Содержание
- Как имена Притхиви раскрывают её многогранную суть
- Сказание о царе Притху: как Земля стала коровой
- Воплощения богини: от Ситы до священной реки
- Космический союз: Мать-Земля и Отец-Небо
- Сказание о Варахе: спасение Земли из вод хаоса
- Космические опоры: Нараяна и змей Ананта-Шеша
- Бхуми-деви: земля как физический план бытия
- Тёмная сторона: сын-асур и проклятие богини
- Иконография: как изображают богиню Земли
- Мантры Богине Земли: как выразить почтение
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Прославленной величайшим терпением,
Поддерживающей и созидательной силе,
Объявшей собой широчайшие просторы,
Земле-Матушке — щедрой и доброй
Кормилице всех живых существ
Воспоём мы славу! Ом.
Притхиви (санскр. पृथ्वी, pṛthvī — «земля, мир, свет») — одна из древнейших богинь ведического пантеона, живое олицетворение Земли. Она — не просто планета, а космическая сила плодородия, щедрая дарительница пищи и целебных трав, Великая Мать-Кормилица всего сущего.
В священных писаниях её история тесно переплетена с другими божествами. Притхиви предстаёт супругой Вишну в его аватарах Варахи и Притху. Как проявление богини изобилия Лакшми, она дарует процветание, а как аспект Парвати, супруги Шивы, — воплощает созидательную энергию (шакти). Притхиви — мать богов и всех созданий. Её детьми считают непобедимого асура Нараку и Ситу — героиню «Рамаяны», которая родилась прямо из земной борозды и была найдена царём Джанакой.
Согласно «Махабхарате», великий змей Ананта-Шеша по велению Брахмы держит Землю на своей голове, обеспечивая её устойчивость. Сама же Земля считается одной из восьми форм Махадэва, в которой он проявляется как Шарва («Вооружённый стрелами»). «Ригведа» описывает её одновременно как мать и дочь космического первочеловека Пуруши. Чаще всего древние гимны обращаются к ней в неразрывном союзе с Дьяусом, Отцом-Небом. Лишь один гимн «Ригведы» (V.84) и один гимн «Атхарваведы» (XII.1) посвящены исключительно ей, прославляя её могущество и прося защиты от стихийных бедствий.
Как имена Притхиви раскрывают её многогранную суть
Древние тексты описывают богиню Земли множеством эпитетов, каждый из которых открывает новую грань её природы. В «Рамаяне» её называют терпеливой, в «Махабхарате» — прекрасной и благодатной матерью всего сущего, подпирающей миры. Веды величают её всеобъемлющей, великой и безобманной.
Само имя Притхиви происходит от корня पृथु (pṛthu) — «широкий, просторный». Оно указывает на её главную черту — необъятность, способность простираться на огромные расстояния. Другая версия гласит, что имя означает «дочь Притху», о чём повествует один из ключевых мифов.
Среди её самых известных имён:
- Бхуми (भूमि, bhūmi) или Бхуми-деви: олицетворение плотной материи, физического плана бытия.
- Дхарани (धरणि, dharaṇi): поддерживающая сила, опора.
Множество других имён раскрывают её функции и качества. Они звучат как поэма, посвящённая её величию:
- Джанитра (janitra): дающая рождение всему живому;
- Пришни (pṛśni): мать растений;
- Дхара (dharā) и Дхаритри (dharitrī): вседержительница;
- Дридха (dṛḍha): непоколебимая;
- Васудха (vasu-dhā): щедрая хранительница сокровищ;
- Ратнагарбха (ratna-garbhā): обогащающая, хранящая в своём чреве драгоценные камни;
- Вишвадхена (viśva-dhena): кормящая и питающая всех;
- Махи (mahī): великая;
- Медини (medinī): плодородная почва.
Сказание о царе Притху: как Земля стала коровой
«Дав жизненное дыхание Земле, Притху стал ей отцом, и вся Земля стала зваться дочерью Притху — Притхиви».
«Вишну-пурана» (книга I, глава 13, текст 89)
Один из самых ярких мифов связан с царём Притху — могущественным правителем и аватаром1 Вишну. В его время Земля, охваченная гордыней, поглотила все семена, обрекая мир на голод. Разгневанный царь решил наказать её. Он взял свой лук и направил стрелу в Землю.
Испугавшись, Земля приняла облик коровы и бросилась бежать, но Притху настиг её даже на небесах. Тогда она взмолилась о пощаде:
«Я подобна лодке, и весь мир находится на мне. Если ты погубишь меня, то как спасёшь себя и подчинённых от погружения в воды вселенского океана?»
«Бхагавата-пурана»
Притхиви объяснила, что скрыла семена, потому что порочные люди использовали дары земли лишь для услады чувств, попирая её святость. Но видя благородные мотивы царя, она предложила ему «подоить» её. Притху согласился. Этот акт символизировал гармоничное сотрудничество человека и природы, а не насильственное изъятие ресурсов. Так все существа получили то, в чём нуждались:
- люди — семена для пропитания;
- риши (мудрецы) — ведические знания;
- дэвы (боги) — сому, напиток могущества;
- асуры (демоны) — вино;
- гандхарвы и апсары (небесные музыканты и танцовщицы) — музыку и красоту;
- змеи и наги — яд;
- горы — минералы.
По совету Притхиви царь выровнял поверхность земли, создав равнины и положив начало земледелию. С тех пор он считается отцом-защитником Земли, а она — его дочерью, Притхиви.
Воплощения богини: от Ситы до священной реки
Изначальная энергия шакти проявляется в бесчисленных формах. Притхиви — одна из них. Она считается частичным воплощением Лакшми и ипостасью Парвати. В земной истории она являла себя через образы великих женщин.
- Сита. В эпосе «Рамаяна» Притхиви воплощается в образе Ситы,2 чьё имя Бхумиджа так и переводится — «Рождённая Землёй». Царь Джанака3 нашёл её младенцем в борозде, когда вспахивал поле. В конце своей жизни, не желая возвращаться в мир, причинивший ей столько страданий, Сита призвала Мать-Землю, и та разверзлась, чтобы принять дочь обратно в свои объятия.
- Кунти. Во времена «Махабхараты» богиня Земли родилась как царевна Притха. Позже она получила имя Кунти и стала матерью пятерых братьев-пандавов. Именно через неё на Земле воплотились боги, чтобы восстановить дхарму (вселенский закон) в великой битве на Курукшетре.4
- Река Махи. «Сканда-пурана» утверждает, что священная река Махи (санскр. मही, mahī — «земля, воды») также является воплощением богини, уничтожающим все грехи.
Космический союз: Мать-Земля и Отец-Небо
В древнейших ведических гимнах Небо (Дьяус) и Земля (Притхиви) предстают как нераздельная божественная пара, прародители всего сущего. Их союз — это метафора творения, где дух (Небо) оплодотворяет материю (Землю). Лишь позже боги Индра5 или Варуна6 разделили их, создав пространство для жизни.
В «Ригведе» их называют:
- двумя широкими мирами, нерушимыми опорами мироздания;
- бессмертными и широкими прародителями;
- сильными Законом, сотворяющими чудеса вместе с сыновьями-богами;
- двумя половинами Вселенной, чей век долог.
В «Атхарваведе» они:
- единодушные отец и мать растений;
- прекрасно насыщающие, основа всех благ;
- широкие, глубокие, несущие бессмертие.
Гимн «Ригведы», посвящённый только Земле, воспевает её собственную мощь:
О, Земля, Ты несёшь на себе тяжесть гор, Ты оживляешь почву своим могуществом! <...> Ты самая крепкая, силой удерживающая большие деревья <...> И потоки дождя изливаются с Неба.
«Ригведа», гимн V.84 «К Земле»
Сказание о Варахе: спасение Земли из вод хаоса
Один из центральных мифов творения рассказывает о спасении Земли аватаром Вишну в образе вепря — Варахи. В начале времён асур Хираньякша («Златоокий») из зависти похитил Землю и утащил её на дно космического океана Гарбходаки, олицетворявшего первозданный хаос.
«Земля, подобно огромной ладье, плавала на поверхности необъятного разлива вод, не погружаясь, благодаря своему обширному телу».
«Вишну-пурана», книга I, глава 4, текст 46
Озадаченный Брахма размышлял, как спасти мир, когда из его ноздри появился крошечный вепрь, который мгновенно вырос до гигантских размеров. Это был сам Вишну. Вараха погрузился в бездонные воды, нашёл Землю и вступил в тысячелетнюю битву с Хираньякшей. Победив асура, он поднял Землю на своих клыках и установил её посреди океана, поддерживая своей божественной силой.
Этот миф — не просто история о спасении. Это аллегория творения: божественный порядок (Вишну-Вараха) извлекает организованную материю (Землю-Бхудеви) из недифференцированного хаоса (океан), делая возможным проявление жизни.
Космические опоры: Нараяна и змей Ананта-Шеша
Ведическая космология описывает Землю как часть сложной и многоуровневой системы. Она не висит в пустоте, а поддерживается божественными силами.
«Из вод, которые есть тело Вишну, была создана в форме лотоса Земля, с её морями и горами».
«Вишну-пурана», книга II, глава 12
Вишну в форме Нараяны («Тот, кто движется по водам») является первоисточником творения. Считается, что Земля родилась из его стоп, символизируя основу, опору всего мироздания.
Ниже семи подземных миров (патал) находится ещё одна форма Вишну — тысячеголовый змей Ананта-Шеша («Бесконечный Остаток»). Этот божественный змей, победивший все страсти через суровую аскезу, держит на своих головах все миры, включая Землю. Он олицетворяет собой вечность и стабильность, на которой покоится всё проявленное бытие.
Бхуми-деви: земля как физический план бытия
В ведической философии мир, воспринимаемый нашими органами чувств, называется Бхур-лока — это и есть наша Земля. Ей соответствует элемент притхиви (земля) и богиня Бхуми-деви.
Проявленный мир состоит из пяти первоэлементов (панча-махабхута): земля, вода, огонь, воздух и эфир. Каждый из них обладает определённым набором качеств (гун). Земля уникальна тем, что содержит в себе все пять качеств, что и придаёт ей плотность и материальность:
- запах (свойство земли);
- вкус (свойство воды);
- форма/цвет (свойство огня);
- осязание (свойство воздуха);
- звук (свойство эфира).
Наши физические тела, состоящие из этих же элементов, — лишь временное видоизменение земли. Они рождаются из неё и в назначенный час в неё же и возвращаются.
Тёмная сторона: сын-асур и проклятие богини
Даже у светлой Матери-Земли есть своя тень. Её сын, Наракасур, обладал невероятной силой, дарованной ему Брахмой и Вишну. Однако он использовал её во зло, став жестоким тираном. Убить его не мог никто, кроме собственной матери.
Чтобы избавить мир от его гнёта, Вишну воплотился как Кришна. В решающей битве его сопровождала супруга Сатьябхама, которая была воплощением самой Бхудеви. Когда Кришна был ранен, именно она выпустила стрелу, сразившую Наракасура. Эта история иносказательно говорит о том, что лишь через воплощение на Земле (через опыт жизни в материальном мире) можно преодолеть свои тёмные стороны и эгоистичные тенденции.
Другая легенда из «Рамаяны» рассказывает, как богиня Ума (Парвати) прокляла Землю за то, что та без её участия помогла родиться богу войны Картикее:
«О, Земля... у тебя никогда не будет сына, ты будешь многократно менять свой облик, а также иметь бесчисленных хозяев».
«Рамаяна», книга I, глава 36
И по сей день лик Земли постоянно меняется из-за движения континентов и стихийных бедствий. А за право властвовать над ней сражались бесчисленные цари — как праведные защитники, подобные Раме и Парикшиту, так и жестокие тираны, от деяний которых Земля стонала под тяжким бременем.
Иконография: как изображают богиню Земли
Образ Притхиви в искусстве глубоко символичен. Её часто изображают:
- Сидящей на четырёх слонах или в их окружении. Эти слоны — хранители четырёх сторон света, символы мудрости и стабильности.
- С четырьмя руками, в которых она держит гранат (символ изобилия), сосуд с водой и чаши с целебными травами.
- С двумя руками, где одна сложена в абхая-мудру (жест бесстрашия), а другая — в варада-мудру (жест благословения), или держит лотос.
- Рядом с Вишну, как одна из его двух супруг, вместе со Шридеви (Лакшми). Бхудеви символизирует материальное процветание, а Шридеви — духовное.
Мантры Богине Земли: как выразить почтение
Обращение к Притхиви через мантры — это способ настроиться на её энергию, выразить благодарность и почтение.
Простая мантра-почитание:
ॐ भूतधाराय नमः
Oṃ Bhūtadhārāya namaḥ
(Ом. С почтением восславим Мать-кормилицу всех живых существ!)
Бхуми-Гаятри мантра:
ॐ वसुधाराय विद्महे
भूतधाराय धीमहि
तन्नो भूमि प्रचोदयात्
Oṃ vasudhārāya vidmahe
Bhūtadhārāya dhīmahi
Tanno Bhūmi pracodayāt
(Ом. Вознесём почтение Хранительнице сокровищ, медитируем на
Мать-кормилицу всего сущего. Да осветит наш путь богиня Бхуми!)
Биджа-мантра (семенной звук):
Лам (लं, laṃ) — это вибрация, соответствующая элементу земли и
корневой чакре Муладхаре. Считается, что её повторение помогает
укрепить связь с землёй, обрести стабильность и внутреннюю опору.
Вместо заключения: живая душа планеты
Притхиви — не просто мифологический персонаж. Она — хранительница и душа нашей планеты. Земля — живой, чувствующий организм. Она радуется, когда кормит и оберегает своих детей, и страдает, когда к ней относятся с потребительским равнодушием.
Бурение скважин, истощение недр, загрязнение — всё это раны на её теле. Древний принцип «не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой» применим и к нашему общему дому. Стихийные бедствия, которые мы наблюдаем сегодня, — это не гнев богов, а естественная реакция живой системы на нарушение баланса. Помнить, что мы — дети Земли, и относиться к ней как к родной Матери, — это не просто эзотерика, а путь к выживанию и гармонии.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. В чём основное различие между Притхиви и Бхуми?
2. Почему Притхиви часто ассоциируется с коровой?
3. Насколько мифы о Притхиви актуальны сегодня?
4. Существуют ли похожие богини-матери в других культурах?
- Гея в греческой мифологии;
- Теллус в римской мифологии;
- Пачамама у народов Анд в Южной Америке;
- Мать — Сыра Земля в славянской мифологии.
5. Можно ли использовать мантры Притхиви в личной практике, не будучи последователем индуизма?
О, сияющий светом миллионов солнц, бог Ганеша! У тебя огромное тело и изогнутый хобот слона. Пожалуйста, всегда устраняй препятствия во всех моих праведных делах! Пураны Ганеша (санскр. गणेश), также известный как Ганапати, — один из самых почитаемых и любимых богов в индуизме. Сын Шивы и его супруги Парвати, он предстаёт в образе добродушного божества с головой слона. Ганеша — это...