Содержание
Будда Шакьямуни (Гаутама)
Будда жил с 566 по 485 год до н. э. в центральной части Северной Индии. Он родился в богатой аристократической семье из касты воинов в государстве Шакья (столица — Капилавасту), на границе современных Индии и Непала.
Буддийские тексты описывают чудесное зачатие: во сне к царице Майядеви вошёл белый слон с шестью бивнями. Мудрец Асита предсказал, что ребёнок станет либо великим правителем, либо великим мудрецом. Рождение также сопровождалось чудесами. Недалеко от Капилавасту, в роще Лумбини, младенец вышел из бока матери, сделал семь шагов и произнёс: «Я явился».
Юность Гаутамы прошла в роскоши и удовольствиях. Он женился, у него родился сын Рахула. Однако в двадцать девять лет принц отрёкся от престола и семейной жизни, став странствующим отшельником.
Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти и неведения, чтобы пресечь страдания. Впервые он столкнулся с этими явлениями во время прогулки с возницей Чанной. Увидев больного, старика, мертвеца и аскета, Гаутама попросил Чанну объяснить смысл увиденного. Так Будда ясно осознал истину страдания, которое испытывает каждый, и возможность избавления от него.
Падмасамбхава
Падмасамбхава (в переводе — ‘рождённый из лотоса’) — великий йогин VIII века. Будда Шакьямуни предсказал, что Гуру Падмасамбхава появится через восемь лет после его паринирваны (ухода). Его цель — помогать существам реализовать их истинную природу в тёмные времена упадка.
Гуру Падмасамбхава — не просто существо, достигшее просветления. Это проявление особой активности будд, которая прорывается сквозь наши концепции и привычные склонности ума. Он пребывает здесь, чтобы освободить наше мышление от интеллектуальных ловушек и разрушить двойственные стереотипы. Таково его предназначение.
Учитель продолжает воплощаться во множестве форм, чтобы ввести нас во всеобъемлющее состояние ума — дхармадхату. Он растворяет омрачения и устраняет кошмар концептуальной двойственности, которая служит корнем страданий всех чувствующих существ.
Падмасамбхава родился из цветка лотоса, за что и получил своё имя. Будучи принцем, как и Шакьямуни, он покинул дворец и стал отшельником. Медитируя на кладбищах и в горных пещерах, он получил тайные тантрические посвящения от дакинь, став великим йогином и чудотворцем.
Тилопа
Тилопа (988–1069 гг.) — индийский махасиддха, гуру великого Наропы. Линия преемственности от Тилопы к Наропе стала основой тибетской школы Кагью.
Тилопа родился в семье брахманов. При появлении на свет на теле младенца были заметны необычные знаки, и мнения астрологов разделились:
«Мы не знаем, кто этот ребёнок:
Бог, нага или якша.
Всё же заботливо оберегайте это существо».
Мальчика назвали Брахмин Салье. В юности он пас буйволов и много читал. Однажды ему явилась дакини, указала на связь с Чакрасамварой и посоветовала отправиться за поучениями в чистую страну дакинь. Позже он последовал её совету.
Тилопа соединил две линии преемственности:
- Прямая передача. Он получил её от Будды Ваджрадхары (Держателя Алмаза), когда тот явился в видении, и от дакинь. Позже мастер говорил: «У меня нет учителей среди людей». Ваджрадхара дал ему полное посвящение в тантру «Чакрасамвара», назвав Тилопу воплощением самого божества Высшего Блаженства. С этой встречи начинается история линии Кагью.
- Линия «Четыре устные передачи». Тилопа признавал: «У меня есть учителя среди людей». От многочисленных наставников он получал абхишеки (посвящения), тексты и устные пояснения. Эта линия включает в себя:
- «Отцовскую тантру»: через Сараху, Нагарджуну, Арьядеву, Чандракирти, Матанги, Тилопу;
- махамудру: через Сараху, Луйипу, Тенги, Дарику, дакини Шукрадхари, Тилопу;
- йогу сна и промежуточного состояния: через Домби, Винапу, Лавапу, Индрабхути, Тилопу;
- йогу жара: через дакини Сумати, Танглопу, Шинглопу, Карнарипу, Джаландхари, Кришначарью, Тилопу.
После нескольких лет медитации Тилопа получил указание от учителя Матанги практиковать фазу «действия» (карма-йогу). Суть метода — наблюдать карму во внешнем мире и понимать, какие действия живых существ приводят к тем или иным результатам.
Тилопа пел:
«Как масло — сущность кунжута,
Так и мудрость истинной природы внутренне присуща нам.
Хотя она и есть в сердце у всех существ,
Её не достичь, если не подскажет гуру».
Йогин обладал удивительными мистическими способностями. Странствуя по Индии, он победил в магическом поединке небуддийского йогина Мати, скакал верхом на льве, управлял солнцем и луной. В своём теле он показал целый космос. Он обращал в буддизм философов, магов и даже преступников, которые впоследствии становились его учениками и достигали реализации.
Также Тилопа побывал в стране дакинь. Невзирая на опасности, он усмирил их капризный нрав и получил от королевы тринадцать тантрических поучений так называемой «линии передачи шёпотом».
Хотя мастер предпочитал жить в уединённых местах, слава привела к нему превосходных учеников. Держателем своей линии он избрал Наропу.
Наропа
Наропа — великий йогин, выдающийся учёный и мастер медитации. Основываясь на учении Тилопы, он развил практическую систему «Шесть йог Наропы», которая позволяет ученикам ощутить состояние просветления.
О месте рождения Наропы существуют разные мнения. Некоторые биографы указывают Бангладеш, но, согласно словам Марпы, его главного ученика, родина учителя — Лахор в Индии.
Марпа
Марпа — великий йогин и лама-мирянин. Внешне он вёл жизнь богатого семьянина, но к концу пути стал одним из самых авторитетных переводчиков и учителей Тибета.
Марпа родился в год Водяной Крысы (1012 г.) на юге Тибета. Отец предсказал, что сын обретёт великие духовные достижения, если выберет правильный путь. В юности Марпа изучил санскрит у ламы Дрогми из школы Сакья, затем обменял всё имущество на золото и с другом отправился в Индию.
В Непале он встретил двух учеников Наропы, чьё совершенство в практике его поразило. Долгий и трудный путь привёл Марпу к самому Наропе. Учитель принял его как духовного сына. Марпа поднёс гуру всё своё золото и провёл в обучении шестнадцать лет, получая посвящения и наставления. Также он учился у Джнанагарбхи на востоке и сиддхи Кукурипы на юге. Сиддха Майтрипа передал ему полное учение махамудры.
Марпа использовал сны и знамения, чтобы понять ход судьбы. Это был строгий учитель, известный вспышками гнева, которые сменялись моментами великой щедрости и доброго юмора.
Миларепа
Миларепа — знаменитый йог-практик, поэт, автор множества песен и баллад, популярных в Тибете по сей день. Его путь к просветлению был тернист.
В юности под давлением матери Миларепа изучил чёрную магию и с помощью колдовства погубил тридцать пять человек. Осознав тяжесть содеянного, он раскаялся и начал искать способ очистить негативную карму. По совету первого наставника он отправился к Марпе-переводчику.
Марпа был чрезвычайно суров: заставлял выполнять изнурительную работу (строить и разрушать башни) и наотрез отказывался давать посвящения. Лишь после долгих лет испытаний учитель принял Миларепу и передал методы медитации. Двенадцать лет йог упорно практиковал в пещерах. Миларепа стал первым человеком, который достиг столь высокого уровня постижения за одну жизнь, не имея запаса благих заслуг из прошлых рождений.
Аудиоверсия: Жизнь Миларепы
Еше Цогьял
Во времена императора Трисонг Децена в одной из провинций Тибета правил Карчен Шоннупа. Его сын, Карчен Пелгьи Вонгчук, женился на девушке из рода Нуб по имени Гетцо. У них родилась прекрасная дочь — принцесса Еше Цогьял. Её появление сопровождалось чудесными знамениями. Девочка росла необычайно быстро: через месяц она выглядела как восьмилетний ребёнок.
Родители скрывали дочь десять лет. Когда же она предстала перед миром, её красота привлекла толпы людей из Тибета, Китая и Непала. Родители решили выдать Еше Цогьял замуж за одного из принцев. Девушка сопротивлялась, но её выдали насильно. Во время путешествия она сбежала в долину Вомпу Такцанг, где жила аскетом, питаясь плодами и одеваясь в ткань из волокон хлопкового дерева.
Однако отвергнутый жених Зуркхарпа узнал, где она скрывается, и послал три сотни воинов, которые силой привезли её обратно. Назревал военный конфликт. Чтобы разрядить обстановку, мудрый царь Трисонг Децен сам женился на Еше Цогьял.
Вскоре царь пригласил к себе Падмасамбхаву. Когда Гуру Ринпоче воссел на трон, император устроил щедрое подношение ганачакры, предложил учителю гору драгоценностей и золотую мандалу, символизирующую всё царство. В качестве внутреннего, сакрального подношения он предложил учителю Еше Цогьял. Гуру Ринпоче даровал царю высшие учения тантры, а Еше Цогьял стала его духовной супругой. Получив необходимые посвящения, она отправилась с учителем в пещеру Чимпу для практики тайной йоги.
Мандарава
Мандарава — одна из двух главных супруг и учениц Гуру Падмасамбхавы.
Рождённая индийской принцессой, она получила блестящее образование: знала медицину, астрологию и языки. Мандарава отказалась от брака с земными владыками, решив посвятить жизнь самосовершенствованию.
С появлением Падмасамбхавы она стала его духовной спутницей. Оскорблённый отец-царь приказал сжечь их обоих на костре. Однако силой реализации Падмасамбхавы костёр превратился в озеро. Считается, что это озеро Ревалсар (Цо Пема) в индийском штате Химачал-Прадеш. Раскаявшийся царь принял учение, а Мандарава продолжила сопровождать гуру в путешествиях и медитациях в гималайских пещерах.
Мачиг Лабдрон
Мачиг Лабдрон (1055–1145 гг.) — великая йогиня, считающаяся перерождением Еше Цогьял. В жизнеописании последней есть предсказание самого Падмасамбхавы о её будущем воплощении под именем Мачиг Лабдрон.
Путь этой женщины уникален. Она сумела гармонично соединить семейную жизнь, воспитание троих детей и высшую духовную практику. Мачиг Лабдрон создала учение и практику Чод («Отсечение»), суть которой — развитие абсолютного сострадания ко всем живым существам и отсечение привязанности к эго.
Когда в её сердце взошло солнце мудрости, она осознала: ничто не является таким, каким кажется. Йогиня освободилась от тончайшей привязанности к собственному «я». Современники говорили: «Какое счастье, что эманация божества родилась в Тибете».
Мачиг Лабдрон основала линию передачи учения непосредственно от богини Тары. Согласно традиции, в земном теле она прожила 200 лет.
В «Манджушри-мула-тантре» сохранилось пророчество Будды Шакьямуни:
«Во времена заката моего Учения на севере, в Стране Снегов, явится сущность Праджняпарамиты по имени Лабдрон. Она будет учить сердечной, нерождённой сути в городах, селениях и горах, на кладбищах, в лесах и долинах. Её Учение широко распространится!»
Будда Шакьямуни
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Кто такие махасиддхи?
Термин «махасиддха» происходит от санскритских слов маха (‘великий’) и сиддхи (‘совершенство’ или ‘сверхспособность’). Это практики, которые достигли высшей духовной реализации и обрели особые способности через тантрические методы йоги. В отличие от монахов, они часто вели образ жизни мирян или бродячих аскетов, бросая вызов социальным нормам ради освобождения ума.
2. Почему в тексте говорится, что Будда родился в Индии, но Лумбини находится в Непале?
Во времена жизни Будды современных границ не существовало. Государство Шакья со столицей в Капилавасту располагалось на территории, которая сегодня разделена между Индией и Непалом. Место рождения Будды, роща Лумбини, географически находится на территории современного Непала, совсем рядом с индийской границей.
3. Что такое практика Чод, созданная Мачиг Лабдрон?
Чод переводится как ‘отсечение’. Это уникальная система медитации, направленная на отсечение привязанности к собственному эго и телу. Практикующий визуализирует подношение своего тела демонам и духам, трансформируя страх в чистое сострадание. Цель практики — осознать пустотную природу всех явлений.
4. Действительно ли йоги жили по 200 лет и умели летать?
Жизнеописания великих учителей (называемые намтарами) — это духовная литература, где исторические факты переплетаются с символизмом и легендами. Способности, такие как левитация или долголетие, в традиции рассматриваются как признаки высокого духовного постижения (сиддхи), однако воспринимать их можно и как метафору безграничных возможностей просветлённого сознания.