Содержание
- Кто такая богиня Кали?
- Этимология имени: что означает имя Кали?
- Другие имена и эпитеты богини
- Основные формы и проявления Кали
- Махакали: великая форма богини
- Иконография и символизм: как изображают Кали
- Происхождение и мифы о богине Кали
- Союз Шивы и Кали: единство сознания и энергии
- Кали как разрушительный аспект времени
- Кали-юга: тёмная эпоха имени богини
- Разрушение эго как высшее благословение Кали
- Культ Кали: храмы и места поклонения
- Кали-янтра: графическое воплощение энергии
- Мантры богини Кали для трансформации и защиты
- Список литературы
Кто такая богиня Кали?
Кали (санскр. काली, kālī — ‘тёмная’) — одна из самых почитаемых и сложных богинь в индуизме, супруга бога Шивы. Она является самой могущественной и яростной формой шакти (изначальной космической энергии) и представляет собой разрушительное проявление Дурги (Парвати). Кали воплощает страх, но сама пребывает вне его. В ведических писаниях имя «Кали» упоминается как один из семи языков пламени Агни — бога огня, трансформирующего материю в энергию.
О грозная богиня, прославленная как Мать мира! Прекрасна ты, о Луна, на локонах Шивы! Благословенна ты, о изначальная энергия и источник всех существ!
Маха-кали-чалиса1
Несмотря на свой грозный облик, Кали почитается как заботливая Богиня-мать, которая оберегает своих детей от злых сил, уничтожает демонов и все проявления зла. Она дарует освобождение из цикла перерождений (сансары) и выступает защитницей богов. Во многих источниках Кали восхваляется как высшая реальность и величайшее из божеств. Она олицетворение созидательной и одновременно разрушительной космической силы, которая даёт начало творению и приводит мир к его завершению.
Кали — это богиня времени, ипостась цикличности бытия, смены эпох, жизни и смерти. Она несёт возрождение через гибель старых форм. Как проявление аспекта времени Матери-природы, она является энергией трансформации и преобразования, но сама при этом всегда остаётся неизменной. Её разрушительная сила направлена на эго, невежество и иллюзии. Суть Кали — не насилие, а высшая благодать, освобождающая от оков материального мира.
В конце времён Кали поглощает всё сущее, растворяя мироздание в изначальном хаосе. Её одеяние — это само пространство, что подчёркивает её безграничную и всеобъемлющую природу.
Этимология имени: что означает имя Кали?
Имя Кали (काली, kālī) на санскрите означает ‘чёрная, тёмная, тёмно-синяя’ и является женской формой того же имени, что и Кала (санскр. काल, kāla - ‘чёрный, тёмный’) – эпитета Шивы. В этом контексте имя «Тёмная» указывает не на противоположность свету, а на изначальную тьму, из которой всё произошло. Чёрный цвет поглощает все остальные цвета спектра, не отражая их. Подобно этому, Кали вбирает в себя все энергии, что символизирует её всеохватность и полноту. Также встречаются такие значения имени, как ‘поражение’, ‘ссора’ и ‘раздор’.
Однокоренное женское имя Кала (санскр. काला, kālā – от эпитета Шивы отличается долготой конечного гласного) относится к божеству Кала, персонификации цикличности времени, и переводится как ‘время’, ‘судьба’ (санскр. कला, kalā). Имя определяет сущность богини как источника времени и перемен и подчёркивает неизбежность конца жизни.
Часто эти два аспекта женской энергии - Кали и Кала – смешивают, так как оба божества связаны с концепцией времени и разрушения.
Интересно отметить фонетическое сходство санскритского корня kalā со славянским коло, означающим круг или колесо. Оба слова возводят к общему индоевропейскому корню *kwel- ʻвращаться, крутиться, двигатьсяʼ. В славянской традиции колесо символизирует цикличность времени и является древним символом Солнца. Древнеиндийское представление о времени как о круге, колесе, о чём-то движущемся вполне естественно отражено в концепции kāla-cakra ʻколесо времениʼ.
Другие имена и эпитеты богини
Богиню Кали также называют множеством имён, каждое из которых раскрывает один из её аспектов:
- Каларатри (санскр. कालरात्रि, kālarātri) — ‘тёмная ночь, ночь разрушения в конце мира’;
- Калика (санскр. कालिका, kālikā) — ‘чернота, темнота’;
- Шьяма (санскр. श्यामा , śyāmā) — ‘чёрная, тёмная, имеющая смуглый внешний вид (считается признаком красоты)’;
- Кришна (санскр. कृष्णा, kṛṣṇā) — ‘чёрная, тёмная, тёмно-синяя’;
- Кришнаматри (санскр. कृष्णमातृ , kṛṣṇamātṛ) — ‘тёмная мать’;
- Каралика (санскр. करालिका, karālikā) — ‘грозная, наводящая ужас’;
- Караласья (санскр. करालास्या, karālāsyā) — ‘обладающая ужасающим ликом’;
- Камахартри (санскр. कामहर्तृ, kāmahartṛ) — ‘отсекающая желания’;
- Картри (санскр. कर्तृ, kartṛ) — ‘творящая мирʼ, ʻсозидающаяʼ;
- Критья (санскр. कृत्या, kṛtyā) — ‘являющаяся самим действием’;
- Карьякари (санскр. कार्यकरि, kāryakari) — ‘сила действия, порождающая каждое действие’;
- Какини (санскр. काकिनी, kākinī ) — ‘богиня четвёртой юги’.
Полный список из 108 имён богини, представленный в «Кали-аштоттарашата-нама-стотре», можно найти здесь
Основные формы и проявления Кали
Кали как одна из десяти махавидий
Кали является одной из десяти форм (манифестаций) Махадэви, известных как дашамахавидьи (санскр. दशमहाविद्या, daśamahāvidyā), что буквально означает ‘десять великих знаний’. Это группа из десяти тантрических богинь, каждая из которых представляет отдельный аспект Богини-матери. Согласно «Шива-пуране» Кали также является одной из навадург (девяти форм Дурги).
Популярные формы богини
В различных традициях Кали может иметь 8, 12 или 21 форму. «Махакала-самхита» упоминает девять форм, включая Дакшинакали, Шмашанакали и Бхадракали. Наиболее известны и почитаемы в Бенгалии, где культ богини особенно распространён, следующие формы.
- Адьякали — ‘изначальная Кали’, высшая сила (шакти) всего сущего.
- Дакшинакали —‘благословляющая’ и ‘дарующая блага’, наиболее мягкая форма Кали. Она дарит материнскую заботу и защищает от несчастий, устраняет многие грехи, из-за которых бог смерти Яма наказывает людей. По одной из легенд Яма в ужасе убежал, услышав её имя.
- Самхаракали(Вамакали) — самая могущественная и устрашающая форма, олицетворение смерти и разрушения, которое, однако, ведёт к освобождению (мокше).
- Ракшакали — форма, которой поклоняются для защиты от эпидемий и засухи.
- Бхадракали — ‘пожирающая пламя’, свирепая, но благая форма, выступающая как защитница добра.
- Гухьякали — устрашающая форма, олицетворяющая вечную мудрость Кали.
- Сиддхикали — прекрасная форма богини, дарующая духовные блага и наполняющая жизненной силой.
- Чандикакали — воплощение истины и духовной мудрости, устраняющая преграды на духовном пути.
Махакали: великая форма богини
Великая богиня — это энергия мира, а также его воля, и она всегда активна, как сила, приведённая в движение; она пребывает в мире в соответствии с его природой.
Йога Васиштха
Махакали (санскр. महाकाली, mahākālī — ‘Великая Кали’) — это высшая форма Брахмана (Абсолюта) и одна из трёх главных форм Богини-матери (Махадэви), наряду с Махалакшми и Махасарасвати. Она представляет собой мощный космический аспект и связана с гуной тамаса (одним из трёх качеств материальной природы, наряду с саттвой и раджасом; тамас символизирует инерцию, тьму и разрушение).
В форме Махакали Великая богиня поддерживает космический порядок и цикличность бытия. Её изображают с десятью головами и десятью руками. В каждой руке она держит атрибут одного из богов (дэвов), что символизирует её власть над всеми силами мироздания.
Тёмный облик Махакали олицетворяет изначальную тьму, из которой был создан весь мир. В то же время её почитают как Кали Ма (Кали Мать) — любящую и добрую хранительницу природы, Верховную Мать.
Иконография и символизм: как изображают Кали
Богиня Кали танцует вокруг, вооружена топором и другим грозным оружием, одета в венки из цветов. … Её изображают с пламенем на голове и с сухим и иссохшим телом — как символ её иссушающей (разрушающей) ярости.
Йога Васиштха, книга VII, глава LXXXIV
Общее описание образа
Существует множество изображений Кали, но наиболее распространены её четырёхрукая и десятирукая формы. Она предстаёт с кожей чёрного или тёмно-синего цвета, с растрёпанными волосами и налитыми кровью от ярости глазами. Характерной чертой является высунутый красный язык. На ней пояс из человеческих рук и гирлянда из человеческих голов. Её часто сопровождают змеи и шакалы.
В классическом четырёхруком изображении она держит:
- меч в форме серпа;
- трезубец;
- отрубленную голову демона;
- чашу для сбора крови.
В форме Махакали у неё десять ликов, десять рук и по три глаза на каждой голове. В руках она держит атрибуты различных богов: саблю, трезубец, диск (сударшана-чакру), лук и стрелу, раковину, жезл, аркан и отрубленную голову.
Символизм атрибутов
Каждый элемент в образе Кали несёт глубокий символический смысл.
- Меч символизирует божественное знание, которое разрубает оковы невежества и отсекает эгоизм.
- Голова демона олицетворяет эго, которое должно быть повержено истинным знанием.
- Красный язык символизирует гуну раджас — динамическую, активную природу жизни. Его часто сравнивают с цветком гибискуса2, который является одним из традиционных подношений богине.
- Гирлянда из 50 черепов символизирует 50 знаков санскритского алфавита, которые представляют собой звуки, порождающие проявленную Вселенную. В конце времён Кали поглощает эти звуки, и творение растворяется в ней. По другой версии, головы символизируют череду перевоплощений души.
- Пояс из отрубленных рук указывает на карму — совокупность действий и их последствий, от которых Кали освобождает своих преданных.
- Три глаза символизируют её власть над временем (прошлым, настоящим, будущим) и тремя циклами бытия (творением, сохранением и разрушением).
- Жесты рук (мудры): иногда одна её рука сложена в абхая-мудру (жест бесстрашия), а другая — в варада-мудру (жест благословения). Это означает, что богиня защищает от страхов и дарует благословение на победу над иллюзиями.
Происхождение и мифы о богине Кали
В священных текстах существует несколько легенд о появлении Кали. В одной она выходит из тела Вишну как его защитная сила, в другой — рождается изо лба Дурги как воплощение её ярости для уничтожения демонов.
Кали как Йоганидра: защитница Вишну
Первое упоминание о Кали встречается в «Дэви-махатмье». Она предстаёт как Махакали, появляющаяся из тела спящего Вишну в образе богини Йоганидры (космического сна). Её цель — разбудить его для защиты мира от двух демонов: Мадху (олицетворение лести) и Кайтабхи (олицетворение коварства). Когда Вишну не смог одолеть их, Кали приняла форму Махамайи (Великой иллюзии) и очаровала демонов, что позволило Вишну одержать победу.
Рождение из гнева Дурги
В той же «Дэви-махатмье» рассказывается, как во время битвы с демонами Чандой (ʻзлобностьʼ) и Мундой (ʻглупостьʼ) разгневанная Дурга породила Кали из своего лба.
Кали с ужасным лицом тёмно-синего цвета, вооружённая мечом и петлёй, несущая многоцветный посох с черепом наверху, на ней гирлянда из черепов, одета она в тигровую шкуру, истощённая, с широко открытым ртом с высунутым языком, с глубоко запавшими красноватыми глазами.
Маркандея-пурана, песнь LXXXVII
Кали сокрушила демонов и их армию. Затем она победила демона Рактабиджу (‘кровяное семя’), который мог воссоздавать себя из каждой капли своей крови, упавшей на землю. Богиня пронзила его оружием и выпила всю его кровь, не дав ей коснуться земли, после чего уничтожила всех его двойников.
Порождение Шивы
Согласно «Линга-пуране», история происхождения Кали связана с Парвати и Шивой. Когда Шива попросил Парвати победить демона Даруку, которого могла убить только женщина, Парвати слилась с телом Шивы и проявилась как Кали, беспощадно уничтожившая демона.
Союз Шивы и Кали: единство сознания и энергии
Первопричина всего — божественная сила воли стремилась принять какую-либо проявленную форму природы.
Йога Васиштха
Кали чаще всего рассматривается как шакти — неотделимая энергия Шивы. Они символизируют две полярности, которые образуют единое целое. Самый известный иконографический образ — Кали, стоящая или танцующая на неподвижном теле своего супруга. Этот образ имеет несколько глубоких интерпретаций.
- Шива как чистое сознание, Кали как энергия. Белое тело Шивы символизирует трансцендентное, неизменное сознание (пуруша), которое пассивно и неподвижно. Танцующая Кали — это пракрити, сама природа, активная и динамичная энергия, приводящая Вселенную в движение. В тантрической традиции существует известная фраза: «Шива без шакти — это шава (труп)». Без своей энергии Шива не может проявиться в материальном мире.
- Кали как сила времени, побеждающая всё. Когда Кали попирает Шиву, это также может символизировать её власть над самим временем (Махакала, эпитет Шивы). Она — сила, которая в конце цикла (пралайи) поглощает всё, даже само сознание, возвращая мир в состояние непроявленности.
- Шива как усмиритель ярости Кали. В мифах, после уничтожения демонов, гнев Кали становится неукротимым и угрожает всему миру. Только Шива может её успокоить. Он ложится ей под ноги, и когда она осознаёт, что стоит на своём супруге, её ярость утихает.
Шива совершенно спокоен без своей воли или желания, которые являются его женской энергией — Кали.
Йога Васиштха
Таким образом, союз Шивы и Кали — это вечное единство сознания и энергии. Шактикали — это сила сознания в вечном танце творения, поддержания и разрушения. Этот танец мы наблюдаем повсюду: от вращения планет до движения галактик. Именно благодаря этой энергии мир становится видимым и ощутимым, позволяя нам получать опыт и развиваться.
Кали как разрушительный аспект времени
Переменчивый нрав Кали проявляется в природе времени. Она олицетворяет изменяющийся аспект природы, который ведёт как к жизни, так и к смерти. Кали — это воплощение времени, или «высшая ночь», в которой растворяется всё сущее.
В «Маханирвана-тантре» Шива восхваляет её как Великую изначальную калику, которая в конце времён поглощает даже его самого в форме Махакалы (‘верховного управителя времени’). Будучи первопричиной всего, она поглощает и само время, возвращаясь в своё непроявленное, бесформенное состояние (сварупу).
Разрушительный аспект заложен в самой матери-природе. Ничто в материальном мире не вечно — всё созданное обречено на разрушение. Во Вселенной ничто не исчезает бесследно, а лишь меняет форму проявления. Эта сила Кали (времени) заставляет всё стареть и умирать, обеспечивая цикличность и постоянное обновление. Её действие можно сравнить с чёрной дырой, которая поглощает материю, чтобы преобразовать её обратно в энергию.
Циклы времени и гуны природы
Действие силы Кали как владычицы тамо-гуны можно наблюдать в процессах старения и угасания жизненных сил. Цикличность жизни человека отражает циклы существования Вселенной (маха-юги3 — огромные эпохи):
- детство (утро жизни) соответствует сатья-юге, эпохе чистоты и благости (саттве);
- юность (день) — трета-юге, эпохе активности и страсти (раджасу);
- зрелость (вечер) — двапара-юге, где смешиваются раджас и тамас;
- старость (ночь) — кали-юге, эпохе инерции, распада и тьмы (тамасу).
Эти же циклы видны в смене времён суток и сезонов года. Саттва преобладает на рассвете и весной, раджас — днём и летом, а тамас — ночью и зимой. Саттва — это расширение и свет, раджас — равновесие, а тамас, которым управляет Кали, — это сужение, сворачивание и тьма. Поэтому её именуют «Поглощающей время».
День зимнего солнцестояния, когда ночь максимальна, а свет начинает возрождаться, символически связан с энергиями Кали. Некоторые современные эзотерические течения проводят параллель этого периода со славянским праздником Коляды из-за фонетического сходства имён, однако это является современным синкретическим взглядом, а не историческим фактом. Таким образом Кали является покровительницей ночи, зимы, старости и смерти — любого завершающего периода времени.
Кали-юга: тёмная эпоха имени богини
Если всё в мире идёт вопреки установленному свыше порядку — это предвестие гибели.
Махабхарата
Одноимённая с богиней эпоха, кали-юга, названа так, поскольку в это время разрушительная сила проявляется наиболее активно. Это самый тёмный период в цикле маха-юг, для которого характерны духовный упадок, ложь, беззаконие и забвение дхармы (праведного пути). Время в эту эпоху ускоряется, особенно ближе к её концу. По завершении кали-юги начинается новый, восходящий цикл — двапара-юга, трета-юга, и снова сатья-юга.
В «Махабхарате» (книга III, глава 186) так описываются основные черты этой эпохи: люди становятся лживыми, правители — грешными, брахманы забывают свою дхарму, в обществе царят разврат, алчность и беззаконие. Праведники бедствуют и подвергаются гонениям, а нечестивцы процветают.
Разрушение эго как высшее благословение Кали
Кали — яростная, как пламя огня разрушения, свирепая, как бог смерти на поле битвы.
Шива-пурана, Рудра-самхита, глава 38
Разрушительная сила Кали направлена в первую очередь на эго и его проявления: гордыню, тщеславие, жадность и привязанности. Время разрушает всё, что эго считает своим и вечным, — молодость, богатство, власть. Эти потери приносят страдания, но именно они ведут к осознанию иллюзорности материального мира и поиску вечных истин.
Кали, как заботливая мать, даёт своим детям уроки, которые могут показаться жестокими, но их цель — духовное очищение и трансформация. В мифах демоны, которых она уничтожает, символизируют омрачения и пороки. Своим мечом знания она разрубает узлы эгоизма и ложного самоотождествления, освобождая дух для восхождения.
Культ Кали: храмы и места поклонения
Кали почитается по всей Индии, но особенно в Бенгалии, Ассаме, Кашмире и Керале.
Храмы в Западной Бенгалии
- Храм Кали в городе Дакшинешвар, неподалёку от Калькутты — один из самых известных храмов, где Кали почитают в ипостаси Бхаватарини (‘освобождающая из круговорота перерождений’).
- Храм Калигхат в Калькутте — одна из 51 шакти-питх4, священных мест, куда, по преданию, упали части тела богини Сати, первой супруги Шивы.
- Храм Крипамайи Кали — здесь поклоняются форме Кали-крипамайи (‘Кали-милостивой’).
- Храм Канкалитала — ещё одна шакти-питха, посвящённая Парвати, но почитаемая как место Кали.
Храмы в других регионах Индии и за её пределами
- Храм Бхимакали в штате Химачал-Прадеш — древний деревянный храм, также являющийся шакти-питхой.
- Храм Кали-маты в Калке в штате Харьяна.
- Храм Калика-мата в штате Гуджарат — крупный паломнический центр на вершине холма Павагадх.
- Храм Кали в городе Калат (Калат Кали мандир) в Пакистане — в этом храме находится вторая по величине статуя Кали в Азии.
Кали-янтра: графическое воплощение энергии
Кали-янтра — это сакральное геометрическое изображение, которое несёт мощную трансформационную энергию богини. Она представляет собой красный квадрат (бхупуру) с четырьмя вратами на чёрном фоне. Внутри квадрата расположен восьмилепестковый лотос, в центре которого — треугольник шакти, направленный вершиной вниз.
Считается, что медитация на Кали-янтру или её ношение дарует защиту от негативных влияний и несчастных случаев, способствует исцелению и помогает избавиться от внутренних страхов и ложных отождествлений. Янтры обычно изготавливают на медных, серебряных или золотых пластинах.
Мантры богини Кали для трансформации и защиты
Повторение мантр — один из самых доступных способов почитания богини Кали. Однако, обращаясь к её разрушительной силе, следует быть осознанным. Призывать Кали с эгоистичными целями, например, для причинения вреда другому человеку, опасно, так как это может обернуться против самого практикующего.
Обращаться к божеству следует с чистым намерением — для восстановления гармонии, защиты и поддержки на духовном пути. Лучше всего просить не о чём-то конкретном, а о том, что действительно необходимо для эволюции души, поскольку это ведомо лишь высшим силам.
| Мантра, посвящённая богине Кали |
|---|
| ॐ काल्यै नमः |
| oṃ kālyai namaḥ |
| ом кальяй намах |
Буквальный перевод. Ом, поклонение (почитание) Кали.
Расширенная трактовка. Ом, почитание силе Божественной Матери, приводящей мир в движение, познание которого происходит благодаря неумолимому времени.
| Вариация мантры Кали с биджа-слогом ह्रीं (hrīṃ) |
|---|
| ॐ ह्रीं काल्यै नमः |
| oṃ hrīṃ kālyai namaḥ |
| ом хрим кальяй намах |
Расширенная трактовка. Ом, почитание Великой богине, создающей иллюзию материального мира (майю), благодаря которой происходит осознание того, что истинно и вечно, а что иллюзорно и преходяще.
Биджа-мантрой (семенным слогом) Кали является क्रीं (krīṃ).
| Джапа с биджа-мантрой Кали (Калики) |
|---|
| ॐ क्रीं कालिकायै नमः |
| om krīṃ kālikāyai namaḥ |
| ом крим каликаяй намах |
Расширенная трактовка. Ом, почитание Калике — вечной силе времени.
Список литературы
- Линга-пурана
- Махабхарата. Книга III. Лесная (Араньякапарва) / пер. с санскр., предисл. и коммент. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. — М.: Наука, 1987. — 799 с.
- Маханирвана-тантра / пер. с санскр. — М.: Сфера, 2003. — 576 с.
- Маркандея-пурана / пер. с санскр.
- Шива-пурана / пер. с санскр.
- Йога Васиштхи / пер. с санскр.
Словно волны космического разрушения, приняли форму и начали танцевать, Рудра начал свой танец в пространстве. Пока я смотрел на танец Рудры, я увидел тень позади него. «Как может тень существовать без Солнца?» — подумал я. Пока я размышлял, эта тень выступила вперёд и начала танцевать. Пространство танцевало позади земных измерений. Своим танцем она создавала и...