень довольна и отпустила обезьяну. Как только горе-шалунишка снова оказался на свободе, он почтил Бодхисаттву поклоном и убежал. Получив свой урок, самец обезьяны больше даже не смел смотреть в ту сторону. А черепаха поприветствовала Бодхисаттву и вернулась на своё место.
Сам же Бодхисаттва, погрузившись в состояние глубокой дхьяны, вознёсся в мир Брахмы.
Когда Учитель закончил повествование, он провозгласил Истины и соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни два придворных высокого сословия были обезьяной и черепахой, а аскетом был я сам.