Измени себя — изменится Мир вокруг

Вайшали: священный город буддизма, его легенды и история

Слушать 1x 0:00·16:48
Синтезированная речь

Во времена Будды Шакьямуни Вайшали был крупным, многолюдным и процветающим городом с прекрасными парками и лотосовыми прудами. Сегодня на его месте находится лишь небольшая деревня, но в древности здесь жили тысячи людей. Город был центром республики Личчхавов и столицей конфедерации Вадджи.

Расположенный в плодородной долине, в месте слияния рек Гандаки и Вишалы, с севера город граничит с холмами Непала. Эти земли всегда были благоприятны для жизни. Вайшали окружали манговые и банановые рощи, сохранившиеся до наших дней. О них упоминал и средневековый китайский путешественник Сюань-цзан:

Это царство занимает около 5000 ли. Почва богата и плодородна, цветы и фрукты произрастают в изобилии. Плоды āmra (манго) и ‘мокка’ (банан) очень многочисленны и ценны. Климат приятный и умеренный.

Сюань-цзан

Помимо благоприятного климата, город славился своими жителями, которые издревле ценили Дхарму — духовное учение. Тот же Сюань-цзан писал о местном населении: «Манеры людей чисты и честны. Они любят религию и высоко ценят учение».

Сегодня руины древнего города занимают обширную территорию. Часть из них идентифицирована археологами, в то время как о других мы знаем лишь из легенд и преданий. Эти места хранят память о множестве событий и великих личностях: Будде Шакьямуни, Вималакирти, Амрапали, Махапраджапати, Ананде.

Легенды и ключевые события в истории Вайшали

Поиски учения и спасение города Буддой Шакьямуни

Первый учитель Будды

Вайшали стал одним из первых мест, которые Сиддхартха Гаутама посетил, покинув дворец в поисках пути избавления от страданий. Здесь он встретил своего первого наставника — Алару Каламу. Согласно «Лалитавистаре», Алара Калама жил в этом великом городе в окружении трёхсот учеников. Увидев, что Сиддхартха освоил его доктрину в совершенстве, наставник предложил ему вместе возглавить общину. Однако будущий Будда, поняв, что это учение не ведёт к полному освобождению, покинул Вайшали и отправился в Раджагриху.

Избавление от голода и эпидемии

Другая известная история повествует о чуде, которое Будда совершил для спасения города. Однажды в Вайшали случилась страшная засуха, погубившая урожай. За ней последовал голод, который привёл к гибели множества людей. На улицах скапливались разлагающиеся тела, что спровоцировало эпидемию.

Тяжёлый запах привлёк, как гласит предание, злых духов, которые стали нападать на выживших. Жители в отчаянии покидали город. Возникли слухи, что причиной бедствий стали неправедные действия правителя. Однако созванная им судейская коллегия не нашла нарушений. Один из министров предложил обратиться за помощью к Будде, который в то время находился под покровительством царя Бимбисары в роще Велувана.

Правители города отправили к Будде послов. Выслушав их просьбу, Учитель вместе с пятьюстами монахами отправился в путь. У переправы через Гангу его встречала торжественная процессия. Легенда гласит, что силой своей мысли Будда вызвал сильнейший ливень, который очистил улицы от грязи и трупов, а демоны в страхе разбежались.

Жест защиты и целебные сутры

Считается, что Будда остановил бедствия с помощью особого жеста — абхая-мудры (мудра — символическое положение рук в индуизме и буддизме). Он поднял правую руку ладонью вперёд, что символизирует защиту и бесстрашие. Этот жест до сих пор широко распространён в буддийской иконографии. С одной стороны, открытая ладонь демонстрирует миролюбие, с другой — является знаком «стоп» для всех несчастий. Позже этим же жестом Будда усмирил разъярённого слона.

Вечером того же дня Учитель произнёс «Ратана-сутту» — хвалебный гимн Трём Драгоценностям, который он начитывал в течение семи дней для полного очищения города. Также в Вайшали Будда поведал «Сутру о Будде Медицины», в которой описал обеты Татхагаты Врачевания, пообещавшего исцелять всевозможные недуги тех, кто будет взывать к его имени.

В текстах также упоминается, что Ананда, ближайший ученик Будды, окроплял улицы священной водой и начитывал специальные мантры.

Ливень символизировал физическое очищение, тогда как действия Ананды — ритуальное, духовное освящение пространства, закрепляющее эффект от проповеди Будды.

В честь этих событий в Вайшали была возведена ступа Совершенной Победы (или ступа Благословения) — особый тип ступы цилиндрической формы, символизирующий победу учения Будды над временем, болезнями и смертью. В такие ступы традиционно закладывают изображение Ушнишавиджайи — Бодхисаттвы долгой жизни. Считается, что практики, связанные с ней, помогают преодолевать тяжёлые заболевания и кармические препятствия. К сожалению, первая такая ступа в Вайшали не сохранилась до наших дней.

Ступа Совершенной Победы — особый тип ступы цилиндрической формы, символизирующий победу учения Будды над временем, болезнями и смертью

Дар куртизанки Амрапали

В Вайшали жила знаменитая куртизанка Амрапали. Она носила статус «нагарвадху» (‘невеста города’) — так называли самую красивую и талантливую женщину, которая принадлежала всему городу. Её нельзя было выдать замуж за одного человека, поскольку это могло спровоцировать распри и даже войны между влиятельными претендентами. Проводить время с нагарвадху могли лишь самые состоятельные люди, поэтому Амрапали была очень богата.

Когда Будда посетил Вайшали, Амрапали пригласила его и всю монашескую общину (сангху) на обед. Учитель принял приглашение. Узнав об этом, принцы Личчхави предложили ей сто тысяч золотых монет в обмен на честь самим принять Будду, но она отказалась.

Визит Будды и его учение очистили сознание Амрапали. Она вступила в сангху, пожертвовав общине свою манговую рощу. Размышляя о непостоянстве красоты, богатства и славы, она достигла состояния архата (архат [в буддизме] — человек, достигший полного освобождения от омрачений и вышедший из колеса перерождений) и постигла истинную природу счастья. Сегодня на месте её рощи находится деревня Амвара. Если в текстах встречается фраза «Будда находился в Амра-парке», речь идёт именно об этом месте, как, например, в начале «Вималакирти-нирдеша-сутры».

Основание первой женской монашеской общины (сангхи)

Ещё одно знаменательное событие, произошедшее в Вайшали, — создание женской монашеской общины. Махапраджапати, тётя и приёмная мать Будды, хотела присоединиться к сангхе. Впервые она обратилась с этой просьбой в Капилавасту, но Будда отказал ей.

Не отчаявшись, Махапраджапати вместе с пятьюстами женщинами из рода Шакьев последовала за Буддой в Вайшали. Они обрили головы, облачились в лохмотья и босиком проделали долгий путь. Увидев их измождённое состояние, Ананда вновь обратился к Учителю:

«Махапраджапати, ваша тётя и мачеха, здесь. Она ожидает, что Вы дадите ей разрешение присоединиться к общине». И снова Будда сказал: «Не спрашивайте меня об этом». Тогда Ананда спросил: «Разве Вы не даёте разрешения, потому что у женщин нет такого же духовного потенциала, как у мужчин, чтобы стать просветлёнными?». «Нет, Ананда, — ответил Учитель, — женщины равны мужчинам в их потенциале достичь просветления».

Это заявление стало революционным для того времени. При содействии Ананды Будда согласился принять женщин в сангху, установив для них ряд дополнительных правил. Так, в Вайшали была основана первая в истории буддизма женская монашеская община (бхикшуни-сангха), что заложило основу для женского монашества, существующего и по сей день.

Вималакирти: учение мирянина-мудреца

История города тесно связана с великим мудрецом-мирянином Вималакирти, чьё учение изложено в «Вималакирти-нирдеша-сутре». Он был богатым горожанином, который, не уходя из мира, достиг глубокого постижения Дхармы. Китайский паломник V века Фа-сянь упоминал о памятниках, связанных с ним:

К северо-востоку от монастыря, в 3–4 ли, есть ступа на месте руин древнего жилища Вималакирти, обладающая многими чудесами. Недалеко отсюда есть одна священная вихара, с виду похожая на нагромождение кирпичей. Как передают, эта каменная куча находится на месте, где старшина-купец Вималакирти во время болезни произносил проповедь.

Фа-сянь
куртизанка и будда фото
Визит Будды в Вайшали и его учение очистили сознание куртизанки Амрапали

Главные достопримечательности Вайшали

Буддийские ступы делятся на реликварные и мемориальные.

  • Реликварные ступы содержат телесные останки (шарирака) или вещи, которыми пользовался просветлённый (парибходжика).
  • Мемориальные ступы возводят в честь важных событий в жизни Учителя или истории буддийской общины.

Великая реликварная ступа: одна из восьми первоначальных

Это одно из самых святых мест в Вайшали. Великая реликварная ступа — одна из восьми первоначальных ступ, возведённых после паринирваны Будды. Его тело было кремировано в Кушинагаре, а прах разделён между представителями восьми народов, включая личчхавов из Вайшали, которые поместили свою часть реликвий в эту ступу.

Изначально это был земляной холм диаметром около 8 метров. Позднее, в эпоху Маурьев, ступу обложили кирпичом и значительно увеличили. Археологи раскопали лишь её основание, над которым сейчас сооружён защитный купол. Сама ступа до нашего времени не сохранилась.

Монастырский комплекс Кутагарасала-вихара

В трёх километрах от реликвария находятся руины древнего монастыря Кутагарасала-вихара. На его обширной территории расположено несколько значимых объектов.

Колонна Ашоки

Именно здесь, по преданию, Будда объявил ученикам о своём скором уходе в махапаринирвану, но по их просьбе продлил свою жизнь на три месяца. В память об этом событии император Ашока в III веке до н. э. воздвиг колонну из красного полированного песчаника высотой 18,3 метра.

На вершине колонны установлена статуя льва, сидящего на задних лапах. Его пасть приоткрыта, словно царственное животное издаёт рык. Морда льва обращена на север, в сторону Кушинагара, указывая направление последнего пути Будды. Исследователь Александр Каннингем подсчитал, что вес монолита составляет около 50 тонн. На колонне нет эдиктов, возможно, они были стёрты временем.

Пруд Рамбакар

На территории монастыря сохранился древний пруд. Легенда гласит, что его выкопала для Будды стая обезьян. Одна из них наполнила чашу Будды диким мёдом. Когда Учитель принял подношение, обезьяна так возликовала, что в порыве радости стала прыгать по ветвям, но не удержалась, упала и разбилась. Благодаря этому благому деянию она переродилась в мире 33 богов. Этот эпизод известен как «Преподнесение обезьяной мёда Будде».

Ступа Ананды

Эта ступа была раскопана в 1970 годах. В ней, предположительно, хранилась часть останков Ананды, о чём упоминал в своих записках Фа-сянь. Археологи обнаружили в ступе небольшие пластины из золота и полудрагоценных камней.

Другие строения

  • Кутагарасала. Изначально на этом месте стояла хижина с остроконечной крышей, где Будда останавливался во время сезона дождей. Позднее здесь была возведена ступа, затем храм, а после — монастырское здание. Сохранились лишь остатки фундамента.
  • Свастикообразное здание. Этот монастырский корпус периода Гуптов состоял из двенадцати комнат, расположенных в виде свастики, «рукава» которой объединялись общей верандой.

История Вайшали после эпохи Будды

После ухода Будды в паринирвану процветание Вайшали было недолгим. Царь Магадхи Аджаташатру, применив осадные машины, разрушил город, и его земли вошли в состав Магадхской империи. Спустя столетия, в III веке до н. э., император Ашока, повелевший распространять Дхарму, возвёл здесь многочисленные ступы и колонны. К V веку н. э., когда эти места посетил Сюань-цзан, большинство буддийских сооружений уже лежали в руинах.

Со временем память о славных событиях стёрлась, а буддизм уступил место другим верованиям. Легендарные места были забыты. Например, колонну Ашоки местные жители стали считать посохом Бхимасены — одного из героев эпоса «Махабхарата».

Для западного мира город был заново открыт благодаря британским исследователям. В 1835 году Дж. Стивенсон описал руины, а позднее сэр Александр Каннингем, опираясь на записки китайских паломников, окончательно идентифицировал их как древний Вайшали.

Практический совет для путешественников: руины Вайшали разбросаны на большой территории. Для их осмотра рекомендуется нанять местный транспорт, например авторикшу. Также стоит взять с собой воду и головной убор, особенно в жаркий сезон.

Приглашаем в тур по Индии и Непалу с Андреем Верба, где вы сможете прочувствовать места силы, связанные с Буддой Шакьямуни.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Чем знаменит город Вайшали в буддизме?

Вайшали — место, где произошли многие ключевые события: Будда спас город от эпидемии, была основана первая женская монашеская община, куртизанка Амрапали сделала щедрое пожертвование сангхе, а мудрец Вималакирти проповедовал своё учение. Здесь же находится одна из восьми ступ с частицей праха Будды.

2. Можно ли посетить Вайшали сегодня?

Да, руины древнего Вайшали являются важным местом паломничества и туристическим объектом в индийском штате Бихар. Основные достопримечательности, такие как колонна Ашоки и раскопанные ступы, открыты для посещения.

3. Что такое ступа?

Ступа — это монументальное сооружение в буддийской архитектуре, имеющее полусферическую или башнеобразную форму. Изначально ступы служили реликвариями, хранящими останки Будды и его учеников, а позже стали возводиться и в память о важных событиях.

4. Кто такая Амрапали?

Амрапали была самой известной куртизанкой (нагарвадху) древнего Вайшали. Прославилась не только своей красотой и богатством, но и глубокой верой. Встретившись с Буддой, она стала его последовательницей, пожертвовала сангхе свою манговую рощу и достигла просветления.