Измени себя — изменится Мир вокруг

Великие учителя йоги: краткие жизнеописания

Будда Шакьямуни с учениками

Будда Шакьямуни (Гаутама)

Будда Шакьямуни жил с 566 по 485 год до н. э. в центральной части Северной Индии. Он родился в богатой аристократической семье из касты воинов в государстве Шакья (столица — Капилавасту), на границе современных Индии и Непала.

Буддийские тексты описывают чудесное зачатие: во сне к царице Майядеви вошёл белый слон с шестью бивнями. Мудрец Асита предсказал, что ребёнок станет либо великим правителем, либо великим мудрецом. Рождение также сопровождалось чудесами. Недалеко от Капилавасту, в роще Лумбини, младенец вышел из бока матери, сделал семь шагов и произнёс: «Я явился».

Юность Гаутамы прошла в роскоши и удовольствиях. Он женился, у него родился сын Рахула. Однако в двадцать девять лет принц отрёкся от престола и семейной жизни, став странствующим отшельником.

Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти и неведения, чтобы пресечь страдания. Впервые он столкнулся с этими явлениями во время прогулки с возницей Чанной. Увидев больного, старика, мертвеца и аскета, Гаутама попросил Чанну объяснить смысл увиденного. Так Будда ясно осознал истину страдания, которое испытывает каждый, и возможность избавления от него.

Гуру Падмасамбхава

Падмасамбхава

Падмасамбхава (в переводе — ‘рождённый из лотоса’) — великий йогин VIII века. Будда Шакьямуни предсказал, что Гуру Падмасамбхава появится через восемь лет после его паринирваны (ухода). Его цель — помогать существам реализовать их истинную природу в тёмные времена упадка.

Гуру Падмасамбхава — не просто существо, достигшее просветления. Это проявление особой активности будд, которая прорывается сквозь наши концепции и привычные склонности ума. Он пребывает здесь, чтобы освободить наше мышление от интеллектуальных ловушек и разрушить двойственные стереотипы. Таково его предназначение.

Для поддержания связи с мастером и устранения препятствий на пути ученики часто повторяют его сердечную мантру, которая считается квинтэссенцией его просветленного ума.

Учитель продолжает воплощаться во множестве форм, чтобы ввести нас во всеобъемлющее состояние ума — дхармадхату. Он растворяет омрачения и устраняет кошмар концептуальной двойственности, которая служит корнем страданий всех чувствующих существ.

Падмасамбхава родился из цветка лотоса, за что и получил своё имя. Будучи принцем, как и Шакьямуни, он покинул дворец и стал отшельником. Медитируя на кладбищах и в горных пещерах, он получил тайные тантрические посвящения от дакинь, став великим йогином и чудотворцем.

Индийский махасиддха Тилопа

Тилопа

Тилопа (988–1069 гг.) — индийский махасиддха, гуру великого Наропы. Линия преемственности от Тилопы к Наропе стала основой тибетской школы Кагью.

Тилопа родился в семье брахманов. При появлении на свет на теле младенца были заметны необычные знаки, и мнения астрологов разделились:

«Мы не знаем, кто этот ребёнок:
Бог, нага или якша.
Всё же заботливо оберегайте это существо».

Мальчика назвали Брахмин Салье. В юности он пас буйволов и много читал. Однажды ему явилась дакини, указала на связь с Чакрасамварой и посоветовала отправиться за поучениями в чистую страну дакинь. Позже он последовал её совету.

Тилопа соединил две линии преемственности:

  1. Прямая передача. Он получил её от Будды Ваджрадхары (Держателя Алмаза), когда тот явился в видении, и от дакинь. Позже мастер говорил: «У меня нет учителей среди людей». Ваджрадхара дал ему полное посвящение в тантру «Чакрасамвара», назвав Тилопу воплощением самого божества Высшего Блаженства. С этой встречи начинается история линии Кагью.
  2. Линия «Четыре устные передачи». Тилопа признавал: «У меня есть учителя среди людей». От многочисленных наставников он получал абхишеки (посвящения), тексты и устные пояснения. Эта линия включает в себя:
    • «Отцовскую тантру»: через Сараху, Нагарджуну, Арьядеву, Чандракирти, Матанги, Тилопу;
    • махамудру: через Сараху, Луйипу, Тенги, Дарику, дакини Шукрадхари, Тилопу;
    • йогу сна и промежуточного состояния: через Домби, Винапу, Лавапу, Индрабхути, Тилопу;
    • йогу жара: через дакини Сумати, Танглопу, Шинглопу, Карнарипу, Джаландхари, Кришначарью, Тилопу.

После нескольких лет медитации Тилопа получил указание от учителя Матанги практиковать фазу «действия» (карма-йогу). Суть метода — наблюдать карму во внешнем мире и понимать, какие действия живых существ приводят к тем или иным результатам.

Тилопа пел:

«Как масло — сущность кунжута,
Так и мудрость истинной природы внутренне присуща нам.
Хотя она и есть в сердце у всех существ,
Её не достичь, если не подскажет гуру».

Йогин обладал удивительными мистическими способностями. Странствуя по Индии, он победил в магическом поединке небуддийского йогина Мати, скакал верхом на льве, управлял солнцем и луной. В своём теле он показал целый космос. Он обращал в буддизм философов, магов и даже преступников, которые впоследствии становились его учениками и достигали реализации.

Также Тилопа побывал в стране дакинь. Невзирая на опасности, он усмирил их капризный нрав и получил от королевы тринадцать тантрических поучений так называемой «линии передачи шёпотом».

Хотя мастер предпочитал жить в уединённых местах, слава привела к нему превосходных учеников. Держателем своей линии он избрал Наропу.

Великий йогин Наропа

Наропа

Наропа — великий йогин, выдающийся учёный и мастер медитации. Основываясь на учении Тилопы, он развил практическую систему «Шесть йог Наропы», которая позволяет ученикам ощутить состояние просветления.

О месте рождения Наропы существуют разные мнения. Некоторые биографы указывают Бангладеш, но, согласно словам Марпы, его главного ученика, родина учителя — Лахор в Индии.

Великий йогин Марпа

Марпа

Марпа — великий йогин и лама-мирянин. Внешне он вёл жизнь богатого семьянина, но к концу пути стал одним из самых авторитетных переводчиков и учителей Тибета.

Марпа родился в год Водяной Крысы (1012 г.) на юге Тибета. Отец предсказал, что сын обретёт великие духовные достижения, если выберет правильный путь. В юности Марпа изучил санскрит у ламы Дрогми из школы Сакья, затем обменял всё имущество на золото и с другом отправился в Индию.

В Непале он встретил двух учеников Наропы, чьё совершенство в практике его поразило. Долгий и трудный путь привёл Марпу к самому Наропе. Учитель принял его как духовного сына. Марпа поднёс гуру всё своё золото и провёл в обучении шестнадцать лет, получая посвящения и наставления. Также он учился у Джнанагарбхи на востоке и сиддхи Кукурипы на юге. Сиддха Майтрипа передал ему полное учение махамудры.

Марпа использовал сны и знамения, чтобы понять ход судьбы. Это был строгий учитель, известный вспышками гнева, которые сменялись моментами великой щедрости и доброго юмора.

Йог-практик Миларепа

Миларепа

Миларепа — знаменитый йог-практик, поэт, автор множества песен и баллад, популярных в Тибете по сей день. Его путь к просветлению был тернист.

В юности под давлением матери Миларепа изучил чёрную магию и с помощью колдовства погубил тридцать пять человек. Осознав тяжесть содеянного, он раскаялся и начал искать способ очистить негативную карму. По совету первого наставника он отправился к Марпе-переводчику.

Марпа был чрезвычайно суров: заставлял выполнять изнурительную работу (строить и разрушать башни) и наотрез отказывался давать посвящения. Лишь после долгих лет испытаний учитель принял Миларепу и передал методы медитации. Двенадцать лет йог упорно практиковал в пещерах. Миларепа стал первым человеком, который достиг столь высокого уровня постижения за одну жизнь, не имея запаса благих заслуг из прошлых рождений.

Принцесса Еше Цогьял

Еше Цогьял

Во времена императора Трисонг Децена в одной из провинций Тибета правил Карчен Шоннупа. Его сын, Карчен Пелгьи Вонгчук, женился на девушке из рода Нуб по имени Гетцо. У них родилась прекрасная дочь — принцесса Еше Цогьял. Её появление сопровождалось чудесными знамениями. Девочка росла необычайно быстро: через месяц она выглядела как восьмилетний ребёнок.

Родители скрывали дочь десять лет. Когда же она предстала перед миром, её красота привлекла толпы людей из Тибета, Китая и Непала. Родители решили выдать Еше Цогьял замуж за одного из принцев. Девушка сопротивлялась, но её выдали насильно. Во время путешествия она сбежала в долину Вомпу Такцанг, где жила аскетом, питаясь плодами и одеваясь в ткань из волокон хлопкового дерева.

Однако отвергнутый жених Зуркхарпа узнал, где она скрывается, и послал три сотни воинов, которые силой привезли её обратно. Назревал военный конфликт. Чтобы разрядить обстановку, мудрый царь Трисонг Децен сам женился на Еше Цогьял.

Вскоре царь пригласил к себе Падмасамбхаву. Когда Гуру Ринпоче воссел на трон, император устроил щедрое подношение ганачакры, предложил учителю гору драгоценностей и золотую мандалу, символизирующую всё царство. В качестве внутреннего, сакрального подношения он предложил учителю Еше Цогьял. Гуру Ринпоче даровал царю высшие учения тантры, а Еше Цогьял стала его духовной супругой. Получив необходимые посвящения, она отправилась с учителем в пещеру Чимпу для практики тайной йоги.

Принцесса Мандарава

Мандарава

Мандарава — одна из двух главных супруг и учениц Гуру Падмасамбхавы.

Рождённая индийской принцессой, она получила блестящее образование: знала медицину, астрологию и языки. Мандарава отказалась от брака с земными владыками, решив посвятить жизнь самосовершенствованию.

С появлением Падмасамбхавы она стала его духовной спутницей. Оскорблённый отец-царь приказал сжечь их обоих на костре. Однако силой реализации Падмасамбхавы костёр превратился в озеро. Считается, что это озеро Ревалсар (Цо Пема) в индийском штате Химачал-Прадеш. Раскаявшийся царь принял учение, а Мандарава продолжила сопровождать гуру в путешествиях и медитациях в гималайских пещерах.

Йогиня Мачиг Лабдрон

Мачиг Лабдрон

Мачиг Лабдрон (1055–1145 гг.) — великая йогиня, считающаяся перерождением Еше Цогьял. В жизнеописании последней есть предсказание самого Падмасамбхавы о её будущем воплощении под именем Мачиг Лабдрон.

Путь этой женщины уникален. Она сумела гармонично соединить семейную жизнь, воспитание троих детей и высшую духовную практику. Мачиг Лабдрон создала учение и практику Чод («Отсечение»), суть которой — развитие абсолютного сострадания ко всем живым существам. Практикующий учится распознавать истинную природу демонов нашего ума и отсекать корень страданий — привязанность к эго.

Когда в её сердце взошло солнце мудрости, она осознала: ничто не является таким, каким кажется. Йогиня освободилась от тончайшей привязанности к собственному «я». Современники говорили: «Какое счастье, что эманация божества родилась в Тибете».

Мачиг Лабдрон основала линию передачи учения непосредственно от богини Тары. Согласно традиции, в земном теле она прожила 200 лет.

В «Манджушри-мула-тантре» сохранилось пророчество Будды Шакьямуни:

«Во времена заката моего Учения на севере, в Стране Снегов, явится сущность Праджняпарамиты по имени Лабдрон. Она будет учить сердечной, нерождённой сути в городах, селениях и горах, на кладбищах, в лесах и долинах. Её Учение широко распространится!»

Будда Шакьямуни

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Кто такие махасиддхи?

Термин «махасиддха» происходит от санскритских слов маха (‘великий’) и сиддхи (‘совершенство’ или ‘сверхспособность’). Это практики, которые достигли высшей духовной реализации и обрели особые способности через тантрические методы йоги. В отличие от монахов, они часто вели образ жизни мирян или бродячих аскетов, бросая вызов социальным нормам ради освобождения ума.

2. Почему в тексте говорится, что Будда родился в Индии, но Лумбини находится в Непале?

Во времена жизни Будды современных границ не существовало. Государство Шакья со столицей в Капилавасту располагалось на территории, которая сегодня разделена между Индией и Непалом. Место рождения Будды, роща Лумбини, географически находится на территории современного Непала, совсем рядом с индийской границей.

3. Что такое практика Чод, созданная Мачиг Лабдрон?

Чод переводится как ‘отсечение’. Это уникальная система медитации, направленная на отсечение привязанности к собственному эго и телу. Практикующий визуализирует подношение своего тела демонам и духам, трансформируя страх в чистое сострадание. Цель практики — осознать пустотную природу всех явлений.

4. Действительно ли йоги жили по 200 лет и умели летать?

Жизнеописания великих учителей (называемые намтарами) — это духовная литература, где исторические факты переплетаются с символизмом и легендами. Способности, такие как левитация или долголетие, в традиции рассматриваются как признаки высокого духовного постижения (сиддхи), однако воспринимать их можно и как метафору безграничных возможностей просветлённого сознания.